Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Одним из определяющих факторов развития дополнительного образования детей на современном этапе является повышение профессиональной компетенции педагогических работников. Какие бы ведомственные и межведомственные программы, концепции не были приняты, как бы ни улучшалась материально-техническая база учреждений, если нет талантливого, преданного своему делу педагога, все замыслы по повышению качества дополнительного образования останутся только в проектах и мечтах.

Педагогическая профессия требует от педагога постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Вся работа педагога – это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. Кроме того, усложняется процедура аттестации педагогических кадров (разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно - деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности), повышаются квалификационные требования, вводятся новые формы отслеживания результативности.

Одной из составляющих роста профессионализма педагогов дополнительного образования является работа по самообразованию. Педагог определяет для себя тему самообразования и планирует работу. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.  Темы  для  самообразования  педагогами  подбираются  с  учетом  индивидуального  опыта  и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Выбор методической темы и составление плана работы осуществляются педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2–3 до 4–5 лет. Темы фиксируются в планах методического объединения. Работу над темами самообразования предлагаем разбить на этапы:

1. Интерес (Чего хочу?) − определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?), − формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?).

2. План (Как достигну?) − отбор действий (Что надо сделать?), − установка их последовательности (В какой последовательности?), − определение сроков (Когда?).

3.    Работа − обучение и воспитание (Что делаю?), − оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?), − сбор информации для анализа (Как получается?).

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?) − подбор методик анализа, − проведение анализа,− выводы.

5. Будущее (Что дальше делать?) − задачи на будущее.

Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, а ее изучение – необходимо самому педагогу.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются название темы, цель, задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки выполнения каждого этапа, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой, способ демонстрации результата проделанной работы, форма отчета по проделанной работе. В индивидуальном плане также предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других педагогов, посещение занятий и др. По окончании работы над темой каждый педагог пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях и т. д. Работа по теме самообразования оформляется документально. Особое внимание уделяется источникам самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

− Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

−  Интернет-ресурсы.

−  Повышение квалификации.

− Дистанционные формы обучения, чаты, форумы.

−  Семинары и конференции.

−  Мастер-классы.

−  Мероприятия по обмену опытом.

− Телевидение.

−  Газеты, журналы.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно присутствует список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

− повышение качества преподавания (указываются показатели, по которым определяется эффективность и качество),

−  разработанные  методические  пособия,  статьи,  общеобразовательные  программы  дополнительного образования, сценарии, исследования,

− разработка новых форм, методов и приемов обучения,

−     доклады, выступления, рефераты, статьи,

− разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

− выработка методических рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий,

− разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

− создание комплектов педагогических разработок,

− разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету),

−  разработка  комплекта  тематических  классных  часов,  родительских  собраний  или  внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) и др.

Рекомендуем работать над темой не более 4–5 лет. Руководители методических объединений (или методический совет) координируют работу по самообразованию, ежегодно анализируют результаты деятельности педагогов. А педагогам необходимо ежегодно пересматривать свои темы самообразования и продолжать работу с целью обобщения опыта.

Все формы повышения квалификации кадров реализуются под конкретную целевую задачу, предполагающую, при любых организационно- педагогических условиях, развитие определенных сторон, свойств и граней педагогического профессионализма. Особое внимание на современном этапе обращается на развитие и совершенствование содержания образования, технологий, методик и форм повышения квалификации педагогов, исходя из социального заказа, потребностей рынка труда, научно- технического потенциала региона.

В заключение отметим, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы, тем качественнее реализуется программа дополнительного образования детей. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».

Список литературы

 

1.      Антюфеева  Н.К.  Повышение  квалификации  педагога  дополнительного  образования  как личностная  траектория  его  профессиональной  карьеры  //  Внешкольник.  –  2007.  -  №3.

2.     Алексеев С.А. Внутренний механизм «самости» личностных качеств учителя в процессе непрерывного    образования  //Учитель  в  школе.-2009.-№2.

3.      Кутовая  Е.А.  Повышение  профессионализма  педагогов  –  фактор  повышения  качества образования    //Учитель     в     школе.-2009.-№2.

4.     Новокшонова М. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель. – 2005. -  №3.