Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ (ШКОЛЕ, УЧИЛИЩЕ)

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

«Убедившись, что тот или иной студент созрел для самостоятельной деятельности, Сафонов считал излишним задерживать его в консерватории и заканчивать курс обучения…». «Жизнь и практика доучат!» - решительно говорил он.»

Самостоятельность - это умение учащегося применять полученные в классе знания и навыки в своей домашней работе, подходя творчески к решению поставленных задач. И здесь же ученик должен обладать определенным  багажом знаний , понимать цель, суть заданий, владеть методом решения этих заданий. Не только педагог, но и родители должны добиться от ребенка самостоятельности в работе тогда, когда им удастся вооружить ученика определенными навыками. Со школьниками следует добиваться, чтобы они “внесли нечто новое” в свою работу, то есть проявили инициативу в выполнении домашних заданий. С первых дней обучения преподаватель фортепиано всегда должен стремиться к установке на личную инициативу и самостоятельность ученика, пробуждать творческую активность и заинтересованность.

Н.К. Крупская говорила: «В школе слишком много внимания обращают на усвоение. Иногда, как птенчики, разевают ребята рот, а учитель им все разжевывает и готовое кладет…а продумывать, самостоятельно, по-настоящему работать - этому мы ребят в школе мало учим…Во многих школах ребята только заучивают материал и не умеют вдумываться в него.»

Процесс развития самостоятельности мышления – процесс сложный и длительный . Умение мыслить самостоятельно воспитывается в сложной тренировке воли и внимания. Педагог всегда может воспользоваться природной любознательностью учащегося и направлять ее, помогать в осмыслении простых и сложных вопросов. В ученике воспитывается активность , без которой немыслима настоящая самостоятельность.

Огромную роль в развитии самостоятельности играет сосредоточенность (концентрация внимания) на уроках. В обучении особое место занимает положенная домашняя работа ученика. Успех работы дома зависит от целей урока. Методически верно выстроенный урок способствует активности внимания детей , обеспечивает успешное выполнение домашних заданий. Педагог должен ставить перед учеником конкретные задачи, объяснять и подбирать способы их достижения, добиваться на уроке выполнения, и знать, что в большинстве случаев домашнии задания будут выполнены.

А вот невнимательность ребенка может быть вызвана разными причинами:

1.       Применение не совсем рациональных методов работы;

2.       Отсутствие четкой проверки знаний, усваиваемого материала;

3.       Необоснованная требовательность со стороны педагога;

4.       Механическое повторение.

Задачи, поставленные на уроках для самостоятельного изучения в ДМШ:

1)       Воспитание элементарной грамотности;

2)       Умение вслушиваться в собственное исполнение (работа над звуком, фразой).

Воспитание грамотности в музыке – это бережное отношение к тексту, точное выполнение указаний композитора, раскрытие авторского замысла. После разбора произведения, преподаватель обязан проверить как понимает ученик смысл авторских обозначений и способы их исполнения. Ученикам классов ДМШ домашнее задание записывают в дневник. Устно преподаватель обобщает домашнее задание, обращает внимание, что следует сделать дома самостоятельно.

Что значит слушать себя?

«У лиц с высоко развитым слухом, - отмечал Б.М. Теплов, - имеет место…непосредственное «слышание глазами». Это работа над звуком и музыкальной фразой, над техникой, артикуляцией.

Возникают сразу же задачи:

1.       Слушать, чтобы звук был красивый;

2.       Рука организованна;

3.       Не было бы скованности в движениях.

Способные ученики чувствуют и слышат разницу между звуками, взятыми скованной рукой или же расслабленной. Некоторые ученики застенчивы и робки, чем и доставляют заботу педагогу своей скованностью и угловатостью.

В таких случаях полезно заняться гимнастикой, упражнениями на расслабление. Подышать глубоко, вдыхая через нос, сделать приседания, помахать руками “как крыльями”. Затем продолжить урок на фортепиано.

Для музыкального воспитания недостаточно умения грамотно читать нотный текст , чувствовать музыкальную фразу, играть красивыми звуками. Без привития ученику технических навыков и умений преодолевать технические трудности задача педагога может считаться неполноценной.

Отечественная педагогика стремиться к гармоничному развитию учащихся. Исполнительское искусство требует системной работы над овладением необходимыми техническими навыками. Это точность и быстрота, разнообразие движений, выходящих за пределы двигательных навыков, которыми пользуемся в повседневной жизни. Методика преподавания игры на фортепиано включает в работу учащихся инструктивный  материал  (этюды,  упражнения).  В  работе  над  техникой  педагог  должен  избегать механичности исполнения; учащийся может привыкнуть к неправильному навыку и допустить ошибку, которую закрепит многочисленными повторениями. Нужно ставить различные звуковые задачи, требующие систематического упражнения.

Некоторые установки в самостоятельной работе: Обдумать поставленную задачу.

Повторение «музыкальных отрезков».

«Устная самокритика» о проделанной работе дома.

«Управляемость собственной игрой». Продуманный план показа на уроке. Качество игры – оценка со стороны.

Реализация технического замысла. Автоматизм?

«Петь на инструменте».

В повседневной самостоятельной работе: слышание ткани произведения,

эмоциональная отзывчивость;

осмысленная качественная игра; должная исполнительская реакция.

Выпускники фортепианных классов музыкальных училищ (колледжей) должны быть готовы к выполнению сразу нескольких задач:

занятие в классе специального и общего фортепиано; работа концертмейстера;

работа ансамблиста;

работа в качестве иллюстратора; занятия по фортепианному ансамблю;

занятие по направлению «аккомпанемент».

Молодой преподаватель сталкивается с незнакомыми ему сочинениями, и должен сам разобраться в произведении, и донести до своих начинающих музыкантов. Проблема самостоятельности в музыкальном искусстве решает следующие задачи: формирование музыкально – разносторонней личности с широким кругозором; развитие художественной индивидуальности; реализация ускорение процесса разучивания музыкальных произведений.

Многие не понаслышке знают, что выпускники училищ не всегда владеют учебным репертуаром, не могут показать (сыграть) изучаемые пьесы. Отсюда вывод, что об учащимся следует судить не на экзаменах, а на предмете педагогическая практика. Если воспитанник профессионально беспомощный, то вина лежит на учебном заведении и на преподавателе персонально.

К  профессиональным  необходимым  навыкам,  предъявленным  пианистам,  относится  умение отлично читать с листа ноты. Под игрой с листа подразумевается – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к заданному, без предварительного проигрывания на инструменте; также исполнение должно быть непрерывным и осмысленной фразировкой, в нужном характере. Сможет ли преподаватель, не умеющий читать с листа, быстро разбираться в пьесах, понять особенности формы, стиля, гармонии, найти целесообразную аппликатуру?

Общение с широким кругом слушателей на концертах, праздничных вечерах вынуждает пианиста аккомпанировать, не имея под рукой нот. Необходимо уметь подбирать по слуху. Это стимул для продвижения ученика и музыкально и пианистически, развитие его слуха, фантазии, ориентировки в гармонии, фактуре.

Но этот вид деятельности – один из наиболее запущенных в системе музыкального воспитания.

Какие причины заставляют говорить о самостоятельности учащихся? На вступительных экзаменах в училище встречаются пианисты с хорошей технической подготовкой, и даже яркие индивидуальности. А в процессе обучения не все показывают усердие и рвение в работе. И не все представителе среднего звена могут «вдохнуть» жизнь в исполнение ученика и раскрыть его сильные стороны во время занятий в классе; научить без посторонней помощи приходить к творческим решениям и ярко их воплощать.

Важность вопроса о самостоятельности диктуется и другими соображениями. В училище ученики 1 курса, хорошие ученики, показывают, например, посредственные результаты. Попадая в новые условия (концерт, вечер) они оказываются бессильными справляться с собой, и «опускают руки». Преподавателю приходиться возвращаться назад, то есть снова и снова натаскивать, тренировать «старые» навыки. Имеются факты, что даже с учениками 3-его курса разбираются новые произведения в классе. Закрадывается сомнение, а может ли преподаватель быть удовлетворен результатами своего «такого» труда? И входит ли разбор текста со старшекурсником в обязанности преподавателя? Ведь чем самостоятельнее ученик, тем большему его может научить педагог. Увеличится запас времени на художественную задачу исполнения, совершенствование техники, выработку артистизма. Нельзя, чтобы на уроках в музучилище много времени уходило на черновую работу (разбор текста, уточнение штрихов, ритмических подробностей, аппликатуры. И даже запоминания наизусть). Поэтому в проявлении самостоятельности заинтересованы сами преподаватели. Ведь их труд может тогда стать более интересным и творческим. Самостоятельность ученика должна проявиться:

а) на уроке – под наблюдением педагога;

б) в дальнейшей работе – в процессе выполненного и достигнутого на уроке;

в) в процессе самостоятельной оценки по освоению нового музыкального материала.

Для успешного развития навыков самостоятельной работы необходимо соблюдение некоторых моментов.

Музыкальная деятельность должна быть осмысленной, продуманной, анализируемой, где внимание ученика сводится; к выстроенному анализу текста, нахождению пианистических примеров, рациональному домашнему труду.

Другой аспект самостоятельности – научиться преодолевать трудности не в каждом отдельном месте произведения, а также легко справляться с подобными трудностями и в других произведениях.

Допустим, ученик второго курса блестяще сыграл пятую сонату Бетховена, где в финале встречаются сложные полиритмические сочетания, но в следующей пьесе, схожей по ритму, например, 1 часть третьего концерта Бетховена, ему пришлось мучительно добиваться того, что ранее было достигнуто и свободно получалось. Значит, чтобы ученик преодолевал трудности и закреплял их в памяти следует изучать схожие музыкальные произведения (с полиритмическими сочетаниями, со сходной аппликатурой, с аналогичными пассажами и т.д.).

Известно, что в развитии навыка самостоятельности играют значимую роль стороны формирования человеческой личности:

характер; темперамент; воля; внимание; восприятие; мышление; память; возраст.

Задача педагога – учитывать индивидуальные психологические особенности своих воспитанников, стараться понять, мешают или помогают занятиям те или иные свойства психики. Многие штрихи в исполнительском поведении ученика способствуют познанию его характера. Ученик не точно, с ошибками разбирающий нотный текст, нередко оказывается и в жизни недостаточно наблюдательным. Педагог должен «подогревать» интерес к делу у своих учеников и поощрением, и осуждением, и сравнением их игры с игрой однокурсников или известных исполнителей.

Здесь все средства хороши: посещение концертов, слушание записей, беседы о великих музыкантах, чтение биографий знаменитых людей. Следует «заразить» ученика желанием самому сделать что-то большое. Но, в училище студент часто поставлен в такие условия (большое количество изучаемых произведений), что ему некогда подумать о своем личном отношении к тому или иному явлению искусства. Отсутствие свободного времени для размышлений, созерцательного отдыха – сильнейший тормоз в деле развития самостоятельности. А все сказывается на волнении ученика перед ответственным выступлением, и волнение возрастает от всяких аппликатурных, двигательных неудобств, от физической напряженности, что ведёт к психической неустойчивости. Очень важным является на уроке воображаемое эстрадное самочувствие. Важно, чтобы дома ученик играл «как на концерте», записывал себя на диктофон; почувствовал себя артистом, представлял, что играет перед огромной аудиторией. Так, эмоциональная тренировка делает музыканта настоящим зрелым исполнителем. Она мобилизует психические и физические силы ученика. Нужно находиться в психической форме, готовым выступить на концерте. Закаляет учащегося умение играть начисто, вырабатывается эстрадная стойкость.

Полезно держать в руках «старый репертуар»; и ежедневное повторение ранее выученных пьес облегчает воображаемое эстрадное самочувствие.

Таковы соображения, которые полезны музыканту и молодому, и более опытному; главная цель работы – воспитать самостоятельность в своих учениках во всех ее проявлениях.

 

 

Список литературы

 

1.       Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М.:2003.

2.       Гофман И. Фортепианная игра. Редактор Соколова А. – М.:1961. – 224с.

3.       Как учить музыке одаренных детей. Сост. Ключникова Е.В., редактор Енукидзе Н. –М.:2010. – 239с.

4.       Коган В.М. Вопросы пианизма. Редактор Сазонова – М.:1968. – 461с.

5.       Майкапар С. Как работать на рояле, редактор Крюков. – Л.:1963. – 31с.

6.       Мастера советской пианистической школы. Под ред. Николаева А.А. – М.:1961. – 237с.