Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Происходящая в настоящее время реформа образования, связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования.

В  содержании  нового  Государственного  Образовательного  стандарта  среднего  (полного)  общего образования нашли отражение такие личностные качества студента, как компетентность, ответственность, свободное владение своей профессией, ориентированность в смежных  областях  деятельности, готовность к постоянному профессиональному росту, способность к самостоятельной работе.

С целью эффективного формирования профессиональной компетентности будущего специалиста сегодня все шире используются образовательные технологии, направленные на формирование у студентов культуры самостоятельной деятельности. Так как, согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г № 543 самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Главная задача самостоятельной работы студентов (СРС) - это развитие умений, приобретения научных знаний путем личного поиска информации, формирование активного интереса к творческому подходу в учебной работе и при выполнении курсовых работ, рефератов, дипломной работы. Таким образом, самостоятельная деятельность требует особых условий и сопряжена с формированием навыков самостоятельного поиска информации.

Самостоятельность формируется в процессе четко организованной и постоянно контролируемой самостоятельной работы студентов [6]. В этом плане следует признать, что СРС является не только важной формой образовательного процесса, но и его основой. Цель ее организации: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативно - правовую, справочную документацию и специальную литературу; развитие исследовательских умений. В целом – формирование общих и профессиональных компетенций.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования регламентирует максимальный объем загрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки, как в целом по обучению, так и по его циклам дисциплин.

В соответствии с методикой расчета объем времени, отведённого на внеаудиторную самостоятельную работу, самостоятельная работа находит отражение в рабочем учебном плане и в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по разделам и темам.

Выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная - на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям; внеаудиторная - выполняется студентами по заданию преподавателей, но без его непосредственного участия.

Анализируя рабочие программы, нами отмечено разнообразие видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, запланированной преподавателями. Это:

·   овладение знаниями: чтение текста, его конспектирование, работа со словарём и справочниками, ознакомление с нормативными документами и др.;

·   закрепление и систематизация знаний: работа с конспектом - лекцией, повторная работа над учебным материалом, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на вопросы, подготовка к семинарам, подготовка рефератов, тестирование и др.;

·   формирование умений: решение задач и упражнений по образцу, схемам, решение производственных и профессиональных задач, подготовка к деловым играм, создание творческих проектов, выполнение курсовых и дипломных проектов.

Однако, как отмечают преподаватели в ходе обсуждения этой темы, в процессе самого преподавания объём разнообразия резко сужается. В основном - это работа с конспектами, написание рефератов, чтение учебной литературы. Практически отсутствует учебно - исследовательская работа, аналитическая обработка текстов, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Студенты при анкетировании о формах внеаудиторной самостоятельной работы отмечают:

·   «задания нудные, скучные, неинтересные»;

·   «большие по объёму»;

·   «не могу выполнить, так как преподаватель не успел объяснить, как их выполнить».

Сегодня к этому добавляется неумение и нежелание современных студентов работать самостоятельно. Одновременно у преподавателя отсутствует возможность предоставления заинтересованному студенту индивидуальных консультаций или помощи преподавателя, так как в нагрузке часы текущих консультаций занимают небольшое количество или вообще не предусмотрены. В связи с вышеизложенным, возникает проблема организации СРС с научно обоснованной, методически выверенной и практически целесообразной технологией [7].

Выделяют три ступени, которые преодолевает студент в процессе формирования самостоятельности: репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую. Наиболее важной является низшая ступень формирования самостоятельности, так как она служит основой ее развития и совершенствования. [6]

Нами проводится работа по созданию, апробации и совершенствованию технологии использования методических указаний по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по четырем темам раздела «Проведение лабораторных исследований содержимого желудочно-кишечного тракта» ПМ.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Методические указания структурированы согласно логике науки и предусматривают задания для самоподготовки к занятию, задания для практических и лабораторных работ, мультимедийное сопровождение презентаций с эффектами анимации, работу по закреплению изученного материала путем выполнения тестовых заданий.

Использование предложенных заданий на комбинированном занятии позволяет преподавателю осуществлять технологию «бесконспектного чтения лекций», предложенную Г.Г. Азгальдовым [1]. Занятие проводится в форме диалога преподавателя со студентами. В этом случае преподаватель получает солидный дополнительный фонд времени, который может быть использован на разъяснение изучаемого материала в режиме консультации. Использование ответов выполненных дома на занятиях освобождает студентов от работы по составлению конспектов и позволяет им во время объяснения материала сосредоточиться не на механическом записывании схем и алгоритмов, а на понимании сути методик. Студент в этом случае приобретает качественный конспект и, осуществляя репродуктивно-подражательную деятельность, уже на занятии получает необходимую помощь от преподавателя.

Процесс выполнения заданий не только на учебных занятиях, но и дома, активизирует социальную адаптацию студента. Одновременно педагог получает возможность использовать в традиционно организованном педагогическом процессе элементы дистанционного обучения [8].

С целью оптимизации СРС по разделу,  студенту предлагается  воспользоваться мультимедийной презентацией с эффектами анимации в которой представлена информация, дополняющая теоретический материал, изложенный в методических рекомендациях. Использование возможностей программ PowerPoint способствует оживлению преподавания, а эффект анимации дает возможность более действенно влиять на эмоции студентов, вызывает заинтересованность, которая улучшает усвоение учебного материала и значительно повышают эффективность учебы и качество обучения. Использование выполненных в тетради заданий и презентации как на занятии, под руководством преподавателя, так и дома, совместно с другими студентами, помогает студенту успешно пройти репродуктивно-подражательную ступень формирования самостоятельности и способствует формированию коммуникативных качеств.

Практическая часть аудиторной самостоятельной работы содержит задания и ситуационные задачи, носящие частично поисковый характер формируют у обучающихся навыки самостоятельной поисково-исполнительской деятельности.

Ситуационные задачи, как активный метод обучения, представляет собой способ активизации учебно- познавательной деятельности студента, который побуждает к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В этой ситуации активен не только преподаватель, но и студенты, что является неотъемлемой составной частью практического занятия.

Ситуационная задача представляет собой конкретную клиническую ситуацию, которая излагается кратко, но содержит достаточно информации для оценки и решения. Во время решения студенты анализируют и обсуждают микроситуации. Преподаватель активизирует участие студентов отдельными вопросами. Ситуационные задачи используют для того, чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Чтобы сосредоточить внимание студентов, ситуация подбирается достаточно характерная и острая, подходящая к тематике практического занятия.

Разбор ситуационных заданий можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний, полученных во время занятия; совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями.

Формирование творческого уровня самостоятельности студентов осуществляется не только на практических занятиях путем решения задач, но и при проведении «учебного» исследования биологического материала.

Контроль за СРС студента ведется с использованием принципов квалиметрии [3,4]. Это позволяет проводить поэлементный анализ усвоения изучаемого материала и оперативно вносить изменения в процесс обучения.

В.С. Ильин и В.А. Никитин [5] отмечают, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования. Использование описанных методических указаний в образовательном процессе помогает студенту быстрее адаптироваться к новым формам обучения и формирует общекультурную компетенцию оптимально распределять свое время.

Одной из поставленных задач явилось изучение влияния разработанных нами методических рекомендаций, внедряемых на третьем курсе, на формирование общекультурных компетенций и, следовательно, на успеваемость студентов по профессиональному модулю «Проведение лабораторных общеклинических исследований». С целью решения поставленной задачи мы проанализировали результаты рубежного контроля по теме «Проведение копрологических исследований» раздела «Проведение лабораторных исследований содержимого желудочно- кишечного тракта» в двух контрольных и двух опытных группах (бригадах). В контрольных группах учащиеся изучали тему раздела традиционно, а в опытных – с использованием методических рекомендаций.

Анализ результатов рубежного контроля показывает, что успеваемость в опытных и контрольных группах отличается незначительно: качественная успеваемость на 12,76%, общая успеваемость – на 3,4%, а средний балл – на 0,96.

Сравнение результатов профессионального экзамена по модулю показывает, что общая, качественная успеваемость и средний балл в контрольных группах ниже соответственно на 13,54 и 1,57% и 0,15 балла, чем в опытных. Сравнение результатов контрольных и опытных групп показывает, что студенты опытных группах ответили на билеты, включающие вопросы раздела намного лучше студентов контрольных групп. Средний балл у студентов опытных групп - 4,8, у студентов контрольных групп -3,8 балла.

Полученные изменения закономерны, так как, согласно исследованиям Б.Г. Ананьева [2], В.С. Ильина и В.А. Никитина [5], адаптация студентов к учебному процессу обычно завершается в конце 2-го – начале 3-го семестра и в учебный процесс можно вводить задания все более сложного уровня. Проведенное нами исследование доказывает, что использование методических рекомендаций в этот период способствует оптимизации образовательного процесса, активизации и организации СРС, а это, в свою очередь, положительно сказалось на успеваемости по профессиональному модулю.

Результаты анализа проведенной работы показывают усиление мотивации к изучению учебной дисциплины, активизацию СРС, формирование творческой обстановки в коллективе и изменение социального статуса трудолюбивых обучающихся.

Таким образом, использование в образовательном процессе описанных рекомендаций оказало существенное положительное влияние не только на успеваемость. Улучшение общей и качественной успеваемости в опытных группах служит доказательством того, что в эксперименте более успешно формируются общекультурные компетенции, чем в контрольных группах.

 

Список литературы

1.      Азгальдов, Г.Г., Костин, А.В. О некоторых вопросах методологии чтения лекций. / Г.Г. Азгальдов // Вестник высшей школы Almamater. – 2011.-№11.-С.41–44

2.      Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. / Б.Г. Ананьев // Современные психолого- педагогические проблемы высшей школы/Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой.-Вып.2.-Л.:ЛГУ,1974.- С.3-15.

3.      Газалиев, А.М., Егоров, В.В., Огольцова, Е.Г. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности. / А.М. Газалиев // Вестник высшей школы Almamater.–2011.-№8.-С.19–23

4.      Гордополова, Н.В., Гордополов, В.Ю. Внедрение инновационных технологий в процесс подготовки высококвалифицированных кадров./ Н.В. Гордополова// Актуальные вопросы образования и науки.-2010.-№№ 3-4.-С.86-90.

5.      Ильин, В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе. / В.С. Ильин // Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики.- М.,1978.-С.24-36

6.      Колесников, А.К., Санникова, А.И., Безукладников, К.Э. Современные образовательные технологии для будущего учителя. / А.К. Колесников// Вестник высшей школы Almamater. -2012.-№ 1.- С. 34-38

7.      Кутукова, Л.Т., Прохорова, А.Е. Организация самостоятельной работы студента и модульно-рейтинговая система оценки знаний студента. / Л.Т. Кутукова // Вестник высшей школы Almamater. – 2010.-№1.-С.43-46

8.      Таппасханова, М.А. Дистанционное обучение – способ реализации образовательной траектории. / М.А. Таппасханова // Вестник высшей школы Almamater.–2011.-№8.-С.-44–48