16 февраля 2016г.
Прежде чем говорить о компьютерной грамотности следует дать определение грамотности в целом. Термин «грамотность» был введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО. Под грамотностью (в буквальном смысле) понимается способность личности читать, понимать и составлять простые короткие тексты, имеющие отношение к повседневной жизни. При этом также были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Минимальная грамотность отражает способность читать и писать простые сообщения, функциональная грамотность – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом [3].
Функциональная грамотность – это целый ряд навыков и умений: познавательных, эмоциональных и поведенческих. Они позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.
В современных условиях развития общества для человека традиционной элементарной грамотности становится недостаточно. Среди факторов, вызывающих необходимость повышения уровня общего образования, можно перечислить следующие:
• изменения структуры занятости и профессионально-квалификационных требований к работнику;
• расширение использования в повседневной жизни современных технических средств и бытовых приборов, хозяйственных химических средств и т.д.;
• усложнение политической и гражданской жизни, а также новые процессы, влияющие на общую социально-политическую атмосферу и т.д.;
• большие геополитические изменения и растущая интернационализация различных сфер и областей в обществе [4].
Таким образом, функциональная грамотность выходит за рамки школьного образования и рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.
Для определения уровня функциональной грамотности выделяют такие индикаторы грамотности как:
• общая грамотность;
• информационная грамотность;
• компьютерная грамотность;
• коммуникативная грамотность;
• владение иностранными языками;
• политическая грамотность;
• экономическая грамотность;
• грамотность действий в чрезвычайных ситуациях и другие.
Более подробно рассмотрим компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью понимают владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества [1].
В современном мире информация становится главным ресурсом общества, а компьютер – главным орудием построения информационного общества. Совершенствование персонального компьютера и разработка программного обеспечения способствуют быстрому внедрению компьютера во многие сферы жизнедеятельности. Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, промышленного производства, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Таким образом, овладение компьютерной грамотностью является необходимым условием для нормального существования человека в современном обществе [5].
Как индикатор функциональной грамотности, компьютерная грамотность включает в себя следующие умения:
• искать информацию в сети Интернет;
• пользоваться электронной почтой;
• создавать и распечатывать тексты;
• работать с электронными таблицами;
• использовать графические редакторы [2].
Для формирования компьютерной грамотности у студентов колледжа при Алтайском государственном университете на своих занятиях мы используем следующие задания:
Задание 1: Работа с почтовыми серверами.
Описание задания: Практическое задание на работу с почтовыми серверами.
1. На поисковом сервере Яндекс создать свой почтовый ящик.
2. Создать сообщение, содержащее приветствие и информацию о вас (фамилия, имя, группа).
3. Отправить сообщение по указанному преподавателем адресу.
4. Получить отправленное вам сообщение.
5. Прочитать сообщение, ответить на него. К сообщению присоединить фотографию из папки Фото.
6. Получить и прочитать отправленное вам сообщение. Сохранить фото в папке Фотографии.
7. Очистить папки «Входящие» и «Отправленные». Задание 2: Поиск информации.
Описание задания: Поиск информации в сети интернет.
Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.
1) Место и дата рождения П.И. Чайковского – великого русского композитора.
2) Место и дата рождения М.И. Кутузова – великого русского полководца.
3) В каком году была написана картина Айвазовского «Море. Коктебельская бухта»?
4) Настоящая фамилия Кира Булычева.
5) Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.
6) Кому принадлежат бессмертные строки «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни»?
7) Назвать режиссера фильма и год создания ленты «В бой идут одни старики».
8) В каком году и где родился Мишель Нострадамус?
9) Место и дата рождения Н.К. Рериха – великого Русского художника и философа.
10) Основатели фирмы Honda и год ее создания [6]. Задание 3: Форматирование текста.
Описание задания: наберите текст, приведенный на Рисунке 1, используя заданные параметры форматирования и шрифты.
Заголовок. Абзацные отступы: красная строка – 0, левая граница – 0, правая граница – 17, центрирование. Шрифт Verdana, размер 16, полужирное начертание, цвет – зеленый.
Первый абзац. Абзацные отступы: красная строка – 0,5, левая граница – 0, правая граница – 8, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет – черный. Для выделения слова использовать полужирное начертание (коричневый цвет).
Второй абзац. Абзацные отступы: красная строка – 8, левая граница – 7,5, правая граница – 17, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет – черный. Для выделения слова использовать полужирное начертание (коричневый цвет).
Задание 4: Работа с таблицами.
Описание задания: Подготовить бланк накладной, который при предварительном просмотре (а, следовательно, и на бумаге) будет иметь вид, представленный на Рисунке 2.
Рис.2. Бланк накладной
Компьютерная грамотность является неотъемлемой частью функциональной грамотности. Овладение компьютерной грамотностью является залогом успеха успешной адаптации личности в современном обществе и ее полноценного функционирования.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. – 937 с.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – C. 140-144.
3. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2-2(78).– С. 13-17.
4.
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла:
методическое пособие. – Астана: Национальная
академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 41 с.
5. Рукина Н.М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования: дисс… канд. пед. наук. – Оренбург, 2010. – 179 с.
6. Сергиенко Ю.А., Кравченко Г.В. Развитие универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования». – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. – С. 1011-1014.