Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В современных исследованиях (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова и др.) подчеркивается, что готовность к школе знаменует собой достижения такого уровня развития ребенка, который наиболее полно соответствует потребностям современной начальной школы и позволяет прогнозировать высокую результативность учебного труда школьников. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема изучения реальных возможностей старшего дошкольника для изменения педагогических требований к уровню подготовки детей к школе в ДОУ.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада, и нашего МБДОУ в том числе, показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания они дают весьма различное. Если часть детей в качестве привлекающих моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другая часть ссылается на внешние аксессуары - обладание портфелем, звонки, перемены и др.; общение с учителем. Это. однако, не означает, что подобные дети мотивационно к школе не готовы: решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной мотивации.

Ведущий вид деятельности школьника - учебная деятельность [1, с.32].

В связи с этим становится актуальным вопрос о педагогических условиях формирования мотивационной готовности ребенка к школе, обеспечивающей становление его ”внутренней позиции школьника” и мотивов учения.

Можно говорить о том, что готовность к школе - это системное, многокомпонентное образование в котором интегрируются различные свойства и способности детей, необходимые для успешного обучения в школе.

Важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет является готовность к школе в мотивационном плане, предполагающая сформированность ”внутренней позиции школьника” и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения.

Что понимается под мотивационной готовностью? Это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Вот они:

1.    Учебный (хочу учиться в школе, чтобы научиться чему- либо, стать другим, потому что мне нравиться учиться);

2.   Познавательный (мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают);

3.     Позиционный (хочу заниматься  важным, значимым делом, “как  взрослый”, хочу чувствовать себя взрослым);

4.   Игровой (хочу в школу, т.к. там можно поиграть, там много ребят, там весело);

5.    Социальный (учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать себе жизнь, без учения ничего не добьешься);

6.   Внешний (для учебного процесса). Их может быть множество, например, “я хожу в школу, потому что там не укладывают спать”, “потому что для нее покупают портфель”, ”потому что туда идет Вася”, ”потому что там ставят пятерки”, ”потому что меня мама заставляет” и т.д.[7, с.91]

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание — стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития — младший школьный возраст.

В своем исследовании мы опирались на результаты экспериментальной работы на базе МБДОУ ЦРР №308 города Челябинска. В исследовании приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста – воспитанники двух подготовительных к школе групп детского сада.

Можно выделить следующие этапы исследования:

1.   На первом этапе исследования (декабрь 2013г. - август 2014г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.

2.    На втором этапе (сентябрь-октябрь 2014г.) проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.

3.    На третьем этапе (октябрь 2014г. – май 2015г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялась и продолжает внедряться) педагогическая программа, проводился контрольный этап экспериментальной работы.

4.   На четвёртом этапе (май 2015г. – сентябрь 2015г.) проводилась обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.

На констатирующем этапе методами исследования были выбраны следующие:

1.   Диагностика Т.А. Нежновой (Беседа). [8, с.116]

2.      Методика М.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадриковой с целью выявления ведущих мотивов учебной деятельности. [9, с.201]

В ходе эксперимента, на втором этапе проводилась работа по формированию мотивационной готовности у воспитанников. В начале работы было высказано предположение, что уровень сформированности мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста повысится, если в образовательно-воспитательный процесс дошкольного учреждения внедрить систему театрализованных постановок.

На протяжении 2013-2014 учебного года в рамках педагогического эксперимента внедрялась педагогическая программа по созданию необходимых педагогических условий для формирования мотивационной готовности.

В рамках данной работы приняли участие воспитанники двух подготовительных групп. Воспитанники 1 группы принимали регулярное участие в театральных постановках (ко Дню Матери, ко Дню МБДОУ и т.д.). Воспитанники 2 (контрольной) группы принимали пассивное участие - приглашались на просмотры данных театрализованных постановок. Также в рамках воспитательной работы МБДОУ обе группы регулярно участвовали в различных мероприятиях по формированию готовности к школе.

Были проведены тесты на формирование мотивационной готовности к школе. Результаты показали повышение уровня мотивационной готовности в обоих группах, но в 1 группе повышение выше на 12 %.

Также следует отметить, что участие в совместной деятельности предполагает необходимость четкого понимания своей социальной роли в рамках общей деятельности , формирование коммуникационных навыков на более высоком уровне , умение интегрироваться в работу группы.

В процессе совместной целенаправленной деятельности, при которой требуется активное участие каждого участника формируется умение самостоятельно выстраивать свое поведение в рамках требований и ответственное отношение к своей деятельности, понимание необходимости твоего вклада в общее дело , что крайне важно и для осуществления учебной деятельности. [5, с.90]

Считаем, что внедрение в образовательно-воспитательный процесс дошкольного учреждения системы театрализованных постановок позволяет сформировать отношение к важности самостоятельной деятельности , готовность учиться новому и взаимодействовать с другими членами группы.

 

Список литературы

1.      В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика , 1986 – 240с. – Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

2.      Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. – М., 1995.

3.      Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Владос, 2000.

4.      Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер,2006

5.      Дети, в школу собирайтесь! 32/124. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников/ М.Ю. Стожарова. – Ульяновск, 2009.

6.      Стожарова, М.Ю. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова //Диалог культур в современном образовательном пространстве: мат. Междунар. науч. практ. конф. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007.–С. 89–93.

7.      Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 2008

8.      Ануфриев А.Ф. “Как преодолеть тревожность в общении детей” М., изд. “Ось-89”, 2000год.

9.      Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей- М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.