Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагоги дошкольного образовательного учреждения, факторы эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Проблема эмоционального выгорания представителей различных  социономических  профессий в современной психологической литературе упоминается достаточно часто. Х. Фрейденберг под термином «эмоциональное выгорание» понимает психологическое состояние людей в норме, которые работают в постоянном, интенсивном и тесном контакте с людьми, находящимися в эмоционально напряженной среде; синдром, который включает в себя проявление физической утомленности в разочарованности в выбранном виде профессиональной деятельности. [5]

Трудности в исследовании данного феномена обусловлены сложной структурой синдрома эмоционального выгорания, разными интерпретациями и причинами его появления [1],[2]. Наличие трудностей не умаляет, впрочем, актуальности и важности исследований в этой области. Практическая значимость исследования эмоционального выгорания обусловлена возможностью применения полученных знаний, рекомендаций и психологических практических разработок в целях укрепления и сохранения здоровья педагогов.

Повышенная эмоциональная напряженность в деятельности педагога, сложность и ответственность работы обуславливают большую подверженность представителей данной профессии к появлению эмоционального выгорания. Вышесказанное предопределяет необходимость психологических исследований факторов эмоционального выгорания у педагогов. Такие факторы разнообразны и могут быть сгруппированы следующим образом:

1.   объективные, непосредственно связанные с производственной деятельностью, не зависящие от педагога;

2. объективные, связанные с условиями жизни и быта педагога;

3. субъективно-объективные, которые коренятся в самом педагоге как субъекте труда, но зависят не только от него (недостаток опыта, теоретической подготовки и т.д.);

4. субъективные, связанные с особенностями личности педагога [3].

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что существуют особенности эмоционального выгорания у педагогов ДОУ с разным стажем работы (чем больше педагогический стаж, тем больше выражены фазы «резистенции» и «напряжения»); а также у педагогов ДОУ, работающих в различных условиях труда (у педагогов ДОУ, работающих в более благоприятных условиях трудовой деятельности, в меньшей степени выражены показатели СЭВ). В исследовании приняли участие воспитатели ДОУ в количестве 60 человек, в возрасте от 25 до 54 лет, стаж работы от 2 до 35 лет из дошкольных учреждений: МБДОУ «ЦРР - детский сад №50», МБДОУ «ЦРР — детский сад №12», «Детский сад №48» г. Воронежа. Была составлена батарея психодиагностических методик: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, методика диагностики профессионального выгорания (MBI) К. Маслач и С.Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой), методика диагностики деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко, методика диагностики склонности к аффективному поведению В.В. Бойко, методика диагностика определения уровня депрессии Т.И. Балашова [4].

Результаты исследования показали, что фаза напряжения не сформирована у 67% педагогов, а у 5% находится в стадии формирования (рис. 1): педагоги стойко переносят сильные стрессы, и в большинстве, способны им противостоять. Главным симптомом в этой фазе является сильное переживание психотравмирующих обстоятельств. Фаза резистенции не сформирована у 38 % педагогов (рис. 1), все симптомы имеют примерно одинаковое проявление. У 12% испытуемых сформирована эмоциональная отстраненность от окружающих и перекладывание ответственности на других. Сформированную фазу «эмоциональное истощение» имеют лишь 3% педагогов (рис. 1) и проявляется она в переживаниях, эмоциональном перенасыщении, вспышках гнева и депрессии. У 67 % испытуемых фаза не сформирована, а у 30% она находится в стадии формирования.


Распределение уровней развития эмоционального выгорания (рис. 2) показало, что высок процент педагогов, имеющих высокий уровень по шкале «деперсонализация» (потеря интереса к окружающему их миру и людям, проявление пассивной и активной агрессии и увеличение количества негативных тенденций), а также средний уровень по шкалам «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение».

Диагностика деструктивных установок в межличностных отношениях показала, что 31,76 % педагогов набрали максимальное количество баллов по шкале «завуалированная жестокость». Такие люди способны открыто выражать свое жестокое отношение к людям. В чуть меньшей степени выражена  «открытая жестокость».




Результаты исследования, полученные по методике «Определение уровня депрессии», показывают, что преобладает уровень «без депрессии» (35 %), в чуть меньшей степени представлен уровень легкой депрессии (33%), наименее выражены уровень «субдепрессивного состояния или замаскированной депрессии» (18 %), уровень «истинного состояния депрессии» (13 %).

В результате статистической обработки данных при помощи критерия Манна – Уитни были сформулированы следующие выводы:

1)     у большинства педагогов с большим опытом работы сформирована стадия истощения, в остальном явной разницы в показателях нет, что обозначает, что первая часть гипотезы статистически не подтвердилась;

2)     педагогам, работающим в ДОУ №12 (в котором созданы благоприятные условия труда: нормированный рабочий день, отсутствие повышенной нагрузки, позитивный социально-психологический климат, наличие «Службы медиации» и пр.) свойственно, в целом, меньше переживать возникающие синдромы эмоционального выгорания, что обозначает, что вторая часть нашей гипотезы статистически подтверждается.

Данные, полученные в результате описанного исследования, могут быть положены в основу разработки практических рекомендаций в работе с педагогами ДОУ по предотвращению и профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Список литературы

 

1.       Водопьянова Н.Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика- 2-е издание / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова - СПб: Питер, 2008. - 338 с.

2.       Клепач Ю.В. Актуальные проблемы психологического консультирования педагогов как участников образовательного процесса / Ю.В. Клепач, Л. Н Гридяева // Актуальные процессы формирования науки в новых условиях. — Москва, 2016. — С. 128-131

3.       Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания / Н.В. Козина, Л.Чутко. - Москва: МЕДпресс- информ, 2014. - 310 с.

4.       Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студ. Вузов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Москва: Изд– во Ин–та Психотерапии, 2002 – 488 с.

5.       Freudenberger H., North G. Burn-out bei Frauen. 2-nd ed. Frankfurt, 1992. – 390 р.