Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в качестве одного из личностных результатов выделяется освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Особая роль в развитии социальных компетентностей школьников принадлежит целесообразно организованной внеучебной деятельности, которая становится сегодня неотъемлемым элементом всей системы обучения и воспитания в современной школе. В ФГОС основного общего образования предложены различные направления содержания внеучебной деятельности школьников, в том числе и социальное, а также многообразие форм организации внеучебной деятельности.

Одним из востребованных направлений организации внеучебной деятельности современных школьников является технология социального проектирования.

Как показал теоретический анализ литературы, проблема социального проектирования является междисциплинарной и находится в сфере исследования таких наук как философия, социология, психология, педагогика.

Первые предпосылки социального проектирования можно обнаружить уже в античной культуре. В.М. Розин в своей работе «Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций» отмечает, что уже в работах Платона «Государство», «Законы», «Пир» можно обнаружить зачатки проектного подхода. Эта точка зрения основывается на том, что Платон, начиная с критики имеющихся форм государственной жизни, подробно обсуждает проект того, что после получило название «идеального государства». Важно отметить, что в этой деятельности Платон выступает не как государственный деятель, а как проектировщик, идеолог, предлагающий своего рода инновацию - нововведение: на основе существующей государственной структуры соорудить государство, лишенное противоречий, глубокое последовательности и значения. (4)

Наибольший интерес к проблеме социального проектирования в науке возник в XX веке. Начальные принципы социального проектирования разрабатывались такими учеными как Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и др.

В отечественной науке в середине XX века учеными Н.А. Аитовым, Т.М. Дридзе, Н.И. Лапиным, А.И. Пригожиным, Н.Г. Харитоновым. были разработаны теоретические основы социального проектирования. Т.М. Дридзе в своих работах так обосновывает проблемное поле социального проектирования: «...возникает новое обширное поле научно- исследовательского поиска, ориентированного на интеграцию междисциплинарного научного знания в социальную практику, прежде всего в практику социально-ориентированного управления. Сама возможность такой интеграции требует овладения «мягкой» наукоемкой социальной технологией, перекидывающей мост не только от теории к практике, но и от системы управления к человеку. Такая технология, названная нами прогнозным социальным проектированием, предусматривает использование комплекса взаимосвязанных социально-диагностических и конструктивно- коммуникативных процедур, позволяющих предотвращать принятие и реализацию управленческих решений, негативно влияющих на состояние среды, а значит и на качество жизни обитающих в ней людей». (1, с.5)

В современных исследованиях, социальное проектирование рассматривается как особый вид деятельности, связанный с проектированием социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В этом смысле оно представляет новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

Важно отметить, что педагогическая деятельность реализует функции социального проектирования. Необходимым условием осуществления этой функции является наличие положительного идеала как цели деятельности, а также умение на основе анализа реального бытия человека или группы людей создать положительный «проект», сценарий будущего. Результатом социального проектирования в педагогике является формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды.

Теоретический анализ литературы показал, что понятие «социальное проектирование» в педагогической науке является многозначным. Можно выделить следующие основные значения этого понятия:

-      как социально значимая деятельность, результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение, в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом, через которую формируются социальные навыки учащегося;

-   как технология, направленная на решение конкретных образовательных проблем;

-     как метод организации деятельности субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся, социальных партнеров).

В качестве объектов социального проектирования в образовании выделяют:

-   социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

-   социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям и др.);

-   социальные институты (детские сады, школы, социально-воспитательные учреждения и т.д.);

-    социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Целями социального проектирования в организации образовательного процесса являются развитие у школьников социально-личностных компетенций: умений разумного социального поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений, развитие социальной мобильности школьников.

Для достижения поставленных целей социальное проектирование призвано решать следующие задачи: привлечение внимания к актуальным социальным проблемам местного сообщества; включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся; повышение общего уровня культуры учащихся за счет получения дополнительной информации; развитие их умений работать в команде.

Педагогический потенциал социальных проектов направлен на социализацию личности, её осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, облагораживая его.

В современной педагогической науке и практике сложились следующие формы социального проектирования в образовательном процессе: социальная проба, социальная практика, социальный проект. Социальная проба - вид социального взаимодействия, в ходе которого учащийся получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная практика — процесс освоения, отработки социальных навыков. Социальный проект предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего социально значимого продукта. Все эти формы могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

С целью выявить возможности технологии социального проектирования в организации внеучебной деятельности в школе, направленную на создание условий для решения социальных проблем, волнующих современных школьников, мы организовали и провели диагностическое исследование на базе нескольких общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, в ходе которого были опрошены 148 учащихся 7-8 классов и 54 учителя. В ходе исследования было выявлено, что большая часть учащихся (69%) внеучебное время проводят в различных кружках, спортивных секциях вне школы. 12% опрошенных школьников занимаются после уроков в объединениях различной направленности в школе. 19% подростков проводят свое свободное от уроков время дома или на улице. Выявляя уровень интереса современных школьников к социальным проблемам, было установлено, что у 88% учащихся выражен активный интерес к социальным проблемам современного общества. Безразличие выразили 12% респондентов. Наиболее актуальными для учащихся 7-8 классов являются как глобальные проблемы человечества: проблема «мира во всём мире», распространения болезней в мире, так и проблемы жизни их города, района и школы. По мнению школьников, наиболее актуальной для школы проблемой является проблема построения взаимоотношений учащихся между собой и с педагогами. Также школьников волнует проблема здорового образа жизни и организации свободного времени. Предложение принять участие в социальном проекте по улучшению жизни школы вызвал интерес у 72% учащихся, 7% детей отказались участвовать в данном проекте.

Опрос учителей показал, что большинство из них имеют представление о технологии организации проектной деятельности учащихся как в целом, так и социального проектирования в частности (89%), но использовали эту технологию в своей педагогической практике лишь 17%. Большинство учителей, знакомых с технологией социального проектирования, считают целесообразным ее применение во внеучебной деятельности школьников. По мнению опрошенных педагогов, технология социального проектирования решает такие проблемы традиционного подхода к обучению и воспитанию, как развитие умений использовать различные источники информации, развитие умений анализа, синтеза, оценки информации, развитие самостоятельности школьников, организация сотрудничества детей. Одновременно с этим учителя отмечают, что технология социального проектирования в организации внеучебной деятельности достаточно трудоемка и требует больших затрат времени, а также требует от учителя умений по организации коллективной и групповой работы учащихся.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволили сделать вывод о том, что в настоящее время в современном образовательном процессе, в том числе и в организации внеучебной деятельности школьников технология социального проектирования, несмотря на свою востребованность, только избирательно находит своё применение. В этой связи актуальна проблема мотивации педагогов к активному освоению и внедрению технологии социального проектирования во внеучебной деятельности школьников, так как именно эта технология позволяет активно задействовать учащихся в социально важных аспектах действительности и развивает в школьниках самостоятельные качества, способствующие преодолению различных коммуникативных проблем. Внедрение технологий социального проектирования позволяет улучшить результат образования подрастающего поколения, так как этот результат заключается не только в усвоенных ими знаниях, идеях, но и в совокупности выработанных у учащихся отношений к действительности. То есть социальное проектирование как способ организации внеучебной деятельности школьников может способствовать более глубокому социальному развитию школьников как личности, позволяет воспитанникам решать основные задачи социализации: формировать свою Я- концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

 

Список литературы

1.      Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М., 2000, Кн.1. - С. 5-18

2.      Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 1992. - 244 с.

3.      Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Ин-т социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. - 192 с.

4.      Розин В.М. Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций. М.: ИФ РАН, 2008. – 267 с.

5.        Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320с.

6.      Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. - 668 с.