Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Аннотация: В статье анализируются результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций и других особенностей личности подростков, отличающихся девиантным поведением, в сравнении с ровесниками – учащимися с социально-одобряемым поведением. Представлена авторская профилактическая психолого-педагогическая программа.

Ключевые  слова:  ценностные  ориентации,  подростки,  девиантное  поведение,  зависимое поведение, агрессия, социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере.

Подростковый возраст является самым сложным с точки зрения полноценного и нормативного становления личности. Происходит подмена ценностей, ориентация на осуществление своих потребностей независимо от того, какими путями это будет достигнуто. Этому подвергнуты все подростки без исключения, так как они находятся на пороге личностного и профессионального самоопределения, поиска себя [3]. Начало XXI века характеризуется значительной переоценкой ценностей в обществе: предпочтение отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловым связям, индивидуальным интересам (здоровье, богатство, популярность и т. п.). Ранее такая ситуация квалифицировалась как негативная, а теперь она свидетельствует о действительном процессе перестройки духовного мира, который захватил все население, в том числе и подростков. В целом изменения в ценностных ориентациях подростков обусловлены заметными изменениями политической, экономической, социально- психологической ситуации в обществе. С одной стороны, социальная ситуация в мире определяется противоречивостью, размытостью ценностей, а с другой – их многообразием, что непосредственно влияет на формирование ценностей подростков. Итогом формирования ценностных ориентаций стоит считать целостную, полноценную, зрелую личность.

Наиболее уязвимой аудиторией можно считать подростков «группы риска» из – за неблагополучной ситуации, в которой они находятся. В подростковом возрасте можно наблюдать акцентуированные черты характера, чрезмерное проявление которых приводит к различным видам девиантного поведения. И.В. Гранкина в своей статье отмечает, что происходит количественное увеличение отклоняющихся форм поведения в детской и подростковой среде   [1].       В. Ф. Сержантов говорил о  том, что  предметами потребностей человека могут выступать как вещи, так и идеи. Исходя из этого, все ценности можно разделить на две категории – материальные и духовные. Материальные ценности определяются как орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, духовные ценности — политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи [4].

С.А. Красненкова приводит статистические данные связи подросткового возраста, акцентуаций характера и отклоняющегося поведения: «По данным БУЗ ВО «Воронежского областного клинического наркологического диспансера», в 2014 году с диагнозом «употребление наркотиков с вредными последствиями» было зарегистрировано 162 подростка, тогда как в 2012 году, с этим же диагнозом, – 153 подростка, что говорит об увеличении случаев наркотической зависимости среди несовершеннолетних. С диагнозом «употребление алкоголя с вредными последствиями» было зарегистрировано 2018 случаев с участием подростков. Также, по данным регионального управления МВД, по городу Воронежу в 2015 году отмечается рост преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. Их число увеличилось с 14 до 25, а это значит, что число преступлений, совершенных подростками, увеличилось в 1,5 раза» [2,с.8].

Нами было проведено исследование особенностей личности школьников с социально-одобряемым поведение и подростков с девиантным поведением. В нем приняли участие 30 учащихся общеобразовательных школ Воронежа и 15 подростков с отклоняющимся поведением, стоящие на внутришкольном учете. В ходе исследования была применена батарея психодиагностических методик, включающая методику изучении самооценки личности Дембо-Рубинштейн, методику склонности к зависимому поведению В. Д. Менделевича, методику «Ценностные ориентации» Ш. Шварца, методику диагностики агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки, опросник определения акцентуации характера К. Леонгарда - Х. Шмишека. Были получены следующие результаты: «низкий уровень» самооценки выявлен у 40% школьников с девиантным поведением, такие же показатели выявлены у 3% школьников. Значимые расхождения наблюдаются по параметру «средний уровень» самооценки, который проявился у 67% школьников, у «девиантов» – в 33% случаев. Минимальные расхождения наблюдаются по параметру «высокий уровень» самооценки.

По результатам исследования наркотической зависимости видно, что у школьников уровень «тенденция» проявляется в 67% и у 60% девиантных подростков. По параметру «алкогольная зависимость» выявлено следующее: у 33% школьников выявлена «тенденция», у 60% подростков - девиантов выявлен высокий  уровень  склонности  к  алкогольной  зависимости.  Результаты  исследования  по  параметру «компьютерная зависимость» следующие: повышенный уровень у 67% школьников и минимальный у подростков с девиантным поведением.

Результаты диагностики по методике Ш. Шварца следующие: расхождение обнаружено при выборе нормативных идеалов по параметрам «универсализм» (93% школьников с социально-одобряемым поведением определили как значимый и 80% подростков с девиантным поведением как наименее значимый); «гедонизм» (47 % школьников определили наименьшую важность данного параметра и 80% подростков– «девиантов» -большую значимость); «власть» (для школьников этот параметр оказался не столь важным, однако, 73% подростков – «девиантов» отметили его значимым).

По результатам опросника Басса – Дарки, параметр «агрессивность» выше у девиантных подростков, что свидетельствует о склонности к применению физической и вербальной агрессии. Параметр «враждебность» в обоих случаях имеет средний уровень выраженности.

Между выявленными акцентуациями характера у школьников и подростков - девиантов существуют значимые расхождения, которые прослеживаются по следующим параметрам: наиболее явно выражены в обоих случаях циклотимические и педантические черты характера. В целом по выборке, подросткам - девиантам в большей степени свойственны экзальтированность, возбудимость, демонстративность.

Явные различия в мотивационно-потребностной сфере школьников и девиантов прослеживаются по следующим параметрам: труд/деньги (подростки-девианты ориентированы на материальную составляющую), альтруизм/эгоизм (подростки-девианты имеют ориентацию «на себя»), процесс/результат (подростки-девианты имеют большую нацеленность на результат).

По итогам проведенного исследования, нами был разработан комплекс занятий по оказанию формирующего воздействия на ценностную сферу девиантных подростков, стоящих на внутришкольном учете. Данный комплекс занятий формирующего этапа ценностных ориентаций подростков входит в психолого-педагогическую  программу  по  профилактике  девиантного  поведения  «Твой  выбор»  для подростков «группы риска», которая стала лауреатом областного конкурса психолого-педагогических программ.

Целью программы является формирование ценностных ориентаций и профилактика асоциального поведения подростков «группы риска». Структура программы распределена следующим образом: вводная часть включает в себя знакомство с группой, установление правил, налаживание контакта, выстраивание взаимоотношений для комфортной продуктивной работы. Основная часть предполагает выявление и рассмотрение ценностных ориентаций, осознание жизненных целей и путей их достижения, обучение эффективным способам общения, высказывания неудовольствия в конструктивной форме. После завершения формирующего этапа работы было проведено вторичное исследование, в котором приняла участие группа подростков с девиантным поведением. Полученные результаты были следующие: по методике «Ценностные ориентации» Ш. Шварца наибольшее предпочтение занимают такие ценности как безопасность, власть, гедонизм, самостоятельность, доброта, традиции. Результаты диагностики по опроснику агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки: параметр «враждебность» имеет среднюю выраженность; показатели агрессивности снижаются в целом по группе. Результаты по опроснику социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной: наиболее выраженными являются эгоизм, результат, свобода, деньги, то есть остались прежними, как и при первичном исследовании.

Математическая обработка данных при помощи критерия Манна-Уитни не выявила статистически значимых различий, но качественный анализ свидетельствует о незначительных изменениях в структуре ценностных ориентаций личности подростков - девиантов. Подросткам «группы риска» свойственны такие ценностные ориентации как стремление к материальному достатку, независимость, принадлежность к группе, непримиримость к недостаткам в других и себе, ориентация на себя; уровень агрессии подростков группы риска находится на высоком уровне из-за неуверенного поведения в обществе, отсутствия позитивного опыта взаимодействия; основополагающие причины попадания подростков в «группу риска» - асоциальное поведение. Подростки - девианты имеют склонности к зависимому поведению, асоциальным проявлениям, эгоистическая наклонность личности приводит к нарушениям во взаимоотношениях с окружающими. Неумение контролировать себя, свои эмоции и поступки, низкий уровень самооценки ведет к конфликтным ситуациям, как следствие противоправным действиям. Но при комплексном подходе будут проявляется дальнейшие изменения в системе личности. Выявленные особенности подростков с девиантным поведением являются следствием дисгармоничной атмосферы семейного воспитания, приводят к дезадаптации в школе и социальной среде. Стоит отметить, что и обычные школьники имеют те или иные особенности, которые могут проявится в асоциальной направленности.

Список литературы

 

1.                  Гранкина И.В. Направление психолого-педагогической коррекции детей с девиантными формами  поведения  и  с  психическими  расстройствами  /  И.В.  Гранкина,  Т.И.  Иванова  // Психодиагностика в правоохранительных органах. – 2016. - №1 (16). – С. 57-61

2.                  Красненкова С.А. Развитие подростка и девиации подросткового кризиса: учебнометодическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» / С.А. Красненкова. – 2-е изд. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 360 с. 

3.                  Николаенко Я.Н. Структура ценностных ориентаций подростков с девиантным и делинквентным поведением // Я.Н. Николаенко, А.Ф. Сабирзянова // Научное мнение. – 2014. - №9.– С.103-109

4.                  Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1990. – 360 с.