Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК ОДИН ИЗ ИНДИКАТОРОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Прежде чем говорить о компьютерной грамотности следует дать определение грамотности в целом. Термин «грамотность» был введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО. Под грамотностью (в буквальном смысле) понимается способность личности читать, понимать и составлять простые короткие тексты, имеющие отношение к повседневной жизни. При этом также были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Минимальная грамотность отражает способность читать и писать простые сообщения, функциональная грамотность – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом [3].

Функциональная грамотность – это целый ряд навыков и умений: познавательных, эмоциональных и поведенческих. Они позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

В современных условиях развития общества для человека традиционной элементарной грамотности становится недостаточно. Среди факторов, вызывающих необходимость повышения уровня общего образования, можно перечислить следующие:

•        изменения структуры занятости и профессионально-квалификационных требований к работнику;

•        расширение использования в повседневной жизни современных технических средств и бытовых приборов, хозяйственных химических средств и т.д.;

•        усложнение политической и гражданской жизни, а также новые процессы, влияющие на общую социально-политическую атмосферу и т.д.;

•        большие геополитические изменения и растущая интернационализация различных сфер и областей в обществе [4].

Таким образом, функциональная грамотность выходит за рамки школьного образования и рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.

Для определения уровня функциональной грамотности выделяют такие индикаторы грамотности как:

•    общая грамотность;

•    информационная грамотность;

•    компьютерная грамотность;

•    коммуникативная грамотность;

•    владение иностранными языками;

•    политическая грамотность;

•    экономическая грамотность;

•    грамотность действий в чрезвычайных ситуациях и другие.

Более подробно рассмотрим компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью понимают владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества [1].

В современном мире информация становится главным ресурсом общества, а компьютер – главным орудием построения информационного общества. Совершенствование персонального компьютера и разработка программного обеспечения способствуют быстрому внедрению компьютера во многие сферы жизнедеятельности. Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, промышленного производства, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Таким образом, овладение компьютерной грамотностью является необходимым условием для нормального существования человека в современном обществе [5].

Как индикатор функциональной грамотности, компьютерная грамотность включает в себя следующие умения:

•    искать информацию в сети Интернет;

•    пользоваться электронной почтой;

•    создавать и распечатывать тексты;

•    работать с электронными таблицами;

•    использовать графические редакторы [2].

Для формирования компьютерной грамотности у студентов колледжа при Алтайском государственном университете на своих занятиях мы используем следующие задания:

Задание 1: Работа с почтовыми серверами.

Описание задания: Практическое задание на работу с почтовыми серверами.

1.      На поисковом сервере Яндекс создать свой почтовый ящик.

2.      Создать сообщение, содержащее приветствие и информацию о вас (фамилия, имя, группа).

3.      Отправить сообщение по указанному преподавателем адресу.

4.      Получить отправленное вам сообщение.

5.      Прочитать сообщение, ответить на него. К сообщению присоединить фотографию из папки Фото.

6.      Получить и прочитать отправленное вам сообщение. Сохранить фото в папке Фотографии.

7.      Очистить папки «Входящие» и «Отправленные». Задание 2: Поиск информации.

Описание задания: Поиск информации в сети интернет.

Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.

1)      Место и дата рождения П.И. Чайковского – великого русского композитора.

2)      Место и дата рождения М.И. Кутузова – великого русского полководца.

3)      В каком году была написана картина Айвазовского «Море. Коктебельская бухта»?

4)      Настоящая фамилия Кира Булычева.

5)      Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.

6)      Кому принадлежат бессмертные строки «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни»?

7)      Назвать режиссера фильма и год создания ленты «В бой идут одни старики».

8)      В каком году и где родился Мишель Нострадамус?

9)      Место и дата рождения Н.К. Рериха – великого Русского художника и философа.

10) Основатели фирмы Honda и год ее создания [6]. Задание 3: Форматирование текста.

Описание  задания:  наберите  текст,  приведенный  на  Рисунке  1,  используя  заданные  параметры форматирования и шрифты.


Заголовок. Абзацные отступы: красная строка – 0, левая граница – 0, правая граница – 17, центрирование. Шрифт Verdana, размер 16, полужирное начертание, цвет – зеленый.

Первый абзац. Абзацные отступы: красная строка – 0,5, левая граница – 0, правая граница – 8, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет – черный. Для выделения слова использовать полужирное начертание (коричневый цвет).

Второй абзац. Абзацные отступы: красная строка – 8, левая граница – 7,5, правая граница – 17, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет – черный. Для выделения слова использовать полужирное начертание (коричневый цвет).

Задание 4: Работа с таблицами.

Описание  задания:  Подготовить  бланк  накладной,  который  при  предварительном  просмотре  (а, следовательно, и на бумаге) будет иметь вид, представленный на Рисунке 2.


Рис.2. Бланк накладной

 

Компьютерная грамотность является неотъемлемой частью функциональной грамотности. Овладение компьютерной грамотностью является залогом успеха успешной адаптации личности в современном обществе и ее полноценного функционирования.

 

Список литературы

1.      Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. – 937 с.

2.      Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – C. 140-144.

3.      Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2-2(78).– С. 13-17.

4.      Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла: методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 41 с.

5.      Рукина Н.М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования: дисс… канд. пед. наук. – Оренбург, 2010. – 179 с.

6.      Сергиенко Ю.А., Кравченко Г.В. Развитие универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования». – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. – С. 1011-1014.