Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

В статье раскрыты психолингвистические представления о языке, речи, речевой коммуникации. Проанализированы особенности речевого развития воспитанников Павлодарского Дома ребенка, а также возможные причины задержки речевого развития у детей до 3-х лет. Приведены основные направления коррекционно-логопедической   работы.

Ключевые слова: язык, речь, речевая коммуникация, речевой навык, задержка речевого развития.

На протяжении длительного времени становления и развития наук психолого-педагогического направления, исследователей очень интересовали вопросы филогенеза и онтогенеза коммуникативного поведения и речевой коммуникации. Речевое общение как социальное явление впечатляюще описано в работах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. К. Марковой, А. А. Леонтьева.

Главная задача речевой коммуникации – обмен информацией, ведь только человеческий индивид может усвоить сложную систему языка, в разрезе всего мира.

Мозг ребенка – «система, способная к научению», ведь ребенок не осознает речь и не умеет говорить, но в состоянии усвоить и то и другое. Если взрослый будет говорить «мама, Миша, молоко», ребенок с анатомо-физиологически подготовленным речедвигательным анализатором будет подражать этим звукам и произнесет, например, но; на; ма; ва; мага; маа; мии; мо; мы и т. п.

Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность.

Речевой навык играет важную роль в психическом развитии ребенка. Возраст от 1 до 3-х лет рассматривается как сензитивный период для развития речи. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается, прежде всего, как средство общения со взрослым.

Дом ребенка – особое учреждение, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или надолго оставшиеся без родительской опеки.

В современном мире к сожалению детские дома, дома ребенка и интернаты постоянного проживания, не становятся редкостью. Дети родителей, находящихся в сложных бытовых и финансовых ситуациях, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни, все чаще попадают в детские дома и учреждения интернатного типа.

Проживание и педагогическая работа с воспитанниками, здесь четко регламентированы режимом и расписанием, но часто этого бывает недостаточно для полноценного речевого развития детей. Депривация или так называемый госпитализм, не проявляется у всех воспитанников, в равной мере, что вероятно зависит от особенностей психики каждого конкретного ребенка, и от индивидуальных физических (биологических) особенностей организма. Но педагогами как правило отмечается пониженная мотивация детей к речевому общению, недостаток вербальных средств и навыков общения.

Перед коллективом этого учреждения стоит важная задача – обеспечить своевременное физическое и психическое развитие детей, полностью подготовить их к жизни в обществе.

Дети, растущие без опеки родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп

психофизического развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома достаточно медленный. Развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Дети позднее начинают ползать, сидеть, ходить, самостоятельно брать в руки ложку, чашку. У них имеется недоразвитие как общей, так и мелкой моторики. Для многих характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений.

В домах ребенка этап подготовки к речевому развитию проходит с многочисленными нарушениями как объективными, так и субъективными причинами. Во многих случаях психическое развитие воспитанников в домах ребенка оценивается специалистами как действительно неблагополучное с 4-х месяцев.

В связи со сменой персонала и переводом детей из группы в группу, у детей не формируется близкого эмоционального контакта со взрослыми, которые находятся рядом, что отрицательно сказывается на речевом развитии детей.

Перед проведением исследования была изучена теоретическая литература: фундаментальные учения о развитии и становлении речевой деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Теоретическая позиция, представленная в трудах А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, М. И. Лисиной относительно формирования навыка общения в онтогенезе, способствовала структурированию и углублению материала. Так же были проанализированы работы А. Н. Гвозьдева, О. Е. Грибова, Н. С. Жуковой, Н. И. Жинкина.

Благодаря диагностическому обследованию речевого развития малышей, мы пришли к следующему выводу – группа изучаемых Павлодарского Дома ребенка находится на стадии изучения понимания речи, возможность речевого подражания, активного словаря. Был определен уровень зоны ближайшего развития, свойственный этому возрасту – умение объединять два слова в предложения.

При обследовании импрессивной речи ребенка логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами - вербальными и невербальными). Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка понравилась? Любишь играть игрушками? Покажи, где кукла? Как можно играть с этими игрушками?

Все дети, воспитывающиеся в Доме ребенка с самого рождения, и дети, попавшие в учреждение в более позднем возрасте и пережившие разлуку с матерью, испытывают недостаток в семейном общении.

Основными симптомами недостатка в семейной речевой среде являются:

·         трудности в развитии прочных взаимоотношений со взрослыми;

·         отсутствие мотивации к речевой деятельности;

·         отсутствие инволюции предыдущих этапов развития;

·         более позднее, в сопоставлении с возрастной нормой, усвоение языковых единиц и их вербализация.

На момент обследования выявилось, что соматически ослабленные дети Дома ребенка имеют недоразвитие всех компонентов речевой системы. Дети почти не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукомплексами. У некоторых из них сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи сужен. Понимание простых инструкций не нарушено, но вызывают затруднения логико-грамматические конструкции или двухступенчатые инструкции.

Недоразвитие всех компонентов речи сопровождается эмоционально-волевой незрелостью, слабой регуляцией произвольной деятельности, недостаточностью функций активного внимания, недоразвитием психомоторного развития.

В Доме ребенка 90% малышей отстают в своем развитии от нормативных показателей развития детей раннего возраста, как в психомоторном, так и речевом развитии.

Из этого следует, что малыши Дома ребенка нуждаются в поэтапном формировании навыков речевого общения с учетом уровня речевого развития ребенка, то есть в длительной логопедической коррекционной работе.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы в ходе формирующего эксперимента стали: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

За основу коррекционной работы использовались методики Е. А. Стребелевой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Серебряковой, Н. В. Нищевой, Ю. А. Лисичкиной, Ю. А. Разенковой и других авторов.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми строилась поэтапно и состояла из постепенно усложняющихся упражнений. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы.

Работа должна включать следующие этапы:

1.       Установление тесного контакта с детьми, поднятие их эмоционального состояния.

2.       Обучение фиксирования взгляда на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, умении выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции.

3.       Проведение коррекционно-логопедической работы по воспитанию общих речевых навыков.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста строится поэтапно. На каждом из этапов последовательно решаются постепенно усложняющиеся задачи коррекционно-развивающей логопедической работы.

Взаимодействие логопеда с детьми происходит в рамках щадящей, но не истощающей стимуляции речевого и общего психического развития детей, строится на основе современных психолого- педагогических рекомендаций, модифицированных нами с учетом особенностей контингента группы и специфики коррекционной работы (адекватная возрасту ребенка пространственная позиция взрослого в ходе общения, достижение «встречи взглядов» и удержание взгляда ребенка, использование возможностей кратковременных, но неоднократных взаимодействий педагога с ребенком в разнообразных коммуникативных ситуациях в течение дня и др.) и напоминает по своему характеру взаимодействие матери и ребенка (в самых благоприятных для ребенка проявлениях).



Список литературы

 

1.       Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский //Собр.соч. В 6 т. – М.: 1982 – Т. 2. – С. 5-361.

2.       Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского /Б. Д. Эльконин. - Москва: Тривола, 1994. - 168 с.

3.       Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения /М. И. Лисина – М.: Педагогика. – 1986. – 143 с.

4.       Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения /А. К. Маркова – М.: Педагогика –1974 – 234 с.