Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О БАЗОВЫХ ПОСЫЛКАХ И ОСНОВАНИЯХ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Теория образования, это о чём?

В преддверии разговора вопрос: что такое теория образования, как понимают это современные исследователи? Констатируя, что нет единого общепризнанного мнения о ней, обратимся некоторым наличным суждениям. «Теория образования – учение об образовании, его роли в жизни общества, закономерностях развития и путях повышения его эффективности» [1]. И далее: «Учение – целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний» [Там же]. Очевидная алогичность приведённой цитаты освобождает нас от критического анализа её. Обратимся к другому источнику: «Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки» [2]. Что же такое педагогика? «Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим» [3]. Обратимся к суждениям о теории образования от источников, питающихся не только от практики образования, а прибегающих в своих поисках к исследованиям философского уровня. «Данная глава будет рассматривать то, что должны были сказать педагоги о своей сфере деятельности в свете философии. Другими словами, в ней пойдет речь о теориях, которые берут проблемы образования за точку отсчета и пытаются их решить, обращаясь к философии» [4].(Выделено мною, Ю.К.). Наконец мы увидели некий намёк на основание педагогических теоретизирований. Оказывается, всё начинается с проблем образования! Проблемы возникают в практической деятельности, направленной на передачу социального опыта сменяющему поколению и в попытках разрешения этих проблем возникают теоретические посылки обоснования этой самой деятельности. Деятельность порождает проблемы и науку, которая их разрешает, круг замкнулся!

Образование это что?

«Образова́ние — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова). В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности…» [5]. Вновь мы видим попытку истолковать суть явления (в данном случае образования) с опорой на традицию, на укоренившееся представление о том, что наши предки поступали единственно правильным способом, стремясь «вложить» обретённый опыт в головы приходящего поколения. Попытки иного подхода к истолкованию сути образовательного процесса возможны и единственный способ предпринимать такие попытки заключается в том, чтобы отойти от установившихся представлений и начать поиск из новой концептуальной позиции.

Попытаемся ответить на вопрос, что есть образование, отправляясь не от способа осуществления образования, а от его результата. Что является сущностным результатом образовательного процесса? – Образ мира, сформированный в сознании индивида, «получившего образование». Понятие образа мира, основательно представленное в исследованиях А.Н. Леонтьева [6], есть сущностный, непреходящий и живой результат образовательного процесса. Индивид, «получивший образование», никогда не прекращает этот процесс, процесс развития своего уникального образа мира, независимо от того, в какой профессиональной деятельности он пребывает. Если мы сопоставим два понятия «передача знаний» и «формирование образа мира», то увидим, что так называемая передача – лишь один из многих частных приёмов формирования образа мира. Более того, основательное рассмотрение этих понятий приведёт нас к пониманию, что никакой передачи знаний в природе не существует [7, c. 229;8].

Исходная позиция для теоретизирования образовательного процесса должна включать как базовое понятие, понятие «образ мира». Образ мира может быть представлен как система понятий, которые формируются индивидом от рождения и на протяжении всей жизни. Каждое понятие, сформировавшись, становится элементом образа мира. Формируются понятия в ходе практической деятельности с опорой на чувственный опыт [8]. Не эфемерная «передача знаний» с концептуальным прицепом в форме компетенций, а формирование системы понятий в той или иной практической деятельности должно входить в целеформирующие положения при разработке образовательных стандартов в третьем тысячелетии. Образование это процесс и результат формирования образа мира индивида.

О философии образования

В современном представлении философия образования – это «область системных исследований». Факт отнесения её к области системных исследований – весьма значим и важен, однако его недостаточно для указания места философии образования в структуре научных знаний и его приятие не приближает исследователя к обозначению предмета философии образования. Апелляция современных исследователей к начавшемуся в XX столетии «выделению дополнительных предметных сфер наряду с философией сознания, философией языка, философии деятельности как пример сочетания чистой и прикладной философии» [5] не прибавляет ясности в представлении о месте и роли философии образования. Но этот факт позволяет представлять, в частности, философию образования как одну из прикладных философий. Одна из трактовок философии образования как прикладной науки: «философия образования — это философски дисциплинированные методы мышления … корпус доказанных техник анализа, аргументации и теоретического построения — для решения проблем образования» [там же]. Вновь нас включают в позицию приятия традиционной трактовки сути образовательного процесса. Находясь в такой позиции, мы понуждаем философию решать проблемы, порождаемые нашей практической деятельностью, вместо того, чтобы призвать её осмыслить саму эту деятельность, увидеть её место в целостном мироустройстве, подвергнуть проверке её концептуальные изначальные основания.

Выйти из плена традиционных установок помогут нам результаты современных исследований от биологии (У. Матурана), психологии (А.Н. Леонтьев) и логики (Н.И. Кондаков) [9] .Онтогенетическая парадигма научного мышления, сформировавшаяся на основе упомянутых результатов, культивирует более широкий взгляд на предмет исследования. Новизна заключается в требовании обозначить объект исследования в поле зрения, включающем не только наличный опыт чувственного восприятия, но и чисто теоретический, идеальный аспект. Эти два аспекта – эмпирический и теоретический, способствуют формированию целостной картины мира через обязательное проявление исследуемого понятия в форме указания при его определении трёх координат: родовой принадлежности, видовых отличий и структурных признаков содержания. Концептуальный эффект при таком восприятии включает не только упомянутый аспект целостности мироустройства, но и способствует формированию у познающих видения идеального и материального миров в сопряжении. Процесс познания трактуется цикличным, включающим две сопрягаемых фазы познания: эмпирического и теоретического [8]. Образ мира включает систему понятий, формируемых в опыте познания. Познание осуществляется на основе принципов и методов получения новых знаний в цикловом процессе, включающем эмпирическую и теоретическую фазы познания

О теории образования

Обозначение предмета образования как образа мира образующегося индивида побуждает к формированию соответствующей теории образования. Осуществление такого намерения не минует поиск ответа на вопрос «как человек познаёт?». Обращение с этим вопросом к упомянутым выше источникам позволило синтезировать инновационную позицию и сформулировать ядро теории образования в виде набора аксиом и принципов организации познавательной деятельности в образовательном процессе. [7, с. 233-243]. Аксиомы: Человек познаёт неизвестное; Человек действует, подражая; Человек творит; Размышляя, человек оперирует образами и понятиями; Человек – существо социальное. Принципы, выводимые из аксиом: познавания, относительности знания, демонстрации, самостоятельности, творчества.

Концептуальный базис будущей теории образования, представленный этими аксиомами и принципами, должен пройти соответствующую дискуссионную обкатку в плане основательности и логичности происхождения, а его методико-инструментальная грань – в образовательной практике, преимущественно высшего образования.

О соотнесённости представляемого онтогенетического подхода с какими-либо концептуальностями педагогического толка сказать почти нечего. Онтогенетический подход разнится с педагогическим в выборе объекта исследования и этот факт закрывает возможность сопоставлять альтернативные варианты в части производных качеств типа принципов, законов и закономерностей.

Об образовательной практике и перспективе ОГМ

Онтогенетический метод организации познания в образовательном процессе формировался в условиях комплексных исследований учебного процесса в вузе [9]. В понятиях прикладной науки этот эксперимент квалифицировался как комплексная научно-исследовательская работа в смежных областях педагогики, психологии и кибернетики. Неожиданно для организаторов этого исследования, видевших в нём чисто прикладной характер в области кибернетико-педагогической междисциплинарности, направленность исследования мигрировала в более широкую область, включающую психологический, биологический, логический и философский аспекты. Результат же исследований в итоге получился в формах подхода, методологии, концепции, и методики (не предметной, но универсальной). Опытная проверка полученных научных результатов возможна на новом эксперименте, организованном на иных предпосылках и идеях. Основная идея продолжения исследований формируется из прагматических посылов образования и должна быть ориентирована на экспертно-испытательное сопоставление педагогического и онтогенетического подходов в форме организации образовательной практики на онтогенетической методологии.

Список литературы и источников

 

1.     https://professional_education.academic.ru/2584/%d0%a2%d0%95%d0%9e%d0%a0%d0%98%d0%af_%d   0%9e%d0%91%d0%a0%d0%90%d0%97%d0%9e%d0%92%d0%90%d0%9d%d0%98%d0%af

2.       http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_4.htm

3.       http://vaniorolap.narod.ru/theme1.html

4.     http://svobd.ru/2010-11-15-06-59-54/351/5414-6--.html

5.       ru.wikipedia.org/wiki/Образованиекопия

6.       А.Н.Леонтьев. Психологияобраза//http://psychologyonline.net/articles/doc-1179.html

7.       Карякин Юрий Васильевич, Онтогенетическая модель познавательных процессов в образовании: опыт философской концептуализации // Диссертация, специальность 09 00 01 Онтология и теория познания, Красноярск, 2015г.,300с.

http://www.dslib.net/ontologia/ontogeneticheskaja-model-poznavatelnyh-processov-v-obrazovanii-opyt- filosofskoj.html

8.       Карякин Ю.В. Об эволюционном скачке научно-образовательного мышления //  Ю.В. Карякин, М.С. Полонская, Е.А. Тунда. /Alma mater Вестник высшей школы. № 8, 2017, с.8-12. https://doi.org/10.20339/AM.08-17.010

9 Агранович Б.Л., Карякин Ю.В, Рудаченко А.В.: Кибернетика и лекция – уникальный эксперимент в инженерном образовании. // Вестник Высшей школы «Alma Mater», 2005, №8. – с. 16-20.