Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ

Авторы:
Город:
Калининград
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Аннотация. В данной статье говорится о том, что успех в учебе способствует высокой самооценке учащихся, и таким образом содействует конструктивному разрешению межличностных конфликтов учеников. Объясняется как школа и преподаватели могут способствовать конструктивному разрешению конфликтов учеников и повышению общего качества межличностных отношений в школе.

Abstract. The article states that success in learning promotes high self-esteem of students and thus contributes to a constructive resolution of interpersonal conflicts of students. It explains how schools and teachers can contribute to constructive conflict resolution of students and improving the overall quality of interpersonal relationships at school.

Ключевые слова: успеваемость, самооценка, разрешение конфликта, школа, кооперативное обучение.

Key words: academic performance, self-esteem, conflict resolution, school, cooperative learning.

Исходя из того, что дети большую часть своей жизни проводят в школе, ясно, что школьная система своей ролью и отношением к ученикам, в особенности, преподавательский состав через процесс воспитания и обучения, могут сделать очень много, чтобы внести свой вклад и поспособствовать правильному развитию и формированию стабильной личности школьников. Это в основном и является условием эффективного поведения в конфликте.

Успехи в учебе влияют и способствуют повышению самооценки учащихся, а высокое чувство собственного достоинства и целостность личности не только улучшают учебу, но больше и лучше межличностные отношения. Все большее количество исследований указывают на динамику и связь между успехом в учебе и самооценкой [1, с. 102]. Отмечается, что в основном агрессивное, конфликтное поведение учащихся, школьные неудачи, трудности, связаны с их самооценкой, внутренними конфликтами и недовольством собой. Успеваемость определяет социальный престиж в группе сверстников и, следовательно, влияет на представление о самом себе. Ученикам неуспешным в учебе трудно добиться положительного статуса и уважения среди сверстников, и вследствие этого у них развивается низкая самооценка, и возникают социо-эмоциональные    трудности    и    неприемлемое    социальное    поведение,    приводящее впоследствии к конфликтам.

Ученики, которые имеют положительную самооценку, как правило, не имеют социо-эмоциональных проблем, а, следовательно, трудностей с самоконтролем. Такие ученики адекватно реагируют на конфликтные ситуации в группе сверстников, но также реагируют и когда они сталкиваются с трудностями в учебе, что связано с конструктивными способами решения проблем в любой области. Они менее агрессивны и имеют просоциальную, неконфликтную совместную ориентацию в решении проблем в отношениях со сверстниками. С самоконтролем связан вопрос о собственной ответственности за свои действия, то есть принимаются во внимание последствия своих действий на других [1, с. 103].

Было установлено, что признание со стороны сверстников, просоциальное поведение, самоконтроль и социальная ответственность очень связаны с успеваемостью учащихся. А именно, учащиеся, которых принимают сверстники, которые проявляют просоциальные, неконфликтные и ответственные формы поведения при взаимодействии со сверстниками, наиболее часто достигают высокой успеваемости, в то время как отвергнутые, агрессивные и социально неадекватные ученики часто достигают более низких результатов в учебе. Исследования показывают, что почти половина обучающихся, которые проявляют агрессивное, конфликтное поведение в социальных отношениях, в то же время не принимаются своими сверстниками, и что сочетание неприемлемого социального поведения и неприятия сверстниками представляют самую высокую группу риска для возникновения неуспеваемости. Другие исследования в целом показывают негативную связь агрессивного поведения учащихся и их успехом в учебе. Было отмечено, что учащиеся с хорошей успеваемостью и имеющие уважение среди сверстников в конфликтных ситуациях используют конструктивный стиль, т. е. больше ориентированы на совместное решение проблем, в то время как учащиеся, не имеющие хорошей успеваемости и уважения среди сверстников склонны деструктивно разрешать конфликты.

Из этого следует, что успеваемость и поведение являются определенными факторами, которые способствуют большей или меньшей самоуверенности, высокой или низкой самооценке учащихся и, таким образом, непосредственно влияют на выбор конкретных способов решения конфликтных ситуаций.

Учебно-воспитательная работа в школе предполагает взаимодействие, поэтому школа должна иметь дело с межличностными отношениями и развивать их [1, с. 111]. Чтобы учителя своими действиями и методами работы могли способствовать развитию положительных социальных отношений между учащимися, они должны сами признать свою собственную роль в этом процессе. Сам учитель своим поведением и отношением к ученикам должен быть примером для подражания для учеников. Тепло и безопасность, исходящие из отношений с учителем, представляют собой хорошую основу для установления положительных межличностных отношений с другими людьми, в том числе и сверстниками. Если учитель имеет положительное отношение к ученику, то это отразится и на его поведении по отношению к ученику и на их взаимосвязи. Учитель должен иметь в виду, что его негативное отношение к ученику может перенестись и на отношения сверстников к этому ученику. Если добавить к этому плохие результаты этого школьника в учебе, то есть большие шансы, что он попадет в порочный круг неудач.

Успех в учебе ученика является результатом не только его реальных интеллектуальных способностей и ответственности, но зависит и от поведения учителя, т. е. его убеждения, что ребенок имеет способности к учебе и достигнет хороших результатов или, наоборот, он низких способностей и будет иметь трудности в обучении [1, с. 112]. Это подразумевает, что учителя своим стилем оценки и отношения к ученикам способствуют конструктивным или деструктивным способам решения конфликтов учащихся. От учителей ожидается, чтобы они были чувствительными к потребностям учащихся, которые находятся под риском оказаться неуспешными в учебе, способствовали повышению их успеваемости, самооценки, и в большей степени применяли методы кооперативного обучения, устраняющего возникновение конфликтных ситуаций.

Применение кооперативных методов обучения особенно подходят для развития социальных навыков учащихся по разрешению конфликтных ситуаций. По сравнению с обучением, подчеркивающим конкуренцию, и где успех ученика обусловлен неуспехом других учащихся, кооперативное обучение требует от индивида сотрудничать с другими, чтобы совместно решить проблему и обсудить друг с другом, чтобы помочь друг другу. Таким образом, кооперативное обучение дает возможность учащимся практиковаться в распознавании эмоций, принятии другой точки зрения, альтернативных стратегиях решения социальных конфликтов и предвидеть последствия своего собственного поведения. Такие мероприятия готовят учащихся к ответственному поведению по отношению к другим и принятию морального принципа уважения друг к другу. Не только за счет совместного обучения, но в целом, ход работы и школьная жизнь в духе сотрудничества, товарищества, помощи и человеческих отношений позволяют объединить преподавание социальных и учебных знаний и навыков, необходимых в повседневной работе школы. Это способствует социальному и интеллектуальному развитию учащихся, и  представляет собой цель, которая должна быть реализована в каждой школе.

Кроме совершенствования социальных навыков через школьные мероприятия с учащимися, испытывающими трудности в достижении положительных социальных отношений, значительным является использование программ вмешательства в насильственном и ненасильственном разрешении конфликтов. Программы вмешательства могут способствовать изучению причин плохого поведения, преодолению этих трудностей, принятию конструктивных решений проблем, развитию эмпатии, терпимости и ответственности за свои действия. Это может помочь учащимся не только улучшить свои межличностные навыки, но также повысить мотивацию к учебе и успеваемость в школе. Несмотря на то, что развитие положительных социальных отношений является не только обязанностью школ, мы считаем, однако, что её роль и вклад очень важен. Также очевидно, что в школах есть много способов и ситуаций, в которых можно поощрять и развивать навыки, необходимые для конструктивного разрешения конфликта учащихся. Более активное вовлечение школ, особенно преподавателей, в развитии положительных равных отношений, способствовало бы не только развитию социальных и эмоциональных навыков учащихся, но и достижению лучших результатов в учебе.

В заключении можно сделать вывод, что успех в учебе способствует высокой самооценке и уверенности в себе, и таким образом непосредственно содействует конструктивному разрешению межличностных конфликтов учеников и повышению общего качества межличностных отношений в школе. Все это улучшает процесс образования.

 

Список литературы

 

 

 

1. Jелић М. Успех у школи и решаванье меhусобних конфликата ученика // Настава и васпитанье: Час. за пед. питана. - 2011. - Год. 60, Бр. 1. - C. 100-115 .