Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЖИВОЕ СЛОВО И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАБОТАХ ЕЛЕНЫ РЕРИХ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Современное общество переживает общемировой кризис во всех сферах. Становится очевидным - истинная причина многих острых социальных проблем не в экономической нестабильности, а в кризисе духовных ценностей. Только духовное преображение человека и человечества, согласно Е.И. Рерих, может стать путем выхода из сложившихся условий. Пересмотрев многие устоявшиеся стереотипы мировоззренческого плана на уровне общества и государства можно решить такую острую социальную проблему как девиантное поведение молодежи. По мнению автора, за основу такого перехода можно взять учение о Живой Этике Е.И. Рерих, выдающегося философа и ученого своего времени.

Ключевые слова: семья, школа, девиантное поведение, воспитание, образование, кризис, учение о Живой Этике Е.И. Рерих.

Введение

Общемировая политическая, экономическая и культурная ситуация становится все более напряженной: в мире развязывается множество локальных конфликтов на национальной почве, растет процент безработицы и национальной нетерпимости, одновременно отмечаются острые кризисные явления в системе образования. В российском обществе широко распространено мнение о том, что причиной всего этого является мировой экономический кризис, преодолев который можно решить и все другие существующие проблемы. Однако опыт стран с более развитой экономикой говорит о другом: там также существуют и процветают проблемы безработицы, девиантного поведения, военных конфликтов. Становится очевидным, что истинная причина кроется не в экономических системах, а в общемировом кризисе духовных ценностей. В сложившейся ситуации необходимо пересмотреть многие стереотипы мировоззренческого  плана. Если материальный быт людей изменился под влиянием научно-технического прогресса и культа общества потребления, то понятие духовного мира человека вообще не было затронуто в данном контексте. В существующей системе изменений современного мира необходим новый взгляд на человека и его место в этом мире. Современное представление об обществе потребления и о месте человека в этом обществе слишком примитивно и привело к игнорированию его духовного начала и ко многим существующим социальным проблемам. Решением многих острых социальных проблем является развитие и воспитание духовного начала в существующем человеческом обществе. При этом особое внимание стоит уделить воспитанию и образованию детей, дабы остановить рост такого асоциального явления, как девиантное поведение молодежи.

В России сложились крайне негативные тенденции, которые заключаются в том, что подростковая преступность молодеет, а также растет процент совершений повторных преступлений несовершеннолетними. Если до середины 80-х годов объектом внимания были несовершеннолетние 16-18 лет, то во второй половине 90-х годов – уже 14-15 летние подростки, а в 2000-х особого внимания заслуживает уже деятельность несовершеннолетних в возрасте 8 – 10 лет[3]. Также растет процент преступлений среди несовершеннолетних, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Часто в группу риска попадают дети из неблагополучных семей, дети из неполных семей, безнадзорные и беспризорные дети. Все эти данные подтверждает Табл.1. [4- с.260]

Таблица 1 Отдельные социально-криминологические характеристики лиц, осужденных за совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте, г.Санкт-Петербург, значение показателя за год.

 

 

Характеристики осужденных лиц

Абс. количество, чел.

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего осужденных, чел.

916

892

710

746

569

444

395

391

Женщины

57

88

53

50

48

39

32

26

14-15 лет

284

306

222

172

127

79

75

111

16-17 лет

632

586

488

574

442

363

320

280

Воспитывались в семье с одним

родителем

 

429

 

401

 

328

 

351

 

302

 

228

 

179

 

168

Воспитывались вне семьи

63

82

59

81

39

29

26

20

Учащиеся

430

431

393

402

323

251

237

265

Работающие

172

159

88

98

57

47

37

25

Неработающие и неучащиеся

297

297

218

239

189

140

119

100

Совершили преступления в

алкогольном опьянении

 

249

 

178

 

108

 

122

 

86

 

57

 

45

 

23

Совершили преступления в

наркотическом опьянении

 

2

 

2

 

7

 

8

 

14

 

8

 

10

 

12

Совершили преступления в

группе

 

624

 

579

 

433

 

389

 

284

 

178

 

180

 

153

из них с участием взрослых

225

191

180

153

95

64

73

53

Ранее судимые (с неснятой,

непогашенной судимостью)

 

105

 

122

 

101

 

105

 

62

 

68

 

46

 

58

из них ранее осужденные к

лишению свободы

 

69

 

122

 

58

 

57

 

53

 

62

 

42

 

12

в том числе отбывшие

предыдущее наказание – лишение свободы

17

66

11

7

-

6

17

2

Условно осужденные

80

95

82

78

33

38

30

29

Юридически не судимые

(судимости сняты и погашены)

 

46

 

14

 

13

 

34

 

9

 

6

 

7

 

3

Состояли на учете в спец.

государственном органе

 

132

 

75

 

67

 

60

 

94

 

73

 

63

Совершили впервые два и более

преступления

 

91

 

92

 

69

 

88

 

86

 

73

 

67

 

Подростковое девиантное поведение в большинстве своем имеет социальные корни. Это прежде всего недостаток воспитания и родительского внимания. От 30% до 85% девиантных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье. Непонимание в семье в совокупности с трудной жизненной и экономической ситуацией толкает молодежь искать утешения на улице. Вместе с тем, отсутствие какой бы то ни было идеологии и своего мнения отрицательно сказывается на моральных качествах современной молодежи, поэтому асоциальное поведение становится приемлемым. В результате система ценностей подростка искажается еще больше, что сопровождается поведенческими и психическими расстройствами, которые, в свою очередь, становятся причиной употребления алкоголя или наркотиков.

Согласно данным Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, уровень первичной заболеваемости наркоманией неуклонно растет, начиная с 2004г. [4]

Таким образом, оценивая сегодняшнюю ситуацию в России на предмет употребления наркотиков, можно отметить следующие тенденции:

1.        стабилизация на высоком уровне числа лиц, злоупотребляющих наркотиками

2.        снижение возраста употребления наркотиков

3.        исчезновение половых различий за счет роста лиц женского пола

4.        продолжающийся рост заболеваемости наркоманией

5.        расширение спектра потребляемых наркотиков


Это лишь некоторые негативные тенденции современного общества. На самом деле, их гораздо больше. Наряду с асоциальным поведением, важнейшей из проблем является проблема трудовых  ресурсов. Сфера социальной работы пока еще не престижна в нашем обществе и не достаточно оплачиваема, поэтому часто с молодыми людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, работают люди некомпетентные в данном вопросе. Из- за этого могут быть выбраны неверные методы работы с такими подростками, что может способствовать повторению их правонарушений в дальнейшем.

1.   Девиантное поведение – меры профилактики

В России наряду с кризисом ценностных и нравственных ориентиров растет глубина проявления таких асоциальных явлений, как подростковое девиантное поведение.  Работа с подростками с девиантным поведением – это острая социальная проблема. На эту тему написано множество учебников и научных работ, но проблема не становится от этого разрешенной. Наоборот, число проявлений асоциального поведения постоянно растет. Система социальной работы и социальной политики предусматривает большое число методов по работе с девиантными подростками, но она борется с последствиями этого явления, а не предотвращает его возникновения.

В ситуацию девиантного поведения подросток попадает, оставаясь один на один с трудной жизненной ситуацией, не найдя понимания ни в семье, ни в школе. Совершенно логичен тот факт, что семья и школа являются первыми самыми главными социальными институтами в жизни подростка. А самым эффективным методом борьбы с обсуждаемыми асоциальными явлениями, по нашему мнению, является их профилактика, т.е. их недопущение. Это, кроме прочего, выгодно и экономически: если профилактика эффективна, то не надо тратить средства из государственного бюджета на реабилитацию и иную социальную поддержку подростков с девиантным поведением.

Меры профилактики состоят всего из 2-х пунктов – это воспитание и образование молодежи, которое берет свое начало в семье, а затем в школе. Напомним, что в советское время была отработанна система воспитания и образования детей. Наряду со своими плюсами, конечно, она имела и минусы, но современное российское общество не предложило реальной альтернативы советской системе воспитания и образования. А существующая система образования терпит крах наряду с институтом семьи. Вместе с тем общество диктует свои идеалы на основе экономической выгоды. Однако кризис во всех областях жизни человеческого общества заставляет задуматься многих ученых, политиков, экономистов, общественных деятелей [1].

Если следовать Елене Ивановне Рерих [2], то современный этап эволюции человечества – это время особое, исключительное, это период, в котором решается судьба человечества, его будущее. А будущее человечества – это дети. В “Живой Этике» период всестороннего кризиса связывается с завершением развития пятого принципа человеческой природы – интеллекта и началом целенаправленного развития  духовности. Только духовное преображение человека и человечества, согласно Е.И. Рерих, может стать путем выхода из сложившихся условий. Девиантное поведение молодежи в этой связи и взгляд на детей как на будущее человечества – тема богатая и неисчерпаемая, но нет единого однозначного механизма, который бы помог справиться с данной социальной проблемой. Актуальность выбранной темы в том, что в данной статье предпринята попытка озвучить основные принципы профилактики девиантного поведения на уровне семьи и школы, используя историческое наследие «Живой Этики»  Елены Рерих, основанное на духовных постулатах становления нового человека и нового общества.

2.   «Живая Этика» как основа формирования методики профиалктики девиантного поведения в современной России.

Согласно Е. И. Рерих, главное условие счастливой жизни детей – это любовь к ним. Возникает вопрос о том, в чем суть родительской любви и как надо любить своих детей?! Ведь этому нигде не учат. Казалось бы, странный вопрос. Каждый родитель решает его сам. Но очень часто от родителей можно слышать следующее: «Если будешь хорошо учиться, то пойду с тобой в кино», «Если не будешь убирать свою комнату, то я не буду с тобой дружить (играть, разговаривать и т.д.). Фактически мы говорим своему ребенку, что любим его, при условии, что он сделает нечто, что бы заслужить нашу любовь. А каждому ребенку нужна безусловная любовь и бескорыстная забота. Согласно учению Живой Этики, это самый важный принцип воспитания! В современном мире, претерпевающим кризис духовных ценностей, родительская любовь очень часто сводится к материальным благам и «покупается» подарками. С одной стороны, родитель обладает силой волшебника – исполнять желания и делать мечты реальностью. В каком-то смысле это могущество. Но от того, как родители обращаются с этим могуществом, зависят их отношения с детьми. Очень часто теплые эмоциональные отношения подмениваются денежными. Вопрос любви к детям   в данном разрезе становится как никогда актуальным. Даже в так называемых «благополучных семьях» многие  родители считают, что если ребенок одет, обут, накормлен, что  если ему дарят дорогие подарки, то это высшая мера его счастья. Деньги наделяются безграничными возможностями компенсировать все – и родительскую любовь, и родительскую беспомощность. И когда происходит ситуация, когда деньги становятся бессильны, многие родители испытывают самое искреннее непонимание и растерянность.

Как отметила Елена Ивановна Рерих в одном из своих писем: « Один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребенка». Вторым важнейшим принципом на пути к счастью детей является сотрудничество с ними. Очень часто случаются ситуации, когда ребенок приходит к родителю со своей проблемой и слышит в ответ, что «все это ерунда», «до свадьбы заживет» и т.д. Своим поведением родители «обесценивают» проблему маленького человека и, если данная ситуация повторяется, то ребенок понимает, что к родителям со своими переживаниями лучше не обращаться. Он становится одинок в своей проблеме, что может способствовать формированию девиантного поведения. В такой ситуации у детей изначально нет возможности получить опыт нормального взаимодействия и сотрудничества со своими родителями. Порой в самых обыкновенных беседах решаются очень большие проблемы. Кроме того, общаясь с родителями, дети получают навык слушания и с этого момента между родителем и ребенком начинают развиваться доверительные взаимоотношения. Ребенок, у которого есть такие взаимоотношения с родителями, безусловно, вырастет благодарным. У него сформируется опыт выслушивания, сострадания, сочувствия, внимания, заботы, безусловного принятия другого человека, что будет способствовать эмоциональному богатству его личности.

Мировоззрение родителей и взгляд на счастье их ребенка часто очень искажено и требует изменений на уровне общества и государства. В современной гонке зарабатывания экономических благ все нематериальное уходит на второй план. Такие понятия, как эмпатия, душевное тепло, эмоциональный комфорт, постепенно уходят из поля зрения родительского понимания, а процент асоциальных явлений растет в геометрической прогрессии. В современном обществе в большинстве своем нет понимания того, что благополучие детей не ограничивается только лишь хорошими материальными условиями жизни, что этого мало для становления подростковой личности и успеха ребенка. Вывод в том, что родителей тоже надо воспитывать и учить любви и взаимопониманию со своими детьми. И данную функцию следовало бы возложить на школьного психолога и социального педагога, которые являются связующим звеном между школой, родителями и ребенком. И родители, и школа должны воспитывать в ребенке личность, способствовать формированию у него собственного мнения и мировоззрения. Именно мировоззрение и свой взгляд на мир растит из ученика полноценную личность.

Еще одним необходимым пунктом счастливой жизни детей является их школьное образование и воспитание. В «Живой Этике» Елены Рерих сказано, что «новый мир придет через детей» и их правильное воспитание является самой насущной задачей дня сегодняшнего. «Живая Этика» не предлагает какую-то новую систему обучения, она синтезирует все лучшее из существующих практик и позволяет применить это на своем опыте. В центре воспитания и образования находится личность учителя, который открывает перед учеником путь к познанию, его роль- заразить ребенка своим творческим началом, привить ему любознательность и желание открывать новое. Профессия учителя, согласно учению Е.И. Рерих – это его призвание, ведь недаром слово педагог с древнегреческого языка переводится как «ведущий за руку». В отношениях учитель-ученик тоже, как и между родителем и ребенком, должен быть соблюден принцип сотрудничества. Профессия учителя - самая важная в обществе и государстве. Как отмечает Е.И. Рерих в «Живой Этике» роль учителя – это особый ответственный труд, который должен быть достойно вознагражден и не только материально, но и общим уважением: «срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботился об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое  излучение дает горе? Можно ли не  знать, что дух подавленный не вызывает восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обид?… Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее».

3.   Основные принципы воспитания и образования «Живой Этики» Елены Рерих.

Особую роль в «Живой Этике» Елена Ивановна Рерих отводит труду и духовному развитию детей. Труд, по мнению, Елены Ивановны, необходим с малых лет: «Пусть семья и школа творят будущих тружеников и творцов», -   говорит она Это единственная основа жизни. Он способствует духовному совершенствованию личности: «Труд —    венец Света. Надо чтобы учащийся школы помнил значение труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания», то есть в процессе труда человек развивается и совершенствуется не только физически, но и духовно. Также сделан акцент на трудолюбие как эмоциональную сферу: «И войдет в чистый труд высокое качество через любимое мастерство». Здесь Елена Ивановна говорит о том, что ребенок должен испытывать радость от своей работы и от ее результатов, чем больше эта радость, тем больше осознание себя как личности. Также важное значение имеет труд коллективный, т.е. труд на общую пользу. В результате такого труда ребенок учится взаимодействовать в группе.

Духовное воспитание детей основано на понимании красоты через созерцание природы, слушание музыки, а также для познания красоты в школах должен быть введен такой предмет, как история искусств. Вместе с тем особое внимание в воспитании детского характера уделяется театру: «От всего сердца приветствую мысль устройства театра для детей. Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму. Потому самое большое внимание должно быть уделено этой секции. Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях. Увлекательные, высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И, конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начинать именно с детей».

4.   «Живая Этика» и национальная нетерпимость

Проблема национальной нетерпимости является одной из самых острых в современном обществе, поэтому мы остановимся на ней более подробно. В основе национальной нетерпимости лежит негативное отношение к представителям другой национальности. Важным фактором, влияющим на возникновение национальной нетерпимости, является миграция. Негативное отношение к приезжим основано на том, что они мешают местному населению, занимая рабочие места. Например, в России так относятся к мигрантам из Ближнего Зарубежья. Но национализм в современном мире – это уже не только идеология, но и направление политики, в основе которой лежит принцип «высшей расы». Сейчас такую политику пропагандируют Соединенные Штаты Америки, провоцируя множество военных локальных конфликтов. История знает немало примеров проявления жестокости по отношению к людям другой национальности. Причиной такого поведения является отсутствие морально- нравственного воспитания, а также неуважения к человеку другой религии и культуры со своими обычаями и традициями, а также незнание истории своей страны. Серьезным поводом для проявления национальной нетерпимости может служить случайное или целенаправленное искажение исторических фактов. Также существуют этностереотипы, которые формируют ложные представления о враждебности или неполноценности тех или иных народов, что приводит к локальным военным конфликтам. В этой связи «Живая Этика» Елены Ивановны Рерих актуальна как никогда раньше. Ее основа – это морально-нравственное воспитание детей с самого раннего возраста. Она говорит о том, что в школах должны быть «духовные беседы в духе различных религий, в зависимости от состава учеников». Основная мысль данных бесед в том, что к какой религии бы ты не относился, перед Богом все равны, потому что Бог един, но есть множество разных культур и религий, которые необходимо уважать: «Вводятся духовные беседы, в духе различных религий, в зависимости от состава учеников... Духовные беседы происходят в особом помещении, где висят изображения всех Основателей религий. При этом важно указать на Единство Источника всех религий. Можно утверждать, что преподавание Закона Божьего, без указания на Единство Источника, без сравнительной истории религий всех народов дает лишь ложное представление о духовной эволюции человечества и развивает чувство религиозной нетерпимости, этот страшный бич человечества, идущий в разрез с заветами всех основоположников существующих религий. Если восточная философия трудна для детского ума, зато светлые облики Великих Учителей и Святых, жизнеописания и жизненные советы Их всегда найдут отклик в детском сердце и утвердят необходимое уважение к духовным ценностям и достижениям других народов». Также важное значение имеет и патриотическое воспитание с детских лет: «Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство, но узкий национализм или шовинизм есть саморазрушение... Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной бескорыстной любви к Родине,  в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и красота страны заключаются именно в многообразии при единой великой основе Родины».

Заключение

«Живая Этика» Елены Рерих во многих вопросах является предметом диспута и горячих дискуссий среди ученых, философов и представителей Церкви. Однако в данном учении существуют базовые принципы в воспитании и образовании детей, которые не подлежат сомнению. Это принцип безусловной и бескорыстной любви родителей к своим детям, принцип сотрудничества между детьми и родителями и между Учителем и ребенком, принцип трудового воспитания как основы физического и духовного развития, принцип духовного воспитания посредством созерцания природы, прослушивания классической музыки, чтения духовной литературы, а также знакомство с театром и историей искусств. Особо Еленой Ивановной Рерих выделяется важность национальной толерантности посредством ознакомления с историей мировых религий, а также необходимость патриотического воспитания. Данные принципы, безусловно, являются основой профилактики девиантного поведения в школе, а также могут быть основой для написания методики работы с девиантными подростками. Данной методике будет посвящена следующая статья.

 

Список литературы

1.      Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1993

2.      Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной теории. М., 2001.

3.      Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее/ Под ред. Проф. А.И. Долговой .М.2004. с 124

4.      Рерих Елена Ивановна Записи Учения Живой Этики. Том 1-6. Прологъ, 2007 год

5.      Российский статистический ежегодник М., 2014