Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Аннотация В статье приводятся результаты работы по определению роли любительских коллективов в самоактуализации пожилых людей (на примере клуба лоскутного шитья «Чистый исток»). Актуальность статьи обусловливается необходимостью помочь пожилым людям успешно преодолеть возрастной кризис, поддержать процесс их личностной самореализации и предоставить возможность активной полноценной жизни. Материалы будут полезны руководителям любительских объединений. Ключевые слова: самоактуализация; любительский коллектив; клуб лоскутного шитья; пожилые люди. Abstract The article presents the results of work to define the role of amateur groups in the self-actualization of the elderly (for example, the club patchwork "Pure Source"). Actuality articles is due to the need to help seniors age successfully overcome the crisis, support the process of personal self-realization and provide an opportunity for active full life. Materials will be useful for the heads of amateur associations. Keywords: self-actualization; amateur collective; сlub patchwork; the elderly. С начала 1990-х годов на территории России наблюдается глубокий демографический кризис, одним из проявлений которого является увеличение доли пожилых людей, что выводит на первый план их проблемы. Выход на пенсию, смена социальных и экономических условий проживания, появление большого количества свободного времени приводят к возрастным кризисам, от успешности преодоления которых будет зависеть процесс личностной самореализации и возможность активной полноценной жизни пожилых людей. Именно поэтому мы считаем актуальным исследование процесса самоактуализации человека пожилого возраста. Самоактуализация (от лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора [1, с. 115]. Таким образом, процессу самоактуализации способствуют некоторые факторы, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни: четко поставленные жизненные цели, свой взгляд на жизнь, проживание происходящего в настоящем времени и творческое мышление. Самоактуализация – это, прежде всего, постоянная работа над собой, она не возникает вдруг, а складывается, исходя из образа жизни личности, ее мышления и поставленных целей. В настоящее время общепризнанно, что третий возраст – это длительный период, полноценный этап развития, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации. Ученые-геронтологи выделяют несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет; физиологической – состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма; психологической – самоощущением человека своего места в возрастной структуре; социальная старость определяется уровнем старения населения в целом (то есть, чем выше уровень старения населения, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости). Выделенные виды старости могут не совпадать между собой. Отметим наиболее заметные биологические изменения. Ухудшается работа органов чувств (снижается острота зрения, происходит повышение пороговых величин всех видов вкусовой чувствительности, слабеет реакция вестибулярного аппарата, увеличивается время реакции на звук). Биологические изменения старения являются необратимыми, однако при современном уровне развития медицины их можно значительно замедлить.
Что касается познавательного развития, большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости – снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Несмотря на снижение уровня запоминания, мыслительных способностей, быстроты запоминания, для пожилых людей не исключается возможность обучения. То есть, несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта. Специфика эмоциональной сферы пожилого человека во многом зависит от успешности прохождения возрастного кризиса, степени решенности возрастных задач, бессознательно принимаемой стратегии старения. М.В. Ермолаева выделяет две основные стратегии эмоционального старения. Первая предполагает возможность дальнейшего личностного роста, вторая направлена на сохранение себя, прежде всего, как индивида, т. е. на биологическое выживание [2, с. 37]. Таким образом, несмотря на наличие необратимых физиологических и психических изменений, существует возможность развития познавательных процессов. Человек пожилого возраста более открыт к общению и обучению, спокойно и объективно оценивает самого себя и свои возможности, старается жить настоящим, что является важным условием для самоактуализации. Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию, при этом опыт позволяет восполнять снижение скорости познавательных процессов. Опытно-поисковая работа по определению изменения уровня самоактуализации пожилых людей, занимающихся в клубе лоскутного шитья «Чистый исток», проводилась в период с 10 сентября 2013 г. по 26 апреля 2014 г. В экспериментальную группу входили 20 человек в возрасте от 60 до 75 лет – это новички, пришедшие в клуб впервые. Ранее они не участвовали в кружковой и досуговой деятельности, не состояли в творческих объединениях, их профессии не были напрямую связаны с творческой деятельностью. Цель посещения занятий в клубе лоскутного шитья – организация собственного досуга, повышение своего творческого потенциала и самореализация. На первом этапе (10 – 15 сентября 2013 г.) группе был предложен тест «Уровень самоактуализации личности» Абрахама Маслоу (тест САТ, опросник САМОАЛ), состоящий из 126-ти вопросов, который разбит на две основные шкалы:
1. «Шкала компетентности во времени» включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Низкий балл означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
2. «Шкала поддержки» включает 91 пункт, измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию.
Данная шкала, в свою очередь, включает в себя еще 3 шкалы (3. «Шкала ценностных ориентации»; 4. «Шкала познавательных потребностей»; 5. «Шкала креативности»). Высокие показатели по этим шкалам говорят о способности человека к самоактуализации. Представим результаты теста в процентном отношении от общего числа тестируемых: 1. «Шкала компетентности во времени»: высокий балл – 40%, средний и низкий – 30 %; 2. «Шкала поддержки»: высокий балл – 0, средний и низкий – 55 % и 45 % соответственно; 3. «Шкала ценностных ориентаций»: высокий балл – 90 %, средний и низкий – по 5 %; 4. «Шкала познавательных потребностей»: высокий балл – 60 %, средний – 25 %, низкий – 15 %; 5. «Шкала креативности»: высокий балл – 80 %, средний – 20 %. Таким образом, по результатам тестирования мы сделали вывод о том, что в группе преобладают высокий и средний балл по всем шкалам, т. е. участники клуба в целом обладают чертами самоактуализирующейся личности, творческим мышлением, нацелены на получение результата. Формирующий этап опытно-поисковой работы длился 8 месяцев с 10 сентября 2013 года по 26 апреля 2014 года. В течение этого времени испытуемая группа активно посещала занятия в клубе лоскутного шитья четыре раза в неделю по 5 часов (20 часов в неделю и более). На занятиях велась работа по следующим направлениям: лоскутное шитьѐ; народная текстильная кукла; народный костюм; кружево на коклюшках; кружево крючком; мокрое валяние и фильц; все виды вышивки; тестопластика; детская вязаная игрушка. Клуб «Чистый исток» принимал участие в ежегодных выставках, семинарах и форумах, посвященных народному творчеству: выставка «Мир красоты и здоровья»; форум молодых родителей + мастер-классы по изготовлению игрушек; фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо»; межрегиональный молодежный форум «Этномир Сибири»; выставки клуба в Краеведческом музее им. Кызласова (г. Абакан); фестиваль «Параскева-пятница». Раз в месяц клуб давал обучающие семинары по основным направлениям для жителей города (всего 8 раз), в которых испытуемая группа принимала участие в качестве моделей для показа приемов исполнения.

Кроме занятий в клубе проводились тематические вечера-встречи, где участники собирались в неофициальной обстановке, общались, делились опытом и идеями, изготавливали друг другу подарки к различным праздникам, обменивались материалами и литературой, в качестве приглашенных гостей принимали участие в V открытой выставке народных мастеров «Красноярский узор» (г. Красноярск) и VII выставке декоративно-прикладного искусства «Весна, стихи, цветы и … куклы» (г. Минусинск). По истечению восьми месяцев испытуемым вновь было предложено пройти то же тестирование. Сравнительный анализ показал, что за время прохождения обучения значительно изменились показатели по шкалам 4 и 5 – это шкалы развития. Базовые шкалы остались практически без изменения, что говорит о том, что процесс самоактуализации – это процесс, требующий времени, значительных усилий по работе над собой, своим мировоззрением и взглядами на жизнь. Незначительно выросли показатели шкалы компетентности во времени, т. е. участники группы стали в большей степени жить настоящим, ощущать себя во времени, а не вне его. Основная шкала, шкала поддержки осталась на прежнем среднем уровне – это свидетельство того, что группа имеет свои ценностные ориентиры, убеждения и принципы, но еще в некоторой степени зависима от оценок и мнения окружающих. Шкала ценностных ориентаций осталась на стабильно высоком уровне (участники группы изначально обладали ценностями и установками, присущими самоактуализирующейся личности). Значительно выросли показатели шкалы познавательных потребностей, что указывает на стремление получать новые знания, расширять кругозор. На 40% упал показатель шкалы креативности. Это может быть показателем того, что группа стала больше нацелена на результат, а не на поиск, но, возможно, сказалась творческая усталость и напряжение целого года обучения. На Рисунке 1 приводится диаграмма сводных результатов тестов.


Итак, опытно-поисковая работа показала, что наличие любимого занятия, общение с группой единомышленников, положительный результат деятельности в значительной мере способствуют повышению уровня самоактуализации. Возросший уровень познавательных потребностей дает право полагать, что намечена положительная динамика для дальнейшего повышения уровня самоактуализации. Показание шкалы поддержки свидетельствует о трудоѐмкости процесса самоактуализации и необходимости для него значительных временных затрат. Как подчеркивали участники коллектива, хорошим толчком к развитию для них становилось участие в открытых мероприятиях, где приходилось общаться с большим количеством незнакомых людей, а значит, вставала необходимость особым образом готовиться, стараться разнообразить работы, найти как можно больше интересной информации. Таким образом, с одной стороны, они попадали под влияние мнения окружающих (оценка работ волновала их больше всего, что нашло отражение в неизменившихся показаниях шкалы поддержки), с другой стороны, общественная оценка их работ способствовала личностному росту и умножению мастерства (что показывает высокий результат шкалы ценностных ориентаций и значительно возросший показатель познавательных способностей). Таким образом, исследование показало, что планомерная и регулярная работа над собой, наличие любимого занятия способствует развитию и повышению уровня самоактуализации у людей пожилого возраста.

Список литературы
1. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 157 с.
2. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.Д. Деркача. – М.: МОДЭК, 1998. – 688 с.