Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

В XXI столетии значительно расширены границы педагогических исследований за счет внимания ученых к общественно-историческому контексту, в том числе к этнопедагогике и народной педагогике [5, с.30].

В современном понимании народная педагогика представляет собой исторически сложившуюся совокупность эмпирических сведений и опыта народа в области обучения и воспитания, которые отражены в устном народном творчестве, героическом эпосе, в традициях и обычаях. В народной педагогике нашли отражение господствовавшие в народных массах воззрения на цель, идеал, содержание, методы и средства обучения и воспитания. Наука, изучающая закономерности развития народной педагогики, получила название «этнопедагогика», предметом которой стали систематизация народных знаний, умений и навыков обучения и воспитания, анализ мыслей, воззрений, содержащихся в народной педагогике, и их оценка, а также установление существенных закономерностей процесса социально-общественного воздействия на подрастающее поколение, в результате чего развивается, формируется совершенная личность.

В народной педагогической культуре отразилась специфика менталитета народа, особенности его исторического развития, а также опыт трудовой и общественной жизни, семейного воспитания, которое основано на мудрости, традициях, здравом смысле, образе жизни народа. Народная педагогика с позиций природосообразности раскрывает ценный опыт формирования совершенной личности и утверждает центральную идею – единство человека с природой, гармонию духовных и физических сил в качестве необходимого условия бытия, проявления человеческой сущности. Творческое использование достижений народной педагогики становится одним из самых эффективных средств совершенствования педагогического процесса в современной семье и школе. Академик Г.Н. Волков  справедливо  утверждал,  что  «в  современном  мире,  в  том  числе  в многонациональной России, педагогика может реально, эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики. Поэтому солидарное человечество преодолеть, быть может, все недоразумения сумеет на основе всеобщего гармонического и воспитательно- образовательного опыта и создания своего рода единой пансофии мира» [1, c. 3].

Использование идей народной педагогии и этнопедагогики в современной семье и школе означает возрождение прогрессивных традиций, идей народа об учете в воспитании культурно-национальных факторов, усиление в содержании школьного воспитания материала, влияющего на формирование духовно-нравственного сознания, в основе которого – народность и духовность. Использование традиций и опыта народной педагогики включает воспитание у учащихся культуры межнациональных отношений, сосредоточие усилий общественности, школы и семьи на гармонизации этих отношений в повседневной жизни учащихся, на развитии у воспитанников ответственности, веры в торжество добра и справедливости, выработку у них уважения к воззрениям человека, к традициям представителей других национальностей.

Осуществление этих идей предполагает включение в содержание школьного образования компонент материала, раскрывающего этнокультурный концепт, в том числе расширение и углубление в курсах русского и родного языков, литературы, отечественной истории произведений устного народного творчества.

В педагогическом процессе семьи и школы необходимо шире использовать народные сказки, былины, заповеди, полнее претворять в жизнь идеи сотрудничества поколений в решении важных задач воспитания. Действенный источник и средство повышения педагогической культуры школьных наставников и родителей учащихся – их обогащение знаниями в области народной педагогики.

Известно, что идея народности в общественном воспитании положена в основу педагогической системы К.Д. Ушинского, который понимал народность как своеобразие народа, обусловленное ходом его исторического развития, а также географическими и природными условиями, как исторически сложившуюся общность характера, языка, склонностей и потребностей. Именно «родной язык вводит ребенка в атмосферу народной жизни» [2, с.67]. В данной идее сформулирована объективная педагогическая закономерность, сохраняющая свое методологическое значение для педагогических исследований и в настоящее время.

Важнейшими чертами народности в воспитании ученый считал связь воспитания с образом жизни народа, национальный характер воспитания, возможность для народа определять содержание воспитания и формировать те нравственные качества, которые присущи данному народу, а также обучение на родном языке и овладение национальной культурой.

К числу основных исходных положений изучения истории педагогической мысли и образования К.Д. Ушинский относил связь образования и культурного развития народа, его духовной жизни и освещение вопроса о том, насколько культура народа выражает его интересы, а педагогика приблизилась к удовлетворению потребности в образовании не отдельных сословий, привилегированных слоёв общества, а народа в целом.

Идея народности в воспитании К.Д. Ушинский органически связывал с национальным самосознанием народа [4, с. 219]. «Каждый народ, – утверждал он, – имеет свой особенный идеал человека… Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [3, с. 122].

Известно также, что К.Д. Ушинский глубоко исследовал жизнь народов не только в России, но и в Китае, Индии, Северной и Южной Америке, Центральной Азии, Европе, он изучил их культуру, быт, черты духовной жизни, опыт воспитания. Всесторонний анализ развития духовной жизни и воспитания народов мира и народов России привел его к выводу о своеобразии народной педагогики, созданной русским народом, а также о взаимосвязи, взаимодействии данной педагогики с педагогической культурой других этносов, о возможности превращения духовных, педагогических ценностей одного народа в ценности других народов.

К.Д. Ушинский ввел в отечественную литературу, исследующую педагогику, термин     «народная педагогика», показав, что это исторически сложившаяся совокупность эмпирических сведений и опыта народа в области воспитания, закрепленных в устном народном творчестве, сводах правил поведения, традициях и обычаях. Народная педагогика аккумулирует существующие в народных массах воззрения на цель, задачи воспитания, средства и методы их осуществления. Богатыми источниками народной педагогики К.Д.Ушинский считал предания, сказки, былины, загадки, пословицы и поговорки. Высоко ценил он сказки как источник народной педагогики, называя их

«блестящей попыткой развития педагогической культуры». В наследии К.Д. Ушинского отражена воспитательная ценность народных праздников и народной музыки. Важнейшей стороной педагогической культуры масс считал игры, игрушки.

Народная педагогика, с точки зрения К.Д. Ушинского, – это духовная потребность людей в воспитании подрастающего поколения, всеобщая педагогика народных масс, педагогическая культура, создававшаяся в процессе исторического развития того или иного этноса. Прогресс науки и воспитания невозможен без традиций народной педагогики. Подлинной силой обладает лишь то воспитание, которое создавалось самим народом, то есть коллективным разумом, и которое основано на народных началах. Он дал высокую оценку самобытности и оригинальности русской педагогической мысли и народного воспитания. Народную педагогику он рассматривал как важнейший фактор, под воздействием которого развивалась наука о воспитании. Им сделан важный для науки вывод о том, что «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания… Только народное воспитание является живым органом «в историческом процессе народного развития» [3, с. 70]. С идеями К.Д. Ушинского связано национальное направление в истории отечественной педагогики. Русский педагог А.П. Медведков, давая оценку трудов крупных педагогов, выделил среди них К.Д. Ушинского, потенциал наследия которого не был использован до конца в XIX в. «Ушинский, – утверждал А.П. Медведков, – еще и доселе продолжает учить нас: более половины из сказанного им не использовано русскою школою» [6, с.241].

Таким образом, подлинное научное педагогическое исследование должно стремиться к раскрытию потенциала народного воспитания, а педагогическая практика – к его реализации. В этой связи необходимо глубокое изучение педагогической культуры народа, отраженной в народной педагогике.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Волков Г.Н. Предисловие к книге М.Г. Харитонова «Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов». М.: Народная школа, 1994. –110 с.

2.      Исаев Л.Н. К.Д. Ушинский – основатель русской дидактической и методической школы. – Пятигорск, 1999. – 252 с.

3.      Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988-1990.Т.2.

 4.      Федотова И.Б. Историко-педагогические исследования К.Д. Ушинского // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 2. – С. 218-224.

5.      Федотова И.Б. Методология историко-педагогических исследований // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С. 29-33.

6.      Федотова И.Б., Исаев Л.Н. К проблеме исторических реалий и идеальных образов российского учительства: А.П. Медведков и С.А. Золотарев // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2016. – № 2.– С. 239-243.