Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С «ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА»

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В дошкольном возрасте ребенок осуществляет отражение окружающего мира с помощью представлений. Ребенок развивается посредством пополнения им словарного запаса. Окружающее дошкольника обозначается словом не только при восприятии, но и при отсутствии представления.

По мнению А.И. Леонтьева, сознание развивается по мере развития понятий (значений). Сначала понятия имеют простое строение, они обозначают поверхностные свойства окружающего мира. После понятия преобразуются в сложные системы, одной из форм отражений действительности являются вербальные ассоциации.

Исследователями были проведены эксперименты, направленные на изучение способностей дошкольников с задержкой психического развития к знаково-символическому понятию действительности, вследствие чего, сформулированы определенные выводы о речевых особенностях детей с ЗПР по сравнению с нормально функционирующими сверстниками.

Для большей части детей с ЗПР в умственном развитии, слово является носителем неполного значения и, чаще всего, слабо объедено с другими механическими единицами. Особенности ассоциатирования у детей дошкольного возраста с ЗПР показывают характер представлений об окружающем мире. [1,с.40-42]

Большую роль в развитии ребенка осуществляет игра. В большей части все звуки и краски окружающего мира познаются через игру, она раскрывает способности ребенка. В ней легко рассмотреть отношение детей друг к другу. Основным способом работы с детьми, имеющими психические отклонения, считают игру. Игровая система занятий позволяет создать для детей комфортную атмосферу. В процессе игры учащиеся развивают самооценку, мышление, внимание, речь.

В начале коррекционной работы педагоги узнают отклонения ребенка с помощью психодиагностики, проще говоря, это контрольная работа для ребенка, но если бы она проводилась в традиционной форме, шансы на успех были равны 20 %. Если же представить это в виде игры, точность диагноза повышается до 90 %.

Детям с ЗПР свойственна эмоциональная неуравновешенность, она также может выражаться в нервозности. Чтобы уменьшить данное состояние применяют игры, направленные на мышечное расслабление. В игровой работе с детьми можно использовать 6 методов, предложенных

С.А. Шмаковым в книге «Уроки Детского досуга»:

1.      Метод игрового тренинга (съедобное-несъедобное);

2.      Метод театрализации (Основан на множестве сюжетов);

3.      Метод состязательности (детей делят на группы);

4.      Метод равноправного духовного контакта (основан на совместной работе детей и педагога);

5.      Метод воспитывающий ситуаций.;

6.      Метод импровизации (творческое начало).

Необходимо помнить, что игра не должна иметь какую-то угрозу для ребенка. Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми представляет ряд особенностей. В случае с нарушением эмоциональной связи ребенка с окружающим миром, традиционные меры обучения не действуют, поэтому занятия с аутичными детьми требуют особого подхода.

Перед тем как начать работу с детьми, педагог должен осознать свою ответственность. Занятия должны проводиться длительное время, если работа оборвется, будет психологическая травма для ребенка и его семьи. Работа с аутичными детьми требует постоянного поиска новых методов. Занятия с такими детьми должны проходить в дружелюбной атмосфере. На одну и ту же ситуацию ребенок может отреагировать неодинаково, поэтому требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. [2,с.40-42]

Метод совместного рисования – это индивидуальный метод, в котором взрослый рисует вместе с ребенком сценки из его жизни, разные предметы, бытовые игрушки. Данный метод может применяться только в случае наличия между взрослым и ребенком эмоционального контакта. При методе совместного рисования возникают новые возможности:

1.    Ситуации, побуждающие ребенка к активным действиям. При изображении предметов, или каких-либо сюжетов интересных ребенку, взрослый как бы побуждает тем самым ребенка к действию.

2.   Положение совестного рисования дает возможности ознакомления ребенка с окружающим миром. Данное условие раскрывает усвоение ребенком информации, которая усваивается выборочно. Так он может воспроизвести те вещи, которые он усвоил. Тем не менее при неправильном порядке вещей, аутичный ребенок уже не знает как выйти из данной ситуации.

При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже имеются у ребенка. Что ребенок знает, а что нет, можно понять в ходе совместного рисования. При внимательном наблюдении за тем, что изобразил ребенок, можно понять его отношение к действительности, а также обогащение этих представлений. При совместном рисовании можно давать ребенку новые сюжеты для рисования. Если это важно для ребенка, то он с удовольствием включится в процесс.

Следующий элемент рисования – общее представление о действительности. Суть данной части в том, что ребенка учат пользоваться имеющийся информацией в реальной жизни. Для этого рисуемые множество раз предметы и сюжеты повторяются из рисунка в рисунок. В дальнейшем сюжеты усложняются, вводятся новые детали. Изображаемые ситуации потом объясняются педагогом. Позже полученными знаниями, ребенок пользуются в реальной жизни.

Использование метода совместного рисования, дает возможность развить коммуникативные качества. Воспитатель цитирует словесно все то, что изображает на бумаге. Это позволяет более точно узнать значение слов, знакомых ребенку, а также объяснить ребенку значение новых слов. Особенно значимо развитие активной речи. Необходимо воспринимать любую попытку ребенка поговорить, можно специально создать ситуации, в которых ему бы захотелось пообщаться.

Совместное рисование с ребенком не следует начинать с раскрытого сюжета. Необходимо построить план работы. Начать с простых предметов, именно они так привлекают детей, после вводить сценки из жизни ребенка.

1   этап – Налаживание эмоционального контакта, проявление интереса к данному виду деятельности.

Данную работу следует начинать с изображения особенно важных для ребенка предметов, комментируя данные рисунки. Такой ход занятий не может не заинтересовать ребенка. С начало ученик слушает комментарии, но при этом остается пассивным. Со временем внимание будет расти и однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. Тогда можно перейти к следующему этапу.

2   этап – «По заказу» ребенка.

На данном этапе педагог будет рисовать то, что нравится ребенку. В большинстве случаев, взрослый будет рисовать одно и то же каждый раз. Это объясняется внутренним фактором постоянства. Ребенок стремится сохранить привычные действия, сюжеты. Ученик будет просить нарисовать каждый раз один и тот же предмет.

3   этап – Введение новых видов одного изображения и новых деталей. Делая рисунок для ребенка, разнообразьте его:

–   используйте разные материалы;

–   измените рисунок по форме, размеру, цвету.

–   попробуйте ввести в рисунок новые детали.

4   этап – Вовлечение ребенка в процесс рисования.

Ребенку будет нравиться смотреть на процесс изображения, но он будет оставаться пассивным. Субъект не будет проявлять активности, если не поставить ему цели.

Можно пригласить ребенка в «соавторы» рисунка. Весьма эффективны следующие приемы:

1.   Забыть дорисовать какую-либо деталь и при замечании этого ребенком, предлагайте дорисовать ее.

2.     Можно предложить несколько вариантов развития сюжета рисунка ребенку и пусть он выберет понравившийся ему вариант.

3.   Побудите сделать «заказ» на рисунок. 5 этап– Введение сюжета.

На данном этапе привычные ребенку предметы помещаются в сюжет рисунка. Этот сюжет должен быть близок ученику, уточнять представления ребенка об окружающем мире.

6   этап – Дальнейшее развитие сюжета.

После того, как сюжет станет привычным для ребенка, начните вводить новые детали, тем самым расширяя его представления о мире.

7   этап – Перенос полученных знаний в другие ситуации.

Теперь можно перейти к разыгрыванию сюжета в реальной жизни с использованием игрушек и предметов [4, с.70-75].

Изобразительная деятельность является своеобразным мостом между специалистом и участником терапии. Результаты творчества являются показателем эмоционального самочувствия людей и позволяют сделать соответствующие выводы.

Художественная экспрессия должна проходить в несколько этапов. Создание образа является сложной и многоступенчатой задачей. Строение занятий происходит в несколько этапов:

1.      Подготовка к изобразительной деятельности.

2.      Выражение эмоциональных чувств, с помощью изобразительной продукции.

3.      Постепенное усложнение художественных образов.

К. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является инстинктом, который делает из человека инструмент, выражающий коллективное бессознательное.

Э. Крис считал, что процесс художественной экспрессии, предполагает творческое воображение, эмоциональную заряженность от процесса.

Современники утверждают, что важную роль играет, не только чем созданы художественные образы, но и что следует после этого [3,с.7-12].

К. Рождерс утверждает, что «все люди обладают природной способностью к творчеству». К. Юнг считал, что творческая деятельность является движущей силой существования человека. Творческая деятельность способствует формированию абстрактного мышления и развивает умственные способности [3, с.95-98].

Таким образом, игра исполняет важную роль в жизни ребенка. С помощью игры он  познает мир и общественные ценности. Игры сопоставляет психологические особенности индивида с миром общественных принципов и моралей. Анализируя игру как способ познания ребенком действительности, был создан метод совместного рисования, который решает несколько задач:

1.      Дает общее представление о действительности;

2.      Помогает познать мир;

3.      Осуществляет коммуникативную функцию

 

 

Список литературы

1.      Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие – СПб.: Речь, − 2007 – 144 с.

2.      Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, − 1990. − 184 с.

3.      Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР. /Под ред. К.С. Лебединской −М.: Просвещение,− 1990. − 125 с.

4.      Янушко, Е.А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком/ Российская педагогическая энциклопедия – М., 199., т. I. С. 41-75.