Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВТОРИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Потребности людей в психологической поддержке при профессиональном самоопределении, преодолении трудностей профессиональной жизни, профадаптации, а также вторичной профессионализации, переориентации безработных настоятельно требуют подготовки психологов и педагогов, способных решать эти социально-, профессионально- и личностно- значимые проблемы. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3-5лет работы по профессии. Некоторая часть молодежи после окончания профессиональной школы (начально, средней, высшей) не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для нее актуальным. Психическая напряженность, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем станут стимулировать поиск себя в мире труда. Вхождение в новый, разновозрастный коллектив, адаптация к профессиональной деятельности, освоение новой социальной роли порождает новый веер проблем. На стадии адаптации профессия является формой социализации и развития социальной идентичности. Изменившаяся профессиональная ситуация стимулирует образование новых психологических свойств и качеств. Происходит кардинальная перестройка психологической структуры личности, так как изменяется сложившаяся система координат жизнедеятельности человека. Вместо прежней системы «школа-семья-общества» возникает новая ситуация, определяемая координатами «профессия-семья-социально-экономические условия». Профессиональная картина мира становится мощным фактором развития личности: - ядром профессионального становления является развитие и самоопределение личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнении профессиональной деятельности; - процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности; - профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет возможности для самоактуализации, самоопределения; - индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными, событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека; - знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю [1]. Таким образом, актуализируется вопрос о когнитивной составляющей профессионального самоопределения личности на этапе вторичной профессионализации. Определение когнитивного механизма на данный момент нашего исследования представляет собой конечную точку одного из этапов исследования. Сегодня мы готовы озвучить рабочие определения когнитивного механизма профессионального самоопределения личности. Прежде всего, отправной точкой нашего понимания служит позиция, согласно которой когнитивный механизм сопряжен с познавательной деятельностью.

В профессиональном самоопределении познавательная активность и познавательная деятельность определяются наличием интереса (для активности) и цели (для деятельности). Активность не всегда заканчивается продуктом – результатом, а деятельность – целенаправленна и в ней всегда есть результат. Когнитивные механизмы будут объединять в себе компоненты и познавательной активности, и познавательной деятельности. 1. Когнитивно-целевые: их функционирование связано с содержанием подлежащей освоению системы знаний, формой их изложения , условиями их усвоения: содержание новой профессии отражает направленность обучающей деятельности на развитие профессиональных умений с учетом интересов , духовных потребностей обучаемых; 2. Когнитивно-коммуникативные: они приходят в действие в ходе общения с целью обмена знаниями и информацией, при выполнении разнообразных заданий и упражнений, содействующих упрочению знаний, активизирующих освоение новой профессии; 3. Когнитивно-перцептивные: эти механизмы включаются и начинают действовать в один из самых важных моментов процесса познания, когда происходит восприятие учебного материала, а, как указывал С. Л. Рубинштейн, первичное восприятие материала закладывает основы его прочного усвоения. В жизни каждого человека происходят нормативные события, изменяющие траекторию профессионального развития (например, поступление в профессиональное учебное заведение и его окончание, трудоустройство, повышение в должности и т.п.). Наряду с этими событиями возникают ненормативные (прекращение учебы в профессиональной школе, потеря трудоспособности, вынужденное увольнение и др.). Возникновение этих событий может иметь случайный или социально обусловленный характер, а в отдельных случаях инициируется самим специалистом. Часто ненормативные события становятся профессионально нежелательными инцидентами, сопровождаются психической напряженностью и рассогласованием профессионального сознания. Вариантов становления профессионализма много. Один человек всю жизнь верен определенной профессии, а другой в течении многих лет меняет разные виды труда. Каковы причины смены профессии? От чего зависят удовлетворенность профессией и профессиональный рост специалиста? Все это обусловлено соответствием индивидуально-психологических особенностей личности и содержания труда [4]. Огромный пласт вопросов возникает при анализе профессиональной успешности и работоспособности человека. Вхождение в рыночную экономику остро ставит проблему профессиональной пригодности, конкурентоспособности работников, аттестации уровня их профессионализма. Огромное число проблем порождает безработица. Возрастает психологическая напряженность вследствие неуверенности в завтрашнем дне. Для многих безработных актуальной станет переквалификация или вторичная професссионализация. Новая профессия потребует кардинальной перестройки уже сложившихся профессиональных установок, качеств и черт личности. Помимо квалифицированной профессиональной консультации нужна будет коррекция профессионального становления. В профессиональной жизни каждого человека периодически возникают кризисы профессионального развития. После нескольких лет выполнения одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» с профессией, перерастает нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций. Необходимы новые перспективы профессионального роста, а если человек не находит их, то наступает профессиональная стагнация, застой. Профессиональное смирение снижает активность личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности у специалиста появляются качества, деформирующие личность, и, деструктивно влияющих на продуктивность деятельности. Специалист периодически нуждается в коррекции профессионально-психологического профиля [5]. Перечисленные выше проблемы лежат в плоскости взаимодействия личности и профессии. Реализуется этот сложный процесс на фоне социально-экономической жизни общества. Важное значение в согласовании личности с профессией, в разрешении возникающих на протяжении всей профессиональной биографии ненормативных ситуаций, кризисов, противоречий имеет психология. Психологически компетентное решение этого комплекса экономически обусловленных проблем возможно в процессе исследования взаимодействия личности с миром профессий и психологического анализа содержания профессионального самоопределения и становления личности.
Сейчас пристально изучают значение профессиональной деятельности для современного человека, исследуют траекторию индивидуального профессионального становления и самоопределения личности, развитие профессиональных ожиданий в детстве, определители профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию конкретного человека [3]. Важными аспектами являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований и когнитивных механизмов самоопределения личности при профессионализации. Итак, мы кратко охарактеризовали ракурс нашего исследования и раскрыли некоторые его выводы.

Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2005. - 336 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 484с.
3. Литвак Р.А., Дуранов М.Е. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика. – М.: Владос, 2009. – 240 с.
4. Мицкевич Н.И. Тезаурус андрагогики. – Минск: РИВШ, 2010. – 68 с.
5. Тухватуллина С.Ю. Мотивационные основы переподготовки педагогов (на примере изучения иностранного языка). – Челябинск: Изд. дом «Монограф», 2014 г., материалы 7-й межд. научной конференции ЧФ УРАО «Личность и общество: проблемы взаимодействия».
6. Шумакова, О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О.А.Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66. – С. 337-343.