Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Переход современной школы на стандарты второго поколения ставит перед педагогами и учениками новые цели и задачи. Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты включают ценностные ориентации, потребности, мотивы, запросы на образование. Метапредметные результаты связаны с освоением учащимся инструментальных, операционных – универсальных учебных действий. Одним их основных понятий новых ФГОС является понятие «компетенция». В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция: «компетентность - осведомлѐнность, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [9]. Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [8]. Если говорить о развитии иноязычной коммуникативной компетенции, то нужно отметить ее составляющие, определенные в «Примерной программе основного общего образования». К ним относится: речевая компетенция (говорение, аудирование, чтение, письмо), языковая компетенция (фонетика, орфография, лексика, грамматика), социокультурная (традиции, культура, реалии стран изучаемого языка), компенсаторная (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств), учебно-познавательная (универсальные способы деятельности для самостоятельного обучения). При обучении иностранным языкам невозможно развивать и делать акцент на каком-то одном виде компетенций. Урок изучения языка - это совокупность приемов и методов, направленных на совершенствование всех его аспектов. В отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М.Н. Вятютневым. Он предложил понимать коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [2]. Н.И. Гез, характеризуя сущность коммуникативной компетенции, определяет ее «как способность правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях». Помимо знаний о языке, согласно формулировке автора, коммуникативная компетенция включает в себя умение «коммуникативно соотносить речевое высказывание с целями ситуации общения, с пониманием взаимоотношений общающихся сторон, а также умение правильно организовать речевое общение с учетом культурных и социальных норм коммуникативного поведения» [3]. С точки зрения психологии общения анализирует понятие коммуникативной компетенции И.Л. Зимняя, рассматривающая ее в качестве «определенной цели-результата обучения языку», как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по цели средствам и способам, различным задачам и ситуациям общения» [4].
Современный подход в обучении иностранным языкам уже давно смещен в сторону его коммуникативного аспекта. Язык – это средство достижения поставленной цели в условиях социально и личностно-обусловленных ситуаций общения. В современной школе процесс перехода к новым методам и приемам в обучении иностранному языку происходить достаточно сложно. Большая часть педагогов привыкла работать «по-старому», новые методики и технологии принимаются ими тяжело. Но стандарты нового поколения настоятельно требуют от педагога модернизации своего образа для достижения целей, поставленных современным обществом. В западной педагогической практике уже много лет господствует коммуникативная методика обучения иностранным языкам. Она направлена на то, чтобы научить ориентироваться в иноязычной среде, уметь адекватно реагировать на возникающие речевые ситуации. В России концепция метода получила обоснование в работах Е. И. Пассова и др. методистов. В рамках коммуникативной методики широкое применение нашли новые образовательные технологии. Особое значение на современном этапе уделяется информационно-коммуникативным методикам. Одним из способов развития коммуникативной компетенции является применение методов проектов. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещѐ в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его интересом в этом знании. В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских расчѐтных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность уч-ся, которую они выполняют в течение определѐнного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное еѐ решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Что касается практического применения технологий, вовсе не обязательно использовать одну технологию. Лучше всего было интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.

Список литературы
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.
2. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н.Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – 38 с.
3. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки школе. – 1985. – № 2. – С. 17– 24.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М: «Просвещение»1991
5. Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
7. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.
8. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.