Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

Авторы:
Город:
Куйбышев
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

На повышенный интерес к исследованию проблемы тревожности, многоплановость и неоднозначность данной темы указывает такой факт, как создание в 1980 году общества исследования стресса и тревожности (STAR -    Stress and Anxiety Research Society). В дискуссиях на международных конференциях и исследованиях заняты ведущие специалисты самых разных специальностей, а по мнению известного ученого R. May проблема тревожности является центральной в современной цивилизации [7].

Давно известно, что стресс снижает продуктивность работы, поэтому серьёзной задачей психологической службы образовательного учреждения является решение противоречия между уровнем тревожности экзаменующегося и успешностью экзамена. Поэтому состояние повышенной нервно-психической напряженности в предэкзаменационный период является  одной из самых актуальных и разрабатываемых тем современной психологии образования. Отдельные вопросы изучения тревожности привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ как зарубежных (А. Адлер, К. Изард, Р. Кэттелл, Р. Лазарус, Р. Мэй, О. Ранк, Ч.Д. Спилбергер, Д. Тейлор, З. Фрейд, К. Хорни и др.), так и отечественных психологов (Г.Г. Аракелов, В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, А.В. Микляева, А.М. Прихожан, Т.А. Ратанова, П.В. Румянцев, Ю.Л. Ханин и др.).

Нами было разработано и проведено исследование, цель которого заключалась в определении степени эффективности социально-психологического тренинга (СПТ) в коррекции предэкзаменационной тревожности.

Нами проведено исследование проблемы тревожности и методов его коррекции, которое началось с пилотажного эксперимента на базе МБОУ СОШ № 2 города Куйбышева Новосибирской области. Теоретический анализ проблемы тревожности позволил нам сделать выводы, на основе которых сформулирована гипотеза исследования: специально подобранные тренинговые методы психологического воздействия будут являться эффективным средством снижения школьной, ситуативной, личностной и межличностной тревожности выпускников. Испытуемыми стали учащиеся 11 класса. Пилотажное исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного (Рисунок 1).


Констатирующий эксперимент выявил эмоциональное напряжение среди выпускников школы, с тенденцией к высокой тревожности: у них наблюдалась умеренная ситуативная и умеренная (с тенденцией к высокой) личностная тревожность. Что касается структуры школьной тревожности, то значения распределились следующим образом: повышенная общая тревожность, школьная - нормальная, но с тенденцией к повышенной, самооценочная и межличностная – повышенная.

После проведения тренинговой программы, несмотря на заметное снижение показателей тревожности у выпускников школы уровень тревожности оставался в среднем диапазоне с тенденцией к высокому, но уже наблюдалась положительная динамика совладания со стрессом. Ситуативная тревожность снизилась до средних показателей, личностная более весомо – с умеренной (с тенденцией к высокой) к умеренной тревожности. В отношении школьной тревожности также наблюдались изменения: общий показатель находился на уровне нормальной повышенной тревоги, самооценочная и межличностная заняли рубеж средних значений, а вот в отношении школьной тревожности изменения не наблюдались, она также демонстрировала нарастающую тревогу в связи с предстоящими экзаменами. Несмотря на то, что СПТ положительно отразился на снижении уровня тревожности фактически по всем характеристикам тревоги (ситуативной, личностной, межличностной) у выпускников школы, мы сделали вывод о недостаточном эффекте тренинговых занятий. Было принято решение внести поправки в программу коррекции тревожных состояний, где с опорой на принцип комплексности использовались методы дискуссии, релаксации, визуализации, изотерапии, музыкотерапии, танцедвигательной терапии и сказкотерапии.

После конкретизации темы исследования и модификации гипотезы в силу того, что провести новую программу коррекции на тех же испытуемых технически не представлялось возможным, новый эксперимент реализовывался на другой выборке: респондентами стали студенты 1 курса психологического факультета КФ НГПУ в количестве 20 человек в предсессионный период. Проверке подверглась гипотеза, основанная на допущении о том, что предэкзаменационная тревожность снижается, если организована специальная тренинговая работа, в которой используются методы дискуссии, релаксации, визуализации, а также средства терапии (арттерапии, музыкотерапии, танцедвигательной терапии, сказкотерапии).

Сбор эмпирического материала проходил с использованием психодиагностического инструментария: опросник «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор (модифицированная В.Г. Норакидзе), опросник «Шкала самооценки тревожности» (Ч.Д. Спилбергер), опросник А.О. Прохорова «Диагностика экзаменационной тревожности», анкета «Предэкзаменационная тревожность», разработанная нами, цель которой выявление уровня предэкзаменационной тревожности, в структуру которой входит три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.

Констатирующий этап эксперимента показал, что у первокурсников средне выраженный уровень тревожности с тенденцией к высокому. Это означало, что студенты были захвачены негативными мыслями о предстоящих экзаменах и представляли больше провал, чем успех, что выражалось в их раздражительности, бессоннице и внешней напряженности. Для нормализации уровня предэкзаменационной тревожности была разработана и реализована со студентами тренинговая программа «Как победить тревожность перед экзаменом?», по окончании которой проведена повторная диагностика. Полученные данные были сопоставлены с результатами констатирующего этапа, для чего применялся t-критерий Стьюдента (Табл.1).


Полученные достоверные различия свидетельствуют о фактическом снижении уровня проявления предэкзаменационной тревожности у студентов первокурсников до уровня нормы, когда ситуация экзамена воспринимается как лёгкий стресс, тонизирующий и активизирующий когнитивные ресурсы. Респонденты начали демонстрировать гибкость поведения и хороший самоконтроль. Негативное ожидание сменилось конструктивным, что не могло не выражаться в спокойствии и уверенности в себе.

Помимо этого, были обнаружены значимые различия компонентов экзаменационной тревожности:

«беспокойство», который характеризуется мыслями о последствиях провала (tэмп = 4,5; вероятность ошибки – 1%) и «эмоциональность», к которому относится неприятные ощущения и физиологические реакции, возникающие в результате стрессовой ситуации. (tэмп = 3,4; вероятность ошибки – 1%).

Результаты анкетирования были обработаны с помощью F– критерия Фишера, что обнаружило изменения на когнитивном уровне (φэмп =1,938) (Табл.2). Студенты пересмотрели свои взгляды на реакцию по поводу предстоящего экзамена, которая во многом утрированна и не способствует адаптации. В период тренинга они обучились методам релаксации и снятия напряжения, выработали конструктивные стратегии в борьбе со стрессом, ориентируясь на положительный результат и на представление приемлемого итога сдачи экзамена.




Статистически достоверные представлены и на поведенческом уровне (φэмп = 3,09): произошло переобучение, когда старые неэффективные навыки заменяются новыми, способствующими решению поставленных задач и полезному (адаптивному) поведению.

Эмоциональный компонент кардинальных изменений не претерпел (φэмп = 1,274), несмотря на то, что по средним значениям некая динамика наблюдается. Подобный факт нельзя считать неэффективностью тренинговой работы, так как этот уровень, не выходящий за рамки нормы, способствует активности (мобилизации) испытуемых, он отражает их энергетический потенциал (мотивацию) в виде лёгкого (приемлемого) возбуждения, ажиотажа и предвкушения (заинтересованности) позитивного исхода экзаменационного процесса (установка на успех, а не на провал).

Таким образом, проведение психологического тренинга в предэкзаменационный период позволило существенно снизить уровень эмоциональной напряженности студентов, у которых существенно возросла уверенность в себе, ощущение того, что они способны успешно сдать предстоящие экзамены. Тренинговая коррекционно-развивающая работа снизила показатели предэкзаменационной тревожности до пределов нормы, что выражалось в лёгком мобилизующем волнении, которое скорее активизировала, чем дезадаптировала экзаменующихся. В отношении эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов также наблюдалась положительная тенденция: показатели снизились до уровня нормы, пропала внешняя напряженность, появилась ориентация больше на успех, чем на неудачу, студенты стали более спокойными и уверенными в своих силах.

 

Список литературы

1.      Баринов, Д.Н. Феномен социальной тревоги: философский аспект [Текст] / Д.Н. Баринов // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2010. - № 6. - С. 58-62.

2.      Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.В. Вачков. - М. : Издательство «Ось-89», 2009. - 256 с. - (Практическая психология).

3.      Вачков, И.В. Тревожность, тревога, страх: различение понятий [Текст] / И.В. Вачков // Школьный психолог (Прилож. к газ. "Первое сентября"). - 2004. - № 8. - С. 9.

4.      Головей, Л.А. и др. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. - 688 с.

5.      Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. - 2-е изд., испр. [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.

6.      Микляева, А.В. и др. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 248 с.

7.      Мэй, Р. Проблема тревоги: пер. с англ. [Текст] / Р. Мэй. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с. - (Психология ХХ век).

8.      Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие [Текст] / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. - 224 с.

9.      Орлов, Ю.М. Шкала отношения к учению и шкала экзаменационной тревоги для студентов вуза [Текст] /Ю.М.   Орлов // Психолого-педагогические  исследования организации   и оптимизации обучения  в медицинском вузе. - М.: Академия, 1980. - с. 97-106.

10.   Березина, Н.Б. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] / Н.Б. Березина // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 1. - С. 41-50. Режим доступа: www.psyedu.ru. (Дата обращения: 12.12.2014 г).