Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СЕМИ ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ДИСГРАФИИ)

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на детей младшего школьного возраста - одно из актуальных направлений совершенствования системы их обучения и воспитания. И стало неоспоримым фактом то, что без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения и научиться строить отношения с окружающим миром. Речь –способность приобретенная, она совершенствуется постепенно. У многих детей процесс речевого формирования задерживается в силу многих причин: это может быть нарушение в анатомии речевого аппарата, это может быть недоразвитость речевых зон головного мозга или несформированность произвольных движений и т.д.

Детям с ограниченными возможностями здоровья можно повторять одно и то же десятки раз, но уже на следующий день от выученного не останется и следа, так как им нелегко дается процесс выстраивания логических связей. Чтобы запомнить любую информацию, необходимо найти смысл, вычленить главное. И именно логоритмика поможет в преодолении и профилактике этих нарушений в условиях образовательных организаций [3].

Логоритмика – это двигательные упражнения, упорядоченные в систему, особенность которых заключается в целенаправленных движениях, сочетаемых с произнесением специального речевого материала. Это своеобразная форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений через коррекцию неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

«В системе ритмического воздействия на человека с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление — логопедическая ритмика» [1].

Особенность этого направления заключается в том, что речевой материал включается в двигательные задания, а логопедическая ритмика служит качественным преобразователем. При этом музыка, звучащая параллельно, не просто синхронна с движениями, но и является неким вступительным аккордом. Благодаря логопедической ритмике можно в разнообразных формах развивать артикуляцию, мимику; расширять словарь детей; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм и прочее.

Положительное воздействие логоритмитки на семилетних детей с речевой патологией проявляется в следующем: формируются гностические зрительные функции: разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); развивается концентрация и переключение произвольного зрительного внимания; формируются моторные зрительные функции: перемещение целенаправленного взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей; совершенствуется зрительно-пространственные представления, т.е. представления о системе координат: «сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа»; укрепляются мышцы органов артикуляции, развивается их подвижность; совершенствуются кинестетические ощущения; формируются и закрепляются навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; развивается слуховое внимание, двигательная память и фонематический слух; осваивается выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; развивается мелодико-интонационные и просодические компоненты.

Занятия по логопедической ритмике направлены также на всестороннее развитие ребёнка, на способность легко ориентироваться в мире вокруг нас, на осознанное выполнение заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. И что важно для логопеда — дают возможность ребенку не зацикливаться на речевом дефекте, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить программные виды деятельности. Логоритмическая работа с детьми семи лет нашла также своё подтверждение в процессе работы по профилактике и коррекции нарушений дисграфии, ведь известно, что в одной связке с устными нарушениями речи существует и патология письменной речи.

«Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, образовавшееся на фоне недостаточности или искажения восприятия речевого сигнала. Она характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками, выражающимися в смешении и замене согласных оппозиционных букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмах» [2].

Предлагаемые виды логоритмических упражнений используются при коррекции различных видов дисграфии:

1.         Артикуляторно-акустическая дисграфия («косноязычие в письме»). Неправильное произношение звуков речи, отражающееся на письме, при котором ребенок пишет слова так, как произносит.

Виды логоритмических упражнений:

-      подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения; артикуляционная гимнастика (формирование точных движений органов артикуляционного аппарата); дыхательная гимнастика (формирование направленной воздушной струи); пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук); этап автоматизации звука; автоматизация звука в слогах ( использование звукоподражаний , при выполнении двигательных упражнений); автоматизация звука в словах, предложениях (проговаривание чистоговорок, скороговорок, стихов.

2.   Нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем). Такая дисграфия проявляется в осуществлении буквенных замен, обозначающих фонетически близкие звуки, когда нарушено обозначение мягкости согласных на письме.

Виды логоритмических упражнений:

-      развитие слухового внимания (неречевые звуки, музыка); повтори ритм, продолжи ритм, динамический ритм (дети двигаются по кругу под ритм, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая с проговариванием и прохлопыванием слов, предложений), испорченный ритм; игры с мячом; двигательные упражнения с проговариванием оппозиционных звуков, с выполнением заданных упражнений на определенный звук.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение слогового и фонематического анализа и синтеза.

Виды логоритмических упражнений:

-    игра «какое слово сказала корова» (звуковой анализ слов); упражнение «отхлопать слоговую структуру слова» (слоговой состав слов); задания на сочетание речи с движением (шаг на каждое слово).

4.        Лексико-грамматическая дисграфия (аграмматическая) проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматическая дисграфия отличается на уровне слов, словосочетаний, предложений и текста. Зачастую у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические .нарушения.

Виды логоритмических упражнений:

-   расширение словарного запаса; игра в мяч с сохранением ритма («Я знаю пять…); отгадывание и загадывание загадок (составление рассказов-описаний).

5.      Зрительно-пространственная (оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Виды логоритмических упражнений:

-    развитие ориентировки в схеме тела, в окружающем пространстве (правильное и неправильное зеркало).

Таким образом, логоритмика является эффективным и действенным средством в коррекционно- педагогической работе по профилактике устной речи и коррекции дисграфии.

Положительная динамика речевого развития к концу учебного года прослеживается у тех детей, кто систематически занимался логопедичекой ритмикой. Практика показала, что регулярные двигательные упражнения, сочетаемые с произнесением специального речевого материала, способствуют совершенствованию устной и письменной речи ребенка, невзирая на вид речевого нарушения, формируют правильный жизнеутверждающий заряд, учат общению со сверстниками и многое другое.

 

Список литературы

 

1.     Русакова Е. А. Важность логоритмики для детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 121-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9668/ (дата обращения: 17.10.2018).

2.     Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста.// Образование и воспитание. 2016. №2.

3.   Яковлева Н.В. Технология «перекодирование» в группах компенсирующей направленности как стимул интеллектуального и творческого потенциала дошкольника // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск, 2013. (0, 25 п.л.) март 2013