Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЮНГА К. О ПОСЛЕДСТВИЯХ «УТРАТЫ САМОСТИ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Аналитическая психология Юнга К., на наш взгляд, позволяет объяснить социально-психологические детерминанты многих социальных проблем современности, таких как: всплеск радикальной религиозности, рост депрессий среди населения западных стран, подверженность массового сознания манипулированию, в частности «цветочные революции».

Как известно, Юнг К. выделил два уровня бессознательного: личное бессознательное, которое можно осознать, и коллективное бессознательное, который осознанию не подлежит, так как не представлено нашим личным опытом, а содержит врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Взаимодействуя с архетипическими структурами коллективного бессознательного, сознание вырабатывает мифологические представления, привязанные к соответствующему месту и времени. «Миф – это неизбежное связывающее звено между знанием бессознательным и сознательным. Безусловно, бессознательное знает больше, но это знание особого рода, это знание, которое существует в вечности, безотносительно к «здесь» и «сейчас», непереводимое на наш рациональный язык» (Юнг К., 1994, С. 296).

Архетипические структуры коллективного бессознательного постоянно и активно воздействуют на сознание и играют решающую роль в его формировании. Человеческое «Я» бессильно предотвратить процесс, но может обратить себе на благо в результате индивидуации – интеграции различных составляющих психики в сферу сознания, достижения самости.

Самость – центр личности, обеспечивающий внутреннее равновесие, полноту, целостность, интеграцию других подструктур личности. Самость – осуществленная целостность, один из важнейших архетипов. Достигая ее, человек становится тем, кем был всегда, целостным существом, тем, чем он обладал, сам не зная об этом, но утратил эту целостность по вине обстоятельств сознательной жизни в цивилизованном мире.

Юнг К. указывал на то, что современный человек утратил истинную веру в трансцендентальное, он придает слишком большое значение сфере сознания, всячески стремится к одностороннему развитию той или иной ее дифференцированный функций, что равносильно недооценке импульсов, идущих из трансцендентальной по отношению к «Я» сферы бессознательного, и в итоге ведет к трагическому расщеплению психической субстанции, то есть утрате Самости.

«Человек, который не перегорел в аду собственных страстей, не преодолел их. И они живут рядом, в соседнем доме, но без его ведома, и в любой момент пламя может перекинуться и спалить дом, который он считает своим. То, от чего мы уходим, уклоняемся, якобы забываем, - существует в опасной близости от нас, и, в конечном счете, вернется, но с удвоенной силой» (Юнг К., 1994, С.275).

На протяжении веков важной психологической защитой, позволяющей человеку сохранять психическое равновесие, была его религиозность.

«Смысл религии заключается в том, что человек полагается на иррациональные факты и подчиняется им. Эти факты не относятся впрямую к социальным и физическим условиям; в гораздо большей степени они касаются психической позиции индивида. Но занять какую-либо позицию по отношению к внешним условиям можно только в том случае, если за пределами этих условий существует некая контрольная точка. Религия предоставляет (или претендует на это) такую точку, тем самым давая индивиду возможность высказывать суждения и принимать решения. Она создает резерв против реальной и неотвратимой силы обстоятельств, перед которым беззащитен любой человек, живущий только во внешнем мире и не имеющий никакой другой «почвы» под ногами, кроме тротуара» (Юнг К.Г., 1997; С. 65).

Появление значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, сект в постсоветский период на территории России и сопредельных государств, во многом объясняется, на наш взгляд, образовавшимся вакуумом веры, который ослабил психологические защитные механизмы людей, привел к внутриличностным конфликтам, способом разрешения которых стала удовлетворенная потребность в «божественном медиаторе».

Человеку трудно, а порой невозможно жить без веры, которая позволяет сохранять психическое здоровье, поэтому появляются современные эрзацы религии: обожествление вождей, науки, абстрактных идей (демократия, власть, толерантность и т.д.).

«Предназначение религиозных символов - придавать смысл человеческой жизни… Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным» (Юнг К.Г., 1991; С. 80).

«Сознание нашей эпохи расколото в результате политического, социального, философского и религиозного антагонизма, который ныне достиг небывалых масштабов» (Юнг К.Г., 1994; С. 177).

Утративший Самость человек - идеальный объект для манипулирования, потребитель стереотипов, он в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже имеющейся у него, такой человек обладает большим самомнением, делающим диалог с ним затруднительным.

«Специалист служит нам как яркий, конкретный пример «нового человека» … Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность, он и не невежда, так как он все-таки «человек науки» и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его «ученым невеждой», и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не так как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту…Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах – в политике, в искусстве, в религии – наши «люди науки», а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя… Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было – типичные черты человека - массы – достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство - непосредственная причина деморализации Европы» (Юнг К., 1994, С. 89).

По мнению К. Юнга, как социальная единица, личность утрачивает свою индивидуальность и становится простой абстрактной статистической величиной. Она может играть только роль легко заменяемой и совершенно незначительной «детали».

«Цель и смысл индивидуальной жизни…заключается уже не в индивидуальном развитии, а в политике Государства, которая навязывается индивиду извне и состоит в претворении в жизнь абстрактной идеи, которая имеет тенденцию притягивать к себе всю жизнь. Индивида все больше лишают права на принятия нравственного решения о том, как ему следует прожить его же собственную жизнь. Его кормят, одевают, обучают и дисциплинируют, как единицу общества, его селят в соответствующую единицу жилья и доставляют ему удовольствие и удовлетворение в той форме, в какой их воспринимает толпа. Правители, в свою очередь, являются такими же единицами общества, как и подданные, и отличаются от последних только тем, что представляют собой рупор государственной доктрины» (Юнг К., 1994, С. 61).

Массовая манипуляция нужна правящей элите для подчинения населения своим целям. Используя объясняющие, оправдывающие, воспевающие существующие условия жизни мифы, манипуляторы обеспечивают широкую поддержку такому социальному строю, который не отвечает истинным долгосрочным интересам большинства.

«Миф – обыденное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющие реальность с мистикой. Это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание» (Кара-Мурза С., 2000, С. 184).

Расщепление психической субстанции становится причиной неврозов. «Я часто видел, как люди становились невротиками от того, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на те вопросы, которые ставила им жизнь. Они искали успеха, положения, удачной женитьбы, славы, а становились несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна содержанием и лишена смысла. Как только они находят пути к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило, исчезает» (Юнг К., 1994, С.146).

Таким образом, в современном социуме рационализм стал мерилом всех вещей, сменяя духовность и религиозные верования, приводя к утрате Самости, способности к рефлексии, к отчуждению человечества от самого себя, от духовной жизни и ее ценностей.

Развитие собственной индивидуальности, интегрирование трансцендентального в сферу сознания, духовное возрождение, критическое отношение к навязываемым СМИ мифам не только необходимо каждому человеку для сохранения психического здоровья, но и является важным условием для конструктивного функционирования общества в целом.

 

Список литературы

1.      Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием /С. Кара-Мурза. – М., 2000.

2.      Юнг, К.Г. Архетип и символ /К.Г. Юнг. – М., 1991.

3.      Юнг, К.Г. О современных мифах /К.Г. Юнг. – М., 1994.

4.      Юнг, К. Воспоминания, сновидения, размышления / К. Юнг. – Киев: ВЗПУП, 1994.- 364 с.

5.      Юнг, К.Г. Синхронистичность /К.Г. Юнг. – М.-Киев, 1997.