Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ И МЕСТО ДЕОНТОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТОРОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Понятие деонтологии было введено в научный оборот в первой трети XIX века английским ученым в области философии морали, правоведения, социологии Иеремией Бентамом (1748-1832), теоретиком политического либерализма и родоначальником утилитаризма [1]. Сам он настаивал на данном названии для обозначении всей науки о  морали в целом, что  нашло  свое отражение в его  фундаментальном труде «Деонтология или наука о морали» «Deontology or The Science of morality» (1824). В ХХ веке данный термин стал больше употребляться в первоначальном смысле этого слова, которое в переводе с греческого языка означало буквально от греч. род. Падеж — нужное, должное и — слово, понятие, учение, то есть «учение о долге, обязанности, нужности» [2]. В данном толковании деонтология получила статус одного из важнейших основных разделов этики, рассматривающего проблемы морального долга и требований нравственности и морали. Исходя из вышеизложенного, она получила собственную проблематику, касающуюся,      в       первую       очередь,       двух       как       формально,       так       и функционально различных способов декларирования и демонстрации нравственной позиции в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, а также оценку, принятую воспринимать общественным мнением и понимать людьми в качестве одобрения или осуждения в отношении выполнения или не выполнения человеком своего или предписанного ему долга. Следует особо отметить, что деонтология может рассматриваться, однако, и в виде специфической концепции, которая направлена на отстаивание логического приоритета или же, нередко, признания первичности долга, который выступает в этом случае в как моральное требование. При этом деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность облекается в требования необходимости соблюдения социальных законов, принимая различные формы в частном поведении и общих нормах, применительно ко всем специалистам, в том числе и тем, кто занят в области архитектуры [3].

Следует отметить, что, рассматриваемые под таким углом зрения личностные качества архитекторов, оказывают большое влияние не только на его профессиональную деятельность, но и на комфортность жизни многих людей, так как архитектор занимается формированием городской среды. Архитектура как профессия требует определенной модели личности архитектора, способной беспристрастно решать актуальные проблемы, возникающие на строительном рынке. Если обратиться к истории, то архитектор имел дело не только с проектированием, но и со строительством здания в целом (от др. греч. αρχι- и τέκτων — «главный строитель»). В настоящее время архитектор - это административный работник, который занимается разработкой чертежей различных построек и зданий, а их строительством занимаются строительные организации. Потребности самой архитектуры со временем тоже изменились: свою лепту в это вносят заказчики, требуя определенного качества, содержания и стоимости строительства, и подрядчики, осуществляющие строительство и отделку зданий. Для того, чтобы достойно заниматься профессиональной деятельностью архитекторам, безусловно, необходимо обладать определенными качествами личности, ведь после окончания учебы многие из них проходят период дезориентации в профессиональной сфере деятельности, когда поддаваясь давлению заказчиков, они вынуждены идти на компромисс, нарушая те или иные нормы. Этим и объясняется, что на рынке недвижимости появляются так называемые «самострои», которые по многим показателям ущемляют права людей, купивших квартиры: не сформированные детские площадки, не удобные парковочные места для жителей и их гостей, ненормативное соседство с другими постройками и многие другие. Другим примером аморального поведения архитекторов служит строительство объектов, нарушающих гармонию окружающего пространства с одной целью – «выжать из него как можно больше площадей». Так появляются торговые, офисные центры или другие объекты, занимающие городское пространство и создающие некомфортную среду для горожан, возникают целые жилые районы, которые нанизываются на дорогу районного значения, не имеющую достаточно пропускной способности, постоянно создавая тем самым так называемые «пробки». Все эти проблемы должны устраняться еще на первом этапе проектирования «главным строителем» - архитектором, который обязан не поддаваться давлению заказчиков и соблюдение просьб, связанных с соблюдением экономической выгоды подрядчиков и строителей, но действовать строго в интересах жителей и государства. На заседании круглого стола (2012 г) «Архитектор и этика» А. Гнездилов верно заметил, что этическое поведение экономически более выгодно, чем неэтическое. Богат тот, кто все время может зарабатывать, что требует соблюдения этических норм. [4]

Для того, чтобы архитектор мог противостоять требованиям экономической выгоды расходов на строительство в ущерб экологии городской среды и жителей города ему необходимо обладать определенными чертами характера и качествами личности, на формирование которых, в рамках деонтологии профессии, следует обращать особое внимание еще на студенческой скамье в высших учебных заведениях. Модернизация российской системы высшего образования отвечает этому социальному запросу: в «Законе об образовании РФ» (2012) подчеркивается, что воспитание должно осуществляться на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6: п.2, ст.2].

К сожалению, в аудиторной и внеаудиторной работе деонтологии будущих архитекторов, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания.

13 октября 2004 года на 4 съезде Союза архитекторов России был принят Кодекс профессиональной этики российских архитекторов, в котором заложены моральные и этические требования к исполнителю профессиональной деятельности. Для выявления качеств личности, необходимых для формирования деонтологии будущих архитекторов рассмотрим изложенные в нем основные этические требования к профессии архитектора с учетом требований современной системы образования (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления «Архитектура»).

Из Кодекса профессиональной этики российских архитекторов можно выделить 7 основных качеств личности архитектора необходимых для осуществления достойной профессиональной деятельности:

1.                   Стремление к саморазвитию. Архитекторы «обязаны постоянно углублять свои знания, уважать весь комплекс мировых достижений в области архитектуры и стремиться к их развитию и пополнению».

2.                   Гражданская ответственность. Архитекторы обязаны соблюдать законы, регламентирующие их профессиональную деятельность, должны тщательно взвешивать социальные последствия и воздействие на среду их профессиональной деятельности.

3.                   Моральная ответственность. Архитекторы обязаны уважать систему ценностей, природного и культурного наследия общества, в котором они создают свои произведения, способствовать сохранению и приумножению культурных ценностей общества

4.                   Добросовестность. Архитектор должен гарантировать заказчику добросовестное и компетентное выполнение своих обязанностей.

5.                   Беспристрастность. Профессиональное решение должно преобладать над любым другим мотивом в их архитектурной деятельности.

6.                   Уважение. Вести себя уважительно по отношению к законным правам и интересам коллег и лиц, связанных с ними по профессии.

7.                   Толерантность. Архитектор не должен допускать дискриминации на основании расы, религиозных убеждений, инвалидности, пола, семейного положения или возраста. [8]

Рассмотрев компетенции, которые необходимо сформировать у студентов архитектурных вузов, выделим качества личности, влияющие на формирование деонтологии архитектурной деятельности:

1.                   Гражданская ответственность. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. Способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.

2.                   Толерантность. Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия.

3.                   Стремление к саморазвитию. Способность к самоорганизации и самообразованию. Способность к повышению квалификации и продолжению образования.

4.                   Моральная ответственность. Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, пониманием роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества. Готовностью уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия. Готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе.

5.                   Гуманность. Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. [5]

Сравнив требования образовательного стандарта и этических норм профессиональной деятельности архитектора можно сделать вывод о том, что все они направлены на формирование профессионала высокой степени ответственности, обладающего качествами сильной личности, такими как беспристрастность, добросовестность, гражданская и моральная ответственность, стремление к саморазвитию и повышению квалификации, толерантность, гуманность, уважение.

Несомненно, именно данные качества студенты-архитекторы должны научиться проявлять на каждом этапе проектирования, начиная с первого года своего обучения в вузе. Преподавателям необходимо уделять внимание развитию этих качеств личности студентов, поскольку, нравственно неподготовленный к выполнению профессионального долга специалист, порождает порочный круг проблем, как в области архитектуры, так и жизнедеятельности людей.

Список литературы

 

1.       Деонтология // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1938. - С.117

2.       Деонтология // Философский энциклопедический словарь. - М.: Мысль, 2010. – С. 132

3.       Максимов Л.В. Деонтология // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под редакцией В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001. - С. 202-204

4.       Павликова А. Профессиональная этика как сакраментальная тема. По итогам круглого стола в ЦДА [текст] / А. Павликова, Д.Фесенко // Архитектурный вестник. – 2011. - №4 (121)

5.       Федеральный     государственный    образовательный    стандарт    Высшего     образования    по направлению подготовки 07.03.01 архитектура: приказ Минобрнауки России от 21.04.2016

6.       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273

7.       Obralic А. The Impact of Personal Characteristics of Architects on their Architectural Work/ А. Obralic, F. Сatoviс// Macrothink Institute. – 2016. - №1. – p. 42-52.

8.     Кодекс профессиональной этики российских архитекторов // Гармония. URL: http://garmonia- rosta.com/articles/article002 (дата обращения: 19.02.2017).