Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 16-06-00201, «Современный опыт модернизации системы высшего образования в США и Великобритании»

Болонская декларация, провозглашавшая создание «зоны европейского высшего образования» к 2010 г., была подписана в 1999 г. баронессой Блэкстоун, бывшим министром высшего образования Соединенного Королевства, и министрами 28 других европейских государств. Главной целью была организация единого пространства европейского высшего образования, которое бы способствовало решению вопросов трудовой занятости и мобильности граждан стран–членов ЕС [1]. Великобритании было намного легче адаптироваться к болонской системе, поскольку именно система высшего образования этой страны была взята за некий образец для последующих преобразований.

Однако в 2001 г. были сформулированы новые направление развития данной системы (так называемые линии действий или action lines), направленные на дальнейшее реформирование и модернизацию высшей школы в контексте требований Болонского процесса, некоторые из которых требуют значительных изменений британского высшего образования.

Линия действий 1 – принятие системы легко читаемых и сопоставимых степеней. В рамках реализации данного направление важным изменением следует назвать внедрение системы Приложений к диплому (Diploma supplement), в котором содержится информация о соответствии выпускника полученной им степени или квалификации. [2, с. 14]

Линия действий 2 – введение двух-, а позже трехцикловой структуры высшего образования. Отметим, что в Соединенном Королевстве всегда функционировала многоуровневая система высшего образования: бакалавриат (3-4 года), магистратура (1-2 года), докторантура (2-3 года) с присвоением соответствующей степени. Однако британские сроки отличаются от общеевропейских. Приведение к единообразию потребует значительных изменений английской высшей школы.

Линия действий 3 – применение системы кредитов. Система кредитов существовала в Великобритании задолго до начала Болонских реформ. Уже во второй половине XX в. начался поиск сравнимой системы кредитов по различным предметам. Многие вузы начали структурировать учебные курсы по модулям, которые как раз и содержали в себе определенное количество кредитов, а в середине 1990-х уже осуществляли практику перевода кредитов между вузами. [3, с. 122]. Это, свою очередь, создало основу для организации и расширения студенческой мобильности внутри страны и, по сути, предвосхитило появление 4-ой линии действий болонского процесса.

Линия действий 4 – расширение мобильности.

 Линия действий 5 – содействие развитию европейского сотрудничества в области обеспечения качества. Обладая широкой автономией, университеты Великобритании используют отличный от общеевропейского подход к обеспечению качества высшего образования. Модель государственного контроля на «почтительной дистанции», на расстоянии «длины руки» (arm’s length) является основным фактором эффективности и результативности деятельности британских университетов [5, с. 29]. Однако, отвечая на требования болонского процесса, в Соединенном Королевстве создается Агентство по гарантии качества (Quality Assurance Agency for Higher Education, QAA). QAA стало инициатором таких форм контроля как внутренний и внешний институциональный аудит, привлечение к аудиту студентов, оценка качества академических стандартов и др. [2, с.78].

Линия действий 6 – содействие европейскому измерению в области высшего образования. В соответствии с европейской кредитной системой ECTS студент дипломного обучения в режиме полного учебного дня должен набрать 60 кредитов в года. Однако введение ECTS в Великобритании не является обязательным. В Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии кредитная система функционирует в рамках интегрированных структур. В Англии нет системы кредитов, но вузы используют систему переноса кредитов между образовательными программами или институтами, а также прибегают к европейской системе ECTS [5, с. 21–22 ].

Линия действий 7 – содействие получению образования в течение всей жизни. Концепция трех «L» была озвучена на заседании ЮНЕСКО еще в 1965 г. Сегодня в Соединенном Королевстве большинство программ непрерывного образования осуществляется в университетах. Примером может служить Открытый университет, две трети контингента которого составляют граждане в возрасте от 30 до 49 лет. К 2000 г. число обучаемых составило 250 000. В целом почти 75% взрослого населения Великобритании, имеющие высшее образование, ежегодно проходят те или иные курсы обучения для взрослых, которые предоставляют просветительные, образовательные и информационные возможности [4, с. 4].

Линия действий 8 – деятельность высших учебных заведений и студенчество.

 Линия действий 9 – содействие привлекательности ЕПВО (Европейского пространства высшего образования). Значительное внимание в контексте реализации данной линии должно быть направлено на создание мер по оказанию помощи иностранных гражданам. Меры эти обозначены в национальном отчете по реализации болонского процесса 2005-2007 гг. [5, с. 46–47] и предполагают следующее:

–                   выдача разрешения на пребывания студента в стране в течение всего курса обучения;

–                   внедрение объективной и прозрачной системы управления миграцией с целью упрощения въезда потенциальных иностранных студентов в страну;

–                   проведение для потенциальных студентов ясных, четких и практических консультаций;

–                   право на работу сроком до 12 месяцев в секторах экономики, где ощущается нехватка кадров, всем иностранным выпускникам по завершении учебы на дипломном и последипломном уровнях;

–                   оказание практическую поддержку иностранным студентам в поисках работы по возвращении в свои страны.

Однако данные действия, направленные на повышение привлекательности ЕПВО, составленные в начала 2000-х и полностью отвечающие духу мультикультурализма того времени, перестают отвечать требованиям времени настоящего главным образом по причине фактического краха этой идеи и стремления страны «отгородиться» от общеевропейских миграционных проблем (что косвенно подтверждает решение Великобритании выйти из состава ЕС).

Линия действий 10 – обучение в докторантуре и взаимодействие европейского образовательного и исследовательского пространств. С одной стороны, включение докторского уровня квалификации в Болонский процесс может гарантировать британским докторантам возможность участвовать в мобильности и сотрудничестве студентов и вузовских работников. Однако Великобритания стремиться оградить докторантуру от коренных изменений и призывает к сохранению гибкости и добровольности в отношении продолжительности и структуры третьего цикла [5, с. 48–49].

Как мы видим, несмотря на то, что структура высшего образования Великобритании была взята за образец для создания общеевропейской системы, она всё же вынуждена сталкиваться с определенными требованиями дальнейшей модернизации, направленными на универсализацию европейской высшей школы.



Список литературы

 

 

1.      Guide to The Bologna Process: The UK HE Europe Unit [сайт], 2005. – Рeжим доступа: http://www.unl.pt/data/qualidade/bolonha/guide-to-the-bologna-process.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. англ.

2.      Ворожейкина О.Л., Покладок Е.Б., Тарасюк Л.Н. Системы обеспечения качества высшего образования в европейских странах: на примерах Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии. – М.: РГГУ, 2013. – 237 с.

3.      Пчельникова Д.В. Реформирование системы высшего профессионального образования в Великобритании в контексте Болонского процесса // Психология образования в поликультурном пространстве. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2011. – С. 121–124.

4.      Савченко И. В. Механизмы реализации концепции LLL: опыт Великобритании // Концепт. – 2015. – № 09 (сентябрь). – ART 15306. – 0,4 п. л. – URL: http://e- koncept.ru/2015/15306.htm.

5.      Тарасюк Л.Н. Высшее образование Великобритании в контексте Болонского процесса: учебно-методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009 – 102 с.