16 февраля 2016г.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.
Здоровье является базовым компонентом гармоничного развития человека. Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна.
Через здоровьесберегающие образовательно-воспитательные технологии достигается одна из главных целей
– повышение уровня здоровья детей, а значит и обеспечение повышения качества обучения и воспитания. [1, с. 210]
Цель здоровьесберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [6, с. 112]
Технология проектной деятельности, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. [2, с. 237] Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании.
В то же время и вопрос здоровьесбережения не нов. С этой позиции важными являются традиции российской педагогики, где забота о здоровье учащихся всегда была одной из центральных. Обучение учащихся навыкам ведения здорового образа жизни велось в нескольких направлениях: физическое воспитание (Л.П. Гуреев, А.П. Матвеев, С.. Мельников, В.М. Качашкин, Г.И. Погадаев и др.), гигиеническое воспитание (Т.Н. Сердюковская, В.В. Стан, И.И. Соковня-Семенова и др.), нравственное воспитание (О.С. Богданова, В.Е. Гурин, И.А. Каиров, О.Д. Калинина, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко и др.) [7]
Новые возможности и перспективы воспитания ценностной направленности на здоровый образ жизни у обучающихся появились в связи с развитием концепции личностно ориентированного образования, обозначающего приоритетным изучение аксиологической природы образования (Ш.А. Амонашвили, В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.), современной валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Э.М. Казин, В.П. Петленко и др.). [8].
Источником инновационных изменений является противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью условий подготовки здорового, образованного и разносторонне развитого поколения в общеобразовательной школе.
Практическая значимость нашего исследования определяется тем, что полученные данные, касающиеся обоснования использования технологии проектной деятельности для сохранения и укрепления здоровья учащихся, могут быть использованы в проектировании здоровьесберегающей среды в системе образования. Разработана система использования проектной технологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся во 2-4 классах.
Предложенная авторская концептуальная модель реализации здоровьесбережения посредством проектной деятельности может быть положена в основу учебно-воспитательной системы любого учреждения образования. Полученные данные могут также быть использованы в профилактической и коррекционно-развивающей работе со всеми субъектами образовательного процесса, направленной на выработку ценностного отношения к здоровьесберегающей деятельности и конкретных прикладных знаний и умений в ведении здорового образа жизни.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 58 г.Челябинска. В эксперименте приняли участие 50 младших школьников в возрасте 8-10 лет.
Апробация полученных результатов была реализована на педсовете школы № 58 в марте 2015 года.
В декабре 2013г. - августе 2014г изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
В сентябре-октябре 2014г. было разработано содержание формирующего этапа экспериментальной работы, была написана программа "Сохранение и укрепление здоровья учащихся". Данная программа была реализована нами в МБОУ СОШ № 58 с октябрь 2014г. – май 2015г. в рамках формирующего этапа эксперимента.
В рамках эксперимента учащиеся 2а класса ( 25 человек) регулярно участвовали в проектной деятельности , осуществляя кратковременные и долговременные проекты . Учащиеся 2 б класса (25 человек) не участвовали в проектной деятельности, но участвовали в общешкольной программе "Сохранение и укрепление здоровья учащихся".
Учащиеся 2 б класса участвовали в программе по всем остальным аспектам, кроме участия в проектной работе.
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика ценностного отношения к вопросам здоровьесбережения.
Использовались следующие методики:
1) Модифицированная методика измерения ценностных ориентации М. Рокича (адаптация А. Гоштауса, А.А. Семенова, В.А. Ядова) - описание 28 терминальных ценностей. (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. [3, с. 171].
2) Анкетирование: Учащимся предлагались различные ситуации такие как:
-выбор предметов личной гигиены,
-правила приема пищи,
-правила оказания первой медицинской помощи.
3) Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности результатами проводимой работы по сохранению и укреплению здоровья.
В результате по всем использованным методикам мониторинга учащиеся 2 а и 2 б класса показали рост, учащиеся 2а класса показали существенный рост ( выше на 11 % , чем в контрольной группе 2 б класса).
Согласно диагностике, учащиеся 2 а класса более мотивированы на эмоциональные и ценностные аспекты здоровьесбережения, а также более грамотны в данном вопросе .
Родители учащихся 2 а класса более довольны осуществлением в рамках школы здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Список литературы
1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. -- М.: Вентана-Граф, 2008. -- 112 с. -- (Педагогическая мастерская).
2. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений [Текст]/ И.П. Подласый. - М.: Дрофа, 2001. - 576с.
3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. (Под редакцией В.А. Ядова) - Л., «Наука», 1979. - 264 с
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст].Г.К. Селевко.- М.: Просвещение, 1998. - 156с.
5. Сиденко, А.С. Метод проектов: История и практика [Текст]/А.С. Сиденко//Завуч. - 2003.-№ 6. - С.96-111.
6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе[Текст]. / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
7. Сергеева, О. А. Применение здоровьесберегающих технологий [Текст]. /О. А. Сергеева//Интернет- журнал "Социальная сеть работников образования". -2012. Режим доступа www. nsportal.ru
8. Сманцер Т.А. Здоровьесберегающие технологии как один из факторов, формирующих ценностные ориентации у подростков:// Приложение к журналу 1 сентября. 2009. URL: www.1september. ru