Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: МИФ ИЛИ РЕАЛИИ ХХI ВЕКА?

Авторы:
Город:
Луганск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В статье рассматривается такое понятие, как морально-этический терроризм - изощренность в своих поступках и действиях, граничащая с безумием, доводящая до состояния экстремистских проявлений.

Образование, будучи фактором развития духовной сферы жизни всякого общества должно стать действенным механизмом борьбы с терроризмом в становлении морально-этических норм и укреплении нравственности как в национальном, так и в глобальном масштабе.

Ключевые слова: морально-этический терроризм, экстремизм, миф, нравственность, образование, педагогический процесс.

Современная цивилизация порождает кризисные явления в обществе, которые преодолеваются в основном с помощью образовательной среды. Одна из них – терроризм в самых различных формах и проявлениях. Сегодня он стал опаснейшим глобальным вызовом обществу. Для того чтобы вести эффективную борьбу с терроризмом, педагогу необходимо быть готовым к интеллектуальному противостоянию изучая среду его питающую.

В наши дни все чаще стало слышаться из средств массовой информации словосочетание «морально – этический терроризм». Использование его в обиходе доставляет не только смысловые, но и моральные трудности.

В своей книге «Миф о государстве» Э. Кассирер отмечал, что почва для мифа ХХ века была подготовлена давным – давно, однако, без умелого применения нового технологического орудия, она не способна была приносить плодов [3, с. 57].

В погоне за свободой слова норма морали, этика поведения используются в другом контексте, желающими отомстить, то есть убить, не только тело, но и душу! Своего рода изощренность в своих поступках и действиях, граничащая с безумием, доводящая до состояния экстремистских проявлений. Экстремизм и терроризм называют чумой XXI века.

Напомним значение слова "экстремум", от которого и создано понятие «экстремизм». Экстремум – слово, производное от латинского extremum, означающее «крайний» (или минимум, или максимум) [5].

С.И. Ожегов уточняет такую деталь: террор - это физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам [4]. Терроризм - политика устрашения, подавления политических противников.

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений .

Мораль, по определению известного философа, специалиста по этике А.А. Гусейнова, есть форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории [1, с. 58].

Достаточно ли этого педагогу для объяснения словосочетания «морально – этический терроризм»? Нет, конечно! Молодёжь как губка впитывает все то, о чем говорится в СМИ и может даже не заметить что «морально –    этический терроризм» — это оксюморон, то есть, словосочетание из трех слов, которые противоречат друг другу

Исходя из этого, словосочетание «морально   – этический терроризм» употребили для большей выразительности и образности происходящего в мире. Оно нашло своё яркое проявление в связи с трагическими событиями во Франции в январе 2015 г. «Charlie Hebdo», это облегчает понимание, но не решает проблему воспитания.

С молодёжью надо общаться, учить их добродетели  сегодня, завтра будет поздно. По Гесиоду, путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий .

Тревожным остается и то, что на сегодня представления о ценностях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение молодёжи.

При этом молодежь, безусловно, является наиболее уязвимой и восприимчивой к происходящим изменениям.

Видный российский  политолог и философ С.Г. Кара-Мурза в своей работе «Манипуляция сознанием», подчеркивает, что главная цель терроризма — средство психологического воздействия. Его главный объект — не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель — не убийство, а устрашение и деморализация живых [2, с. 765].

Терроризм — следствие не национальных, политических или религиозных ошибок и перегибов — это проблема весьма невысокого уровня нравственно — этического развития, которая одинаково актуальна на любой территории государства и это не миф, это уже реалии, а значит, профилактику терроризма лучше всего начинать с себя, то есть ориентировать себя на добродетель.

Многие эксперты в области терроризма, экстремизма отмечают прямую связь между уровнем конфликтности и состоянием образования.

Образование, будучи фактором развития духовной сферы жизни всякого общества, на наш взгляд, должно стать действенным механизмом борьбы с терроризмом в становлении морально — этических норм и укреплении нравственности как в национальном, так и в глобальном масштабе. Вышесказанное мы попытаемся обосновать следующими соображениями:

· образование поднимает интеллектуальный уровень, духовную и нравственную сферу людей, тем самым направляя их усилия на достижение более возвышенных целей развитие страны, социальных групп, семьи и отдельного человека;

·     образование способствует развитию науки как производительной силы, которая в итоге должна служить гуманным целям.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственной этике. Этика в школе – это «практическая философия воспитания». Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя [6, с. 19].

Решение задач идейно - нравственного воспитания нередко тормозится там, где педагог не желает брать на себя ответственность за брак, допущенный в процессе воспитания, и пытается объяснить моральную глухоту ученика пережитками прошлого.

В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Мы не верим в то, что нравственные пороки – это результат исключительно пережитков капитализма в сознании. Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет, как маленький божок или, наоборот, как бурьян – его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы не было плохого – надо учить только хорошему» [7, с. 117].

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси, может только тот педагог, чьи нравственные установки безупречны.

Среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной - это семья.

Чтобы семья могла передавать семейные ценности детям, они должны чувствоваться в каждом поступке родителей. Об этом гласит старинная народная поговорка: «словом наскучишь, примером научишь».

Мы просто обязаны стремиться к возрождению семейного духа! Молодежь всегда была в любом государстве надеждой на будущее и реальной опорой в наиболее трудных и героических делах своего Отечества.

Молодое поколение должно воспитываться в духе твердого и сознательного неприятия терроризма и экстремизма. Но очень важно и другое – молодежь должна сама, доступными для неё средствами, участвовать в работе по противодействию любым проявлениям экстремизма.

Мощная сила образования, которая медленно, долго, но глубоко действует на душу и сознание человека, мнения социальных групп, которые, исходя из правильного воспитания и твердого убеждения, обязаны стать творцами гуманных целей и преградой для антигуманных.

 

Список литературы

1.      Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.

2.      Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием // С. Кара-Мурза – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, с 765.

3.      Кассирер Э. Техника современных политических мифов //Вестник. МГУ, Сер. 7, Философия. 1990. №2. С. 58-65.

4.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1989.

5.      Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия,1983 – 1600 с.

6.      Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979 г. с.19

7.      Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979 г. с. 117.