Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
В настоящее время необходимость решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации личности к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: социальной, духовной, экономической и др., актуализирует внимание к разработке данной проблемы. Адаптация личности обучающегося рассматривается различными исследователями, как правило, в зависимости от психолого-педагогических особенностей возраста и среды, в которой осуществляются процессы адаптации. Адаптация студентов - многофакторный процесс, один из этапов социальной адаптации личности, и включает в себя ряд отдельных адаптационных процессов: процесс активного освоения новых социальных ролей, форм поведения и видов учебной деятельности, новых условий труда, отдыха, организации быта, инфраструктуры учебного заведения, города, базовых учреждений, и достижение состояния внутренней и внешней удовлетворенности процессом обучения [1]. Пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, т. е. процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение или малоэффективно, или недостаточно и связанно именно с новизной условий. Диапазон социальной среды, в свою очередь, зависит от человека и различается у школьника, студента, пенсионера и т.д. В большей своей части практика исследований адаптации студентов относится к социальным аспектам адаптации и является частью более широкого понятия социальной адаптации.

Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления. Рассматривая социально-педагогическую адаптацию студентов, мы рассматриваем социально-педагогическую адаптацию личности в связи с новизной условий среды учебного заведения, с которой сталкивается бывший школьник при поступлении в профессиональное учебное заведение. Как утверждает С.Н. Мельник, «одной из центральных социально-психологических проблем процесса адаптации является освоение новой социальной роли – роли студента», потому что у бывшего школьника нет навыков выполнения такой роли. И отсюда возникают как внутренние, так и внешние конфликты, связанные с трудностями принятия и дальнейшего выполнения норм, соответствующих социальной роли студента [3]. Так как «студент - бывший школьник», уже являясь носителем определенных традиций, обычаев, культуры, норм поведения, системы ценностей, социализированной личностью с присущими ей специфическими личностными особенностями сталкивается с необходимостью освоения новой для него среды учебного заведения, которая характеризуется специфическими условиями формирования и развития личности, а также совокупностью факторов, формируемых укладом жизнедеятельности учебного заведения, в которые входят организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат, материальные ресурсы и др. Условия среды учебного заведения и освоение роли студента определяют особенности и специфику социально-педагогической адаптации студентов. Среда может активизировать образовательную деятельность обучающихся или, наоборот, угнетать ее. Особенности среды определяют возможности и характер взаимодействия, ограничивают виды адаптации и задают критерии успешности этого процесса. С. М. Петропавловская делает акцент на усвоения учащимися социального опыта посредством реализации индивидуальных возможностей, потребностей и активности в разнообразной учебной, производственной и социально значимой деятельности, способствующей дальнейшему включению их в социальные, трудовые отношения и производственную деятельность [4]. А.В. Сычев рассматривает социально-педагогическую адаптацию студентов как процесс накопления ими опыта в учебной, воспитательной и спортивной деятельности, на основе системного и личностно-деятельного подходов, в результате которого у них формируются стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям [5]. Н.А. Шепилова в своем исследовании под социально-педагогической адаптацией студентов понимает процесс приспособления личности к образовательному процессу вуза, активного освоения норм, ценностей, особенностей педагогической профессии, приобретения умений и навыков будущей профессиональной деятельности, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений [6]. В работе Д.А. Маргиевой социально-педагогическая адаптация студентов представлена как многоуровневый процесс приспособления к новым условиям деятельности и общения, интеграции личности с вузовской средой, приятие ею ее ценностей, норм и стандартов поведения, способов формирования профессиональных навыков и умений межличностного поведения [2. Таким образом, речь идет об адаптации студентов в педагогической среде - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемой системе условий организации их жизнедеятельности, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу. Детерминантами педагогической среды является совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (обучающихся, педагогов, работников образовательных учреждений в целом). Социально-педагогическая адаптация студентов характеризуется наиболее важными аспектами: 1) средовыми детерминантами учебного заведения; 2) деятельностью, которая протекает в условиях воспитательно-образовательного процесса; 3) педагогически организована и управляема; 4) учебное заведение является одновременно и адаптирующим, и адаптируемым элементом; 5) студент является не только субъектом процесса адаптации, но и является частью самой среды. Мы предлагаем рассматривать социально-педагогическую адаптацию личности как единство процессов социально-психологической и психолого-педагогической адаптации. На основании вышесказанного мы пришли к выводу, что структурными компонентами социально-педагогической адаптации студентов являются: социальный, психологический и педагогический компоненты.
Это позволяет нам предложить свое понимание данного предмета исследования. «Социально-педагогическая адаптация студентов» понимается нами, как непрерывный и динамический двухсторонний процесс, состоящий из активного включения студентов в среду учебного заведения, когда личность без существенных внешних и внутренних конфликтов выполняет свою учебную деятельность и приобретает адаптационный опыт межличностного взаимодействия и продуктивной деятельности. Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблема социально-педагогической адаптации студента является актуальной и социально значимой и в то же время недостаточно исследованной областью педагогической науки.


Список литературы
1. Гордеева Т. О. Индивидуально-психологические особенности и проблемы адаптации студентов: отличаются ли победители олимпиад от остальных? М. : Изд-во МГУ, 2010. - 190 с.
2. Маргиева Д. А. Социально-педагогическая адаптация студентов младших курсов к учебно-воспитательному процессу в вузе : автореф. дис. . . . канд. пед. наук. Владикавказ, 2010. -22 с.
3. Мельник С. Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу. Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 71-72.
4. Петропавловская С. М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея : автореф. дис. . . . канд. пед. наук. Москва, 2003. -22 с.
5. Сычев А. В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в вузе : автореф. дис. . . . канд. пед. Тамбов, 2004. -22 с.
6. Шепилова Н. А. Социально-педагогическая адаптация студентов в процессе формирования их ценностного отношения к педагогической профессии : автореф. дис. . . . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. – 22 с.