Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Усть-Каменогорск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Творчество - это процесс деятельности, результат которой является уникальный, новый, никогда ранее не существовавшее произведение.

Существуют разные виды творческой деятельности: изобретательское, социальное, культурное, художественное, музыкальное и др., которые разделяются по видам практической деятельности.

С одной стороны на творчество можно посмотреть не как на процесс создания чего-то нового, а как на взаимодействие личности человека и действительности. Причем все изменения происходят не только в реальности, но и в личности. Быть личностью значит уметь расширять сферу деятельности, выполнять работу за границами каких-либо требований ситуации, направленностью, целеустремленностью, обладающий своими интересами и мотивами и др. Действия, которые выходят за границы требований и являются творческой деятельностью. Можно сказать, что делая изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Из этого следует, что совершаются изменения в человеке через творческую деятельность. Ананьев Б.Г. Писал, что творчество есть действия объективизации внутреннего Я человека. Творчество личности и есть выражение интегральной деятельности разных форм человеческой жизни, проходящее через его индивидуальные качества [1, с.40].

В более раскрытой грубой форме связь личности и человека раскрывается у Бердяева Н.А.: личность - это не субстанция, а есть творческий акт [2, с.6]. Таким образом, можно сказать, что творчество это проявление своей глубокой сущности, раскрытие связи с внешним миром, через которую человек показывает свою свободу.

С творчеством мы встречаемся гораздо раньше, с самого маленького возраста, пока ребенок растет и развивается весь познавательный процесс у него происходит через творчество, будь это рисование, картинки, сказки, песни. Когда мы читаем ребенку книжку, сказки, ребенок уже сталкивается с творческой деятельностью, каждая сказка также сопровождается яркими иллюстрациями, чтобы ребенок мог представить себе ситуацию, что уже является творчеством. Когда ребенок взрослеет он уже начинает творить сам.

Каждый ребенок с детства любит рисовать, делать какие-либо творческие задания: складывает пирамиду из кубиков, рисует животных, свои игрушки, родителей, природу и так далее. Каждый родитель должен помочь ребенку найти свои сильные стороны. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к подобным занятиям, можно придумать какую-либо игру или на примере показать что и как нужно делать. Малыша могут привлечь яркие краски, его любимые предметы. Заставлять не рекомендуется, так как после это может ассоциироваться со, своего рода, "наказанием". Его обязательно надо хвалить за проделанную работу, чтобы проявить интерес к дальнейшим достижениям. Если ругать то, можно "затушить" творческое начало своего чада.

Когда ребенок идет в детский сад, воспитатели занимаются с детьми лепкой из пластилина, рисованием разных предметов, для начала кубики, мячики, какие-то определенные предметы, после задача усложняется и рисунок это уже композиция, выполняют задания, конструируют ЛЕГО. Дети делают задания разной тематики: «Осенняя пора», «Дары осени», «Новый Год», «Весна» и другое. В детских садах проводятся различные мероприятия «Осенний бал», «Новогодняя елка», «Весенний бал» разные утренники, на которых ребенок проявляет свои творческие способности при помощи родителей (например, костюмы). Воспитатели придумывают различные игры, в которых ребенок может показать себя. Также дети на разные мероприятия заучивают разные стихотворения, детские песенки. На основе воспринятых ими ассоциациях дети начинают придумывать разные истории, играют с игрушками, можно сказать по придуманному им сценарию, что уже является творческой деятельностью. Для расширения общего кругозора для детей существуют разного вида кружки, секции, клубы: у кого-то хорошо, получается рисовать, кто-то поет, кто- то танцует, а кто-то играет на разных музыкальных инструментах. На этих занятиях детям помогают развиваться и продолжать своё начало уже не воспитатели детского сада, а специалисты-учителя.

Следующая ступень в развитии ребенка это школа. В начальных классах изменяется статус в обществе, ребенок формируется как новая личность, возрастает потребность самовыражения.

Основной задачей начальной школы является развитие личности ребенка. Учеба в отличии от творчества нацелена на освоение знаний. А творчество направлено на способность воплотить собственные идеи, саморазвиваться, выполнять работу самому. Чтобы адаптироваться им помогают родители, но с каждым разом всё больше и больше оставляют работу детям, чтобы они самостоятельно выполняли задания.

Результат обучения зависит от отношения ученика к урокам. Если он не заинтересован то не будет стараться, и наоборот, если у него большой интерес к данному заданию или дисциплине, то он не только лучше сделает работу, но и хорошо её освоит. Уроки изобразительного искусства помогают установить связь с реальной жизнью. Многие относятся к урокам ИЗО, как к не нужному, бесполезному. Но взрослые не представляют на сколько эти уроки полезны в будущем для их ребенка. Они учатся изображать свои фантазии. Любая иллюстрация может передать настроение автора, его мысли и беспокойства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены такие виды занятий как: рисунок, живопись, композиция, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна.

Для более точного изображения картины, учителя советуют использовать правильные цвета, оттенки, композиции предметов. К примеру, если картина передает грусть и печаль, то следует использовать холодные цвета, темные тона. Для того, чтобы дети понимали что от них требуется, используется наглядный материал. На развитие творческих работ очень хорошо влияют работы в группе, выставки, организация соревновательного момента, так как у школьника уже есть мотив - победа. Для работы в группе ребята подают свои идеи, слушают идеи других, принимая и запоминая эту информацию на будущее, для дальнейшего её использования.

Для лучших результатов необходимо проводить систематические занятия, с общесвязанными темами, плавно переходящими одна в другую, уроки должны быть насыщенными эмоциями, идеями, постепенно усложняющееся. Для закрепления использовать творческие задания на свободную тему, используя полученные знания и умения.

Для выполнения работ школьники выбирают разные материалы: акварельные краски, карандаши, гуашь, цветные мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, картон и клей и т.д., опираясь на свои предпочтения, идеи, опыт и способности.

Когда ребенок рисует развивается мелкая моторика рук, что влияет также на работу мозга. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Любой ребенок- это скрытый талант, ребенок как новая книга, и ее можно открыть лишь заинтересовав его. Для развития творческой деятельности детей в младшей школе необходимо придумывать новое, интересное, нестандартное, что помогает развитию у детей познавательного любопытства и более прочному усвоению знаний. Цель развить познавательный интерес учеников к предмету, призывает искать формы, приемы, методы работы, которые больше действенны, результативно повлияют на мотивацию, обеспечивают осознанную работу школьников по освоению знаний, в тот момент, когда они работают сами, без помощи взрослого, но основываясь на уже имеющемся материале. Педагог начальных классов - это проводник, на котором лежит большая ответственность, так как на основе заложенных знаний, так сказать «фундамента», школьник растет и развивается дальше. Чтобы каждый ученик освоил темы, учитель должен правильно выбрать методику и найти индивидуальный подход к каждому из своих учеников, а в начальных классах их немало. Педагог начальных классов - творческая личность, у него достаточно сложная работа. Он всегда должен расти и развиваться, чтобы учить малышей. Искать и продумывать каждую минуту своего урока, писать «сценарий» своей деятельности. Урок должен быть ярким, завораживающим, чтобы всё внимание ребенка всегда было на учителе, и информация легко воспринималась, дабы ребенок не уставал от работы. Пробудить в нем интерес, цель, планы на будущее. Быть примером, опорой, другом для своих учеников. От преподавателя требуется быть Личностью с большой буквы, также необходимо иметь и психологическую подготовку. Он должен учитывать также и индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности развития. Так как учет возрастных особенностей - главный принцип в системе образования, опираясь на него можно устанавливать учебную нагрузку, установить допустимые объемы работ, правильный распорядок дня, режим отдыха и труда. Также учитывать и гендерные особенности развития, так как мальчики и девочки развиваются неодинаково.

Можно сказать, что творчество - это активность, возможность создавать что-то новое, не воспроизводимое ранее. Достоевский Ф.М. считал, что человек должен быть личностью духовно богатой, где и сознание и культура. А воспитание - это жизнетворчество. Развитие творческого потенциала личности ребенка.

Список литературы

 

1           Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - Москва-Воронеж., 1996. – 340с.

2           Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. // Творчество и объективация, 2000. - №2. – С.5-9

3           Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. – 210с.