Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Аннотация: Основное содержание работы составляет выявление особенностей организации темпо-ритмической стороны устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Особое внимание уделено профилактики недостатков темпа и ритма.

Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, заикание, онтогенез, периферический аппарат, адаптация, самоконтроль.

Развитие речи неразрывно с развитием темпо-ритмической способности. Существует взаимосвязь между ритмической способностью и высшими функциями человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации деятельности и поведения ребенка (Е.М.Мастюкова) [1 c.85].

Психолого-педагогические исследования, связанные с изучением онтогенеза чувства ритма, показали положительную роль целенаправленных развивающих воздействий на овладение ритмической способностью нормально-развивавшимися детьми дошкольного возраста [ 1 c.135].

В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развивающую значимость приобретает развитие чувства темпо-ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство, прежде всего, связано с координацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое включает в себя сложный симптомо комплекс и в связи с этим характеризуется невысокой эффективностью лечения. Оно возникает в период синситивности (2-6 лет), затрудняет социальную адаптацию ребенка, ограничивает его коммуникативные навыки, а также искажает развитие личностных качеств.

Для речи детей с заиканием характерно недоразвитие темпо-ритмической стороны речи, при котором отмечаются характерные особенности в развитии выразительности речи, что выражается в изменениях интонации [2c.154]. Для подтверждений данной гипотезы используем методику Е.Ф.Архиповой [4 c.213-218].

Нами было проведено исследование с целью выявления степени сформированности темпо-ритмической организации речи детей при заикании.

В методике использованы пять диагностических параметра обследования:

 1.                  Определение темпа и ритма речи ребенка. Параметр измерения – слог, характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени. Материал для исследования: простые предложения. Секундомер, диктофон.

2.                  Исследование восприятия ритма и темпа речи. Предварительно детям поясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Материал – картинки- символы.

3.                  Исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи. Материал для исследования: предложения с разной ритмической и темповой организацией.

4.                  Самостоятельное управление ритмом и темпом речи. Детям необходимо производить по сигналу на материале знакомого произведения.

5.                  Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детский сад №77 г.Ставрополя. В эксперименте приняли участие трое детей старшей дошкольной группы - Денис.К., Лиза М., Ира.С.

Для интерпретации данных, которые получены в процессе исследования первого критерия (определение темпа и ритма речи), нами была использована следующая оценочная шкала:

§     низкая степень – очень медленный темп (1-2 слогов в секунду), очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду).

§     средняя степень – замедленный темп (2-3 слогов в секунду), убыстренный темп (7- 8 слогов в секунду);

§     высокая степень – темп норма (4-5 слогов в секунду).


Определение темпа и ритма речи у детей с заиканием позволило констатировать, что у Дениса К. и Иры С. очень быстрый темп, у Лизы М. мы отметили убыстренный.

Для изучения второго критерия диагностического комплекса (исследование восприятия ритма и темпа речи) была использована следующая оценочная шкала:

§     низкая степень – не соотнесение с картинками;

 §     средняя степень – исправление ошибок после повторного произнесения;

 §     высокая степень – верное выполнение задания.

 Исследование восприятия темпа и ритма речи позволило отметить, что Денис К. и Лиза М. путаются и не соотносят свой собственный темп и ритм с картинками, а Ира С. после повторного произнесения предложения ошибки свои исправляет.

При изучении третьего критерия (исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи) нами была использована шкала:

§     низкая степень – не изменяют темп, не управляют темпом;

 §     средняя степень – незначительно изменяют темп, замедление или убыстрение темпа после нескольких попыток;

§     высокая степень – верное повторение.

 Обследование воспроизведения отраженного темпа и ритма показало, Ира С. не может изменять темп, ребенок не управляет темпом. Денис К. и Лиза С. темп изменяют незначительно, убыстрение или замедление темпа происходит после нескольких попыток.

Для изучения четвертого критерия (самостоятельное управление ритмом и темпом речи), была использована следующая оценочная шкала:

§     низкая степень – не изменяют темп и ритм;

 §     средняя степень – незначительно изменяют темп и ритм речи;

 §     высокая степень – самостоятельно изменяют темп и ритм.

 В результате диагностики мы отметили, что Денис К. не может изменять ритм, а Лиза М. и Ира С. изменяют темп и ритм речи незначительно.

При изучении пятого критерия (характер самоконтроля детей при воспроизведении речевых высказываний) нами была использована шкала:

§ низкая степень – не могут изменять ритм и темп речи;

 § средняя степень – стадия автоматизации навыков самоконтроля;

§ высокая степень – полностью сформированы навыки самоконтроля.

 Дети    могут    заметить     примерно    50%    допущенных    ошибок    в    собственном высказывании.

Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний позволило отметить, что у всех детей средняя стадия автоматизации навыков самоконтроля. Дети могут заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.

Результаты методик позволяют констатировать необходимость проведения целенаправленной работы по формированию темпо-ритмической организации речи детей при заикании.

С целью профилактики недостатков темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием следует придерживаться ряда рекомендаций.

При воспитании и обучении дошкольников как в семье, так и в дошкольном учреждении необходимо придерживаться наиболее оптимальной модели коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства невербального и вербального общения [3].

Речь взрослого должна быть образцом с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, четкости, напевности, звучности голоса, уменьшения редукции гласных ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, русских народных сказках, присказках, стихотворениях классиков. Это особенно важно в гиперсензитивный период развития речи, период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением. Рекомендуется при подборе материала для пересказа, чтения учитывать уровень речевого развития ребенка и возраст. Вербальная коммуникация, которая связана с развитием темпо-ритмической стороны речи можно развивать с помощью невербальных средств, а именно игровой деятельности, в сочетание с движением под музыку. В системе воспитания дошкольника особая роль должна отводиться урокам пения, цель которых воспитание ритмического чувства, при помощи объединения музыкальных и речевых средства выразительности [2 c.215].

Преодоление нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием возможно при помощи соблюдений требований к гармонизации речи и языковым средствам и путем комплексной логопедической работы на всех этапах формирования речи.



Список литературы

 

 

1.                  Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями     речи.     Вопросы     дифференциальной     диагностики:     Учебно- методическое пособие. – СПб., - 2005. – 144с.

2.                  Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед.2005. №6.

3.                  К вопросу о психологическом здоровье личности Бакунова И.В., Байдикова К.В. В сборнике: Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности Сборник научных трудов. 2014. С.16-17.

4.                  Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270с.