30 ноября 2016г.
Аннотация: Основное содержание работы составляет выявление особенностей организации темпо-ритмической стороны устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Особое внимание уделено профилактики недостатков темпа и ритма.
Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, заикание, онтогенез, периферический аппарат, адаптация, самоконтроль.
Развитие речи неразрывно с развитием темпо-ритмической способности. Существует взаимосвязь между ритмической способностью и высшими функциями человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации деятельности и поведения ребенка (Е.М.Мастюкова) [1 c.85].
Психолого-педагогические исследования, связанные с изучением онтогенеза чувства ритма, показали положительную роль целенаправленных развивающих воздействий на овладение ритмической способностью нормально-развивавшимися детьми дошкольного возраста [ 1 c.135].
В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развивающую значимость приобретает развитие чувства темпо-ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство, прежде всего, связано с координацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое включает в себя сложный симптомо комплекс и в связи с этим характеризуется невысокой эффективностью лечения. Оно возникает в период синситивности (2-6 лет), затрудняет социальную адаптацию ребенка, ограничивает его коммуникативные навыки, а также искажает развитие личностных качеств.
Для речи детей с заиканием характерно недоразвитие темпо-ритмической стороны речи, при котором отмечаются характерные особенности в развитии выразительности речи, что выражается в изменениях интонации [2c.154]. Для подтверждений данной гипотезы используем методику Е.Ф.Архиповой [4 c.213-218].
Нами было проведено исследование с целью выявления степени сформированности темпо-ритмической организации речи детей при заикании.
В методике использованы пять диагностических параметра обследования:
1. Определение темпа и ритма речи ребенка. Параметр измерения – слог, характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени. Материал для исследования: простые предложения. Секундомер, диктофон.
2. Исследование восприятия ритма и темпа речи. Предварительно детям поясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Материал – картинки- символы.
3. Исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи. Материал для исследования: предложения с разной ритмической и темповой организацией.
4. Самостоятельное управление ритмом и темпом речи. Детям необходимо производить по сигналу на материале знакомого произведения.
5. Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний.
Исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детский сад №77 г.Ставрополя. В эксперименте приняли участие трое детей старшей дошкольной группы - Денис.К., Лиза М., Ира.С.
Для интерпретации данных, которые получены в процессе исследования первого критерия (определение темпа и ритма речи), нами была использована следующая оценочная шкала:
§ низкая степень – очень медленный темп (1-2 слогов в секунду), очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду).
§ средняя степень – замедленный темп (2-3 слогов в секунду), убыстренный темп (7- 8 слогов в секунду);
§ высокая степень – темп норма (4-5 слогов в секунду).
Определение темпа и ритма речи у детей с заиканием позволило констатировать, что у Дениса К. и Иры С. очень быстрый темп, у Лизы М. мы отметили убыстренный.
Для изучения второго критерия диагностического комплекса (исследование восприятия ритма и темпа речи) была использована следующая оценочная шкала:
§ низкая степень – не соотнесение с картинками;
§ средняя степень – исправление ошибок после повторного произнесения;
§ высокая степень – верное выполнение задания.
Исследование восприятия темпа и ритма речи позволило отметить, что Денис К. и Лиза М. путаются и не соотносят свой собственный темп и ритм с картинками, а Ира С. после повторного произнесения предложения ошибки свои исправляет.
При изучении третьего критерия (исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи) нами была использована шкала:
§ низкая степень – не изменяют темп, не управляют темпом;
§ средняя степень – незначительно изменяют темп, замедление или убыстрение темпа после нескольких попыток;
§ высокая степень – верное повторение.
Обследование воспроизведения отраженного темпа и ритма показало, Ира С. не может изменять темп, ребенок не управляет темпом. Денис К. и Лиза С. темп изменяют незначительно, убыстрение или замедление темпа происходит после нескольких попыток.
Для изучения четвертого критерия (самостоятельное управление ритмом и темпом речи), была использована следующая оценочная шкала:
§ низкая степень – не изменяют темп и ритм;
§ средняя степень – незначительно изменяют темп и ритм речи;
§ высокая степень – самостоятельно изменяют темп и ритм.
В результате диагностики мы отметили, что Денис К. не может изменять ритм, а Лиза М. и Ира С. изменяют темп и ритм речи незначительно.
При изучении пятого критерия (характер самоконтроля детей при воспроизведении речевых высказываний) нами была использована шкала:
§ низкая степень – не могут изменять ритм и темп речи;
§ средняя степень – стадия автоматизации навыков самоконтроля;
§ высокая степень – полностью сформированы навыки самоконтроля.
Дети могут заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.
Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний позволило отметить, что у всех детей средняя стадия автоматизации навыков самоконтроля. Дети могут заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.
Результаты методик позволяют констатировать необходимость проведения целенаправленной работы по формированию темпо-ритмической организации речи детей при заикании.
С целью профилактики недостатков темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием следует придерживаться ряда рекомендаций.
При воспитании и обучении дошкольников как в семье, так и в дошкольном учреждении необходимо придерживаться наиболее оптимальной модели коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства невербального и вербального общения [3].
Речь взрослого должна быть образцом с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, четкости, напевности, звучности голоса, уменьшения редукции гласных ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, русских народных сказках, присказках, стихотворениях классиков. Это особенно важно в гиперсензитивный период развития речи, период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением. Рекомендуется при подборе материала для пересказа, чтения учитывать уровень речевого развития ребенка и возраст. Вербальная коммуникация, которая связана с развитием темпо-ритмической стороны речи можно развивать с помощью невербальных средств, а именно игровой деятельности, в сочетание с движением под музыку. В системе воспитания дошкольника особая роль должна отводиться урокам пения, цель которых воспитание ритмического чувства, при помощи объединения музыкальных и речевых средства выразительности [2 c.215].
Преодоление нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием возможно при помощи соблюдений требований к гармонизации речи и языковым средствам и путем комплексной логопедической работы на всех этапах формирования речи.
Список литературы
1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- методическое пособие. – СПб., - 2005. – 144с.
2. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед.2005. №6.
3. К вопросу о психологическом здоровье личности Бакунова И.В., Байдикова К.В. В сборнике: Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности Сборник научных трудов. 2014. С.16-17.
4. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270с.