Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

В статье рассматривается проблема изучения социально-психологических характеристик родителей, имеющих ребенка с расстройством аутистического спектра.

Ключевые   слова: аутизм,       расстройство аутистического спектра,  социально-психологические характеристики личности.

 Проблема аутизма на сегодняшний день является очень острой. По официальным данным ВОЗ, 1 из 68 детей имеет нарушение развития, которое попадает в аутистический спектр, по неофициальным — 1 из 46.

Аутизм представляет собой расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного

мозга. Ребенок, имеющий расстройства аутистического спектра характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

 При аутизме отмечаются изменения во многих участках мозга, но до сих пор не ясно, как они развиваются. Обычно проявления этого расстройства отмечают в течение первых двух лет жизни ребенка. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха [2]. При раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве, ребенку можно помочь в приобретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения. Но на настоящий момент времени неизвестны методы, которые могут излучить от аутизма [3].

Проблемы аутизма рассматриваются такими учеными и практиками как Е. Блойлер, Л. Каннер, Х. Аспергер, Т. Питерс, Р. Шнейдер, Т. Вейс, Ф. Аппе, П. Сатмари, Н.В. Симашкова, Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, С.С. Морозова, Л.Фогасси, И.И. Мамайчук, С.А. Морозов, Т.И. Морозова и многими другими [1].

К детям, которые имеют аутистическую симптоматику, нужен комплексный и многофункциональный подход, всесторонняя диагностика и максимально ранняя коррекция. Семья, в которой родился ребенок с симптомами аутизма, оказывается в информационном вакууме, современная отечественная медицина не может предложить эффективного лечения, современная российская образовательная система также делает только первые шаги для решения данного вопроса. Научных данных о причинах аутизма сравнительно мало, единого мнения на причину данного заболевания в ученых кругах не существует. Как следствие, подходы к социально-психологической работе с семьями, воспитывающими ребенка с расстройствами аутистического спектра, также не проработаны. Отсутствие данных о социально- психологических характеристиках такой семьи затрудняют или делают невозможным разработку эффективной социальной поддержки и психологической помощи семьям, воспитывающим детей с таким расстройством. После постановки диагноза (или его подтверждения) состояние стресса для семьи, которая продолжает сражаться за своего ребенка, нередко становится хроническим. Это особенно очевидно в наиболее тяжелых случаях, когда родители сталкиваются с нарастающими или фиксирующимися проблемами поведения их малыша (страхами, агрессией и самоагрессией, влечениями, расторможенностью, нарушением чувства самосохранения), которые сильно осложняют жизнь семьи. Они же делают мучительными, а иногда и практически невозможными любые попытки социальной адаптации ребенка – прогулки на детской площадке, совместные выходы в магазины, поездки в метро, посещение поликлиники, прием гостей. В случае выраженной сверхпривязанности ребенка к матери или особой остроты его поведенческих проблем мама сама часто лишается даже минимума социальных контактов (не имея возможности не только отлучиться из дома, но даже и поговорить по телефону).

Однако серьезный стресс испытывают и родители, воспитывающие детей с менее выраженными трудностями поведения, которые надеются на то, что трудности временны, и пытаются пристроить ребенка в детский сад.

В связи с этим основным ресурсом для детей с аутизмом являются их родители, психологические характеристики которых становятся важным фактором процесса реабилитации. Именно это и определяет актуальность планируемого нами исследования.

В качестве предмета исследования выступят социально-психологические характеристики, родителей, воспитывающих ребенка с РАС.

Цель нашего исследования - выявление социально-психологических характеристик родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.

Достижение цели исследования станет возможным при использовании следующих методов: методики «СЖО» Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников, О.Э. Калашникова; методики диагностики самочувствия, активности и настроения; шкалы HADS для определения уровня тревоги и депресси; опросника родительского отношения родителей к детям А.Я. Варг, М.О. Столин; анкеты на изучение социальных параметров семьи; модифицированного опросника качества жизни; теста мотивационной индукции Ж. Нюттен; психодиагностического теста Л.Т. Ямпольский.

Всего для исследования будут сформированы две группы. Экспериментальная группа-это родители, воспитывающие ребенка с расстройством аутистического спектра, состоящая из 40 человек. Контрольную группу составят родители, воспитывающие ребенка с детским церебральным параличом. Данная группа составит также 40 человек.

Таким образом, мы ожидаем что:

-   уровень тревоги и депрессии родителей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра находящихся в ситуации социальной нестабильности, будет выше чем у родителей воспитывающих детей с ДЦП.

-        социальная неопределенность родителей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра, будет выше, чем у родителей воспитывающих детей с ДЦП.

- уровень эмоционального насыщения (по Леонтьеву) родителей воспитывающих детей с РАС будет ниже, чем у родителей, воспитывающих детей с ДЦП.

Итак, в результате нашего исследования будут выявлены различия в социальных и психологических характеристиках родителей, воспитывающих детей с РАС и родителей, воспитывающих детей с ДЦП.

Только с учетом комплексного характера подхода к решению проблемы исследование семей, воспитывающих ребенка с РАС, представляется возможным. Методологический аппарат, направленный на изучение семей с РАС, должен включать в себя разнообразные методы, такие как анкетирование, беседа, структурированное интервью, психодиагностические методики, позволяющие наиболее подробно изучить факторы, характеризующие трудную жизненную ситуацию, в которой оказались эти семьи.



Список литературы

 

1.Метлякова Л.А. О сущности социально-педагогической поддержки детей с расстройством аутистического спектра как фактора успешной социальной адаптации // ХХI век – время молодых: материалы восьмой открытой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (29 мая 2015 г., г. Пермь).

2.Howlin P, Goode S, Hutton J, Rutter M. «Adult outcome for children with autism». J Child Psychol Psychiatry 45 (2): 29, 2004.

3.Myers SM, Johnson CP, Council on Children with Disabilities, «Management of children with autism spectrum disorders». Pediatrics 120 (5): 82, 2007

4. Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, М. М. Либлинг, И. А. Костин , М. Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение