Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О БАЗОВЫХ ЭМОЦИЯХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

В каждой стране есть дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой.

Но трудности возникают у ребенка при восприятии общества. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. И эта проблема была и будет актуальна, так как в Российской Федерации, по данным Государственного доклада о положении детей, наблюдается большой рост детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных группах дошкольных образовательных учреждениях общего вида. Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин, К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Ж.Пиаже.

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребенка с умственной отсталостью наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение коррекции базовых эмоций у умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Л. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Дети младшего школьного возраста отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Различают ласковую и недовольную интонации. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Свое отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно звучащие слова типа «мама», «любу».

Старшие школьники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего школьного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам.

Старшие школьники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего школьного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации школьники способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

Современное представление об адаптации основывается на работах И. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько её основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек – среда», в-четвёртых, цель, к которой стремится организм.

Нарушения эмоционально-волевой сферы: недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. д. Переживания их неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов.

Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как A.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов, существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Для успешной социальной адаптации рекомендуется корректировать базовые эмоции детей. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом  могут  применять  в  повседневной  жизни  знания,  получаемые  на  занятиях  в  дошкольных учреждениях.

И эта проблема была и будет актуальна, так как в Российской Федерации, по данным Государственного доклада о положении детей, наблюдается большой рост детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных группах дошкольных образовательных учреждениях общего вида.

Список литературы

 

1.       Абрамова, Г.С. Возрастная психология./ Г.С. Абрамова. - М.: «Раритет», 1997. - 702 с.

2.       Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека./ Ф.Б. Березин.– Л.: Медицина, 1988.- 270с.

3.       Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собр. Соч. т.5./ Л.С. Выгодский. - М.: 2003.

4.       Жмыриков, А.П. Диагностика социально – психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения. Автореферат./ А.П. Жмыриков. - М.,1989. – С.3 – 24.