Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ВНУТРИ СЕМЬИ

Авторы:
Город:
Новокузнецк
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Семейное воспитание является составной частью сложной системы формирования личности человека. Анализ семейных отношений в отечественной литературе позволяет сделать вывод о незаменимой роли взрослого в развитии личности ребенка и становление его психических функций, на формирование которых оказывают влияние, по крайней мере, четыре фактора: личность родителя, социокультурное окружение, особенности контакта ребенка с матерью, активность ребенка. Социальная среда, в которой ребенок существует и активно контактирует с другими людьми, не является однородной и существенно изменяется с развитием самой личности. В начале онтогенеза, социальная среда ребенка представлена в основном миром взрослых, и, прежде всего, родителей, которые оберегают с первых дней существования, обучая и воспитывая его. Российскими учѐными традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии личности ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.) и выделяются несколько типов исследования родительского воспитания:  изучение структуры семейного воспитания (В.Н. Мясищев, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.А. Бодалев);  типы и тактики семейного воспитания (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер);  влияние способов воздействия и типов семейного воспитания (А.Б. Орлов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга). Большинство отечественных исследователей, говоря о влиянии семьи на развитие личности ребенка, в первую очередь анализируют родительское отношение к ребенку. Родительское отношение - это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающая в способах и формах взаимодействия с детьми (А.С. Спиваковская). Это понятие позволяет описывать широкий фон отношений в семье, представить семейную структуру в целом, а также изучать, каким образом мотивы структуры личности родителей выражаются в конкретных формах поведения и отношения с детьми [8, с. 88.] А.Я. Варга, В.В. Столин выделяют шесть типов родительского отношения: отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность, устойчивость, активная любовь. По мнению авторов, наиболее травматично для ребенка эмоциональное отвержение, повышающее уровень тревожности и агрессивности [9]. А.С. Спиваковская отмечает три основных свойства родительской позиции, благоприятной для развития ребенка:
1. адекватность - наиболее близкая к объективной оценке психических и характерологических особенностей ребенка, и, построение воспитания на основе такой оценки;
2. динамичность - способность изменить методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся условиям и ситуациям жизни в семье;
3. прогностичность - направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь [8, с. 240]. Наиболее полную схему анализа семьи предлагает А.Е. Личко. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:
1. структурный состав семьи: полная семья, неполная семья, искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2. функциональные особенности - гармоничная семья, дисгармоничная семья. Дисгармоничные семьи бывают разные. Автор выделяет следующие причины дисгармонии:  нет партнерства между родителями; деструктурированная семья;  распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);  ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других [3, с. 79]. Большинство авторов сходятся во мнении, что в качестве ведущего положения в родительских отношениях является эмоциональное принятие и отвержение ребенка (А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.Я. Варга). Проблема взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми широко изучается в аспекте одного или нескольких критериев, составляющих структуру детско-родительских отношений. Авторы не только констатируют наличие того или иного стиля воспитания, но и показывают его влияние на развитие личности ребенка. Психология развития показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Р. Бернс выделяет условия, оказывающие влияние на развитие "Я" - концепции ребенка:  воспитательный стиль родителей;  отношения между родителями;  отсутствие одного из родителей вследствие развода или смерти;  работа матери и связанный с этим ее социальный статус;  размеры семьи и старшинство среди детей [1, с..35]. Утвердившаяся в отечественной психологии традиция психологического анализа от сложившихся личностных образований к изучению условий позволяет выделить несколько направлений влияния семьи на развитие психики ребенка:
1. "материнская депривация" и его последствия для ребенка;
2. влияние супружеских отношений;
3. взаимосвязь между личностными чертами родителей и детей;
4. выделение основных типов родительского отношения и их влияния на развитие личности ребенка;
5. учет социальных факторов в становлении личности ребенка. Становление образа "Я" (М.И. Лисина) происходит под влиянием двух факторов: индивидуального опыта и опыта общения с другими людьми. Знания, приобретенные ребенком в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтому представления о ребенке, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, сформулированные посредством общения с другими людьми, в которых аффективные элементы присутствуют в большей мере [2, с.60]. Особое внимание уделяется изучению родительского отношения к старшему дошкольнику, так как в этом возрасте происходят принципиально новые достижения в развитии личности ребенка: формируется волевая саморегуляция поведения, произвольная деятельность, готовность к систематическому обучению, самооценка личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими родственниками, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [5, c.221]. Большинство как отечественных, так и зарубежных исследователей указывают на взаимосвязь типов родительского воспитания и структуры самосознания личности старшего дошкольника: положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в том случае, когда воспитательная функция в семье отличается следующими особенностями: родители высоко принимают ребенка; для родительской позиции характерны направленность на сотрудничество, демократичность в общении с детьми; неблагоприятны для развития отношения к себе следующие факторы: неприятие ребенка и критичность по отношению к нему; повышенная авторитарность матери и отца, или хотя бы одного из родителей. Е.М. Марич, исследуя воспитательные стратегии родителей как детерминанты эмоционального самочувствия дошкольников в семье, приходит к выводу, что при воспитании детей дошкольного возраста родители реализуют воспитательный комплекс, сочетающий целевые, исполнительные и контролирующие аспекты родительского поведения: мать реализует "феминнуго" стратегию (воспитание таких качеств, как аккуратность, дисциплинированность, отзывчивость, милосердие), а отец - "мускулинную" стратегию (формирование волевых и физических качеств, развитие способности к интеграции в обществе). Автор делает важный вывод о значимости влияния родительского воспитания на особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников: рисунки мальчиков из неполных семей отражают менее благоприятное эмоциональное самочувствие в своей семье, чем мальчики из полных семей, тогда как показатели девочек из неполных семей в большинстве случаев достаточно близки к соответствующим данным их ровесниц из полных семей [4, с.25].

Исследуя взаимосвязь семейных отношений с компонентами структуры интеллекта детей младшего школьного возраста, исследователь С.В. Небыкова обращает внимание на то, что неблагоприятно отражаются на развитии детей следующие факторы такого типы, как родительские отношения, родительское потакание, авторитарная гиперсоциализация родителей, особенно отца, склонность воспринимать ребенка как маленького неудачника [6, c.170]. В психолого-педагогических исследованиях всесторонне изучаются конфликты дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения (А.С. Спиваковская, М.И. Лисина, Н.В. Ревенко). Н.В. Ревенко показала, что конфликты дошкольников с родителями наиболее часто возникают при таких типах родительских отношений, как "отвержение", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник". При отношениях типа "кооперация" и "симбиоз" конфликты возникают редко или не возникают совсем [7, с.160]. Таким образом, проблема развития личности ребѐнка внутри семьи может зависеть от следующих факторов, рассмотренных выше.
1. Различные типы родительского отношения оказывают влияние на развитие психики ребенка.
2. Положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в том случае, когда воспитательная ситуация в семье отличается следующими признаками: родители высоко принимают ребенка, хорошо знают и понимают его; для родительской позиции характерны направленность на сотрудничество, демократичность в общении с ребенком.
3. Неблагоприятны для развития личности ребенка дошкольного возраста, следующие факторы: неприятие ребенка и критичность по отношению к нему; повышенная авторитарность матери или отца, или хотя бы одного из родителей.
4. Несмотря на огромный материал, посвященный детско-родительским отношениям, не ясным пока остается вопрос о том, что оказывает наибольшее влияние на ребенка - эмоциональное отношение к нему или способ обращения с ним. Описывая влияние стиля воспитания на психическое развитие ребенка, исследователи обычно указывают на эмоциональную сторону отношений (отвержение, любовь), поведенческую (гиперопека, сверхконтроль).
5. Исследуя детско-родительские отношения, авторы анализируют стили воспитания, типы родительского отношения, где объектом исследования выступают, как правило, родители. Используется разнообразный психологический инструментарий, направленный на диагностику отношения родителей к своему ребенку, выявление представлений родителей о ребенке, исследуются свойства и характеристики родительский позиций к ребенку.
6. Недостаточно изучено влияние целостной семейной структуры, вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения, где он становится частью общей семейной ситуации, так как наиболее изученными являются, отношение матери к ребенку.

Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции. М.: "Прогресс", 1986, 169 с.
2. Лисина М.И.. Формирование личности ребенка в общении. Питер; СПб.; 2009, 320 с.
3. Личко А.Е. Психотерапия и акцентуации характера. - 1979. - с. 79.
4. Марич Е.М. Воспитательные стратегии родителей как детерминанта эмоционального самочувствия дошкольников в семье: Автореф. дисс... канд. психол. наук. – М., 2003. 25 с.
5. Мухина B.C. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.
6. Небыкова С. В. Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Москва, 1999, 170 c.
7. Ревенко Н. В. Психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Калуга, 1999, 160 с.
8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
9. http://katerinatopoljn.ucoz.ru/index/test_oprosnik_roditelskogo_otnoshenija_a_ja_varga_v_v_stolin/0-....