30 ноября 2016г.
Известно, что на основе системно-деятельностного подхода, являющегося личностно-ориентированным и выдвигаемого на всех ступенях образования в качестве приоритетного, определяются и структура деятельности школьников, и совокупность главных условий реализации учебного процесса, и комплекс психологических механизмов усвоения информации. В качестве необходимой базы личностного становления индивида как субъекта обучения и воспитания выступает формирование у него системы универсальных учебных действий (далее УУД), овладение которыми развивает у школьников умение учиться, обеспечивающее им возможность самостоятельного приобретения новых знаний [1; 3].
Универсальные учебные действия, систематически реализуемые в образовательном процессе, выполняют следующие функции:
• обеспечивают школьникам возможности самостоятельного осуществления учебной деятельности, постановки учебных целей, поиска и использования необходимых средств и способов их достижения, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
• создают условия для всестороннего развития и самореализации личности в процессе непрерывного образования;
• обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетенций во всех предметных областях [1; 2].
Совокупность УУД образует определенную систему, характеризующуюся тесной взаимосвязью всех видов учебных действий, отношения между которыми выстраиваются на основе общей логики возрастного развития. Универсальность этих действий выражается в их надпредметном, метапредметном характере, а также в обеспечении целостности развития и саморазвития школьника в общекультурном, личностном и познавательном планах. Систематическая реализация УУД способствует обеспечению преемственности между всеми ступенями общего образования. Именно на их основе формируются способности школьников, осуществляются структурирование этапов усвоения изучаемого материала, организация и регуляция всех видов деятельности учащихся безотносительно к ее предметному содержанию. Индивид, владеющий универсальными учебными действиями, оказывается в состоянии успешно усваивать информацию, предъявляемую на всех этапах образовательного процесса, ибо у него сформировано умение учиться.
Однако необходимо отметить, что совершенно очевидным является недостаточный общеобразовательный уровень учащихся, включая владение русским языком как предметом и средством обучения, определяющим качество овладения всем спектром школьных дисциплин и выступающим основой формирования всех видов УУД, прежде всего - личностных. Последние позволяют формировать в условиях учебного процесса гармонически развитую, интеллектуальную, духовную личность, способную к успешной адаптации в социуме.
Именно посредством личностных действий обеспечивается ценностно-смысловая ориентация школьников, предполагающая владение моральными нормами, выявления нравственных аспектов поведения, соотнесения поступков и событий с комплексом принятых этических принципов. Ориентация индивида в системе межличностных отношений и социальных ролей также осуществляется на основе данного вида УУД. В контексте образовательного процесса школы личностные универсальные учебные действия реализуются в русле следующих направлений:
• личностного, профессионального и жизненного самоопределения;
• смыслообразования, состоящего в установлении индивидом связи между целями и мотивами учебно-познавательной деятельности;
• нравственно-этического ориентирования.
Средством развития личностных учебных действий при обучении, например, образовательной области «Филология» является в основном работа с художественными и публицистическими текстами, предлагаемыми в учебниках и дополнительном дидактическом материале, а также работа над сочинениями и изложениями. Содержательное наполнение текстов характеризуется морально-нравственной, патриотической, эстетической, этической направленностью, способствующей осознанию и принятию индивидом жизненных ценностей, позволяющих ему определить собственное место в социуме и жизни в целом, правильно сориентироваться в системе этических норм. Именно через это содержание школьники, определяя его идею и давая ему нравственную оценку, приходят к осознанию необходимости сохранения и защиты языка как части национальной культуры, а через нее – культуры общечеловеческой как синтеза этнических культур. Одновременно осуществляется работа по формированию у них положительного отношения к точности и богатству устной и письменной речи.
Приведем некоторые примеры организации рассматриваемых учебных действий на примере образовательного процесса школ Республики Северная Осетия – Алания. Так, на уроке русского языка учащимся предлагается следующий текст:
Место происхождения и жизни народа, место рождения человека мы называем Родиной. Родина – это язык, история и культура нашего народа, природа родной земли. Родина – это основа нашего будущего…
Мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей. И каждый человек, появившись на свет, получает огромные богатства, которые создали его предшественники. Поэтому люди называют историю свидетельницей времен, наставницей жизни (По Р.С. Бзарову).
Прочитав текст, школьники определяют, к какой части речи относятся выделенные слова, являются ли они однокоренными или это формы одного и того же слова, почему. Анализируя содержание, дети размышляют и рассуждают о том, почему автор называет Родину основой нашего будущего, почему историю называют свидетельницей времен и наставницей жизни…
В данном русле организуется познавательная деятельности школьников и при изучении на уроке литературы фольклорного произведения «Песня о Задалесской матери», рассказывающего о трагедии осетинского народа в определенный исторический период. Монгольский завоеватель Тимур с огромным войском обрушился на истерзанную сражениями Аланию. В неравных боях погибло почти всѐ взрослое население. Но свершилось чудо – народ выжил. Песня увековечила память о женщине, которая собрала на пожарищах уцелевших ребят и воспитала их. Дети выросли и создали новые поселения. Имя женщины неизвестно, потому что в памяти людей она осталась просто Мамой - так называли ее дети. Она, по словам учащихся, победила грозного Тимура, ибо спасла свой народ от исчезновения. Школьники отмечают, что народ спасся, выжил и выстоял, сохранил свою культуру и язык именно благодаря таким простым людям, их каждодневному труду, их борьбе за мир и счастье на родной земле.
Аналогичная работа предполагается при изучении стихотворения осетинского поэта-современника Таймураза Хаджеты «Бой аланского воина с римлянином». Анализируя текст произведения, учащиеся отвечают на следующие вопросы. О каком старинном обычае упоминается в тексте? С каким чувством аланский воин выходит биться? Как он ведет себя перед сражением, почему? Почему врагам так и не удалось покорить землю наших предков? Ответы на эти вопросы подводят школьников к мысли о животворном патриотизме алан, о светлом, незабываемом образе малой родины – непобедимой, непокоренной, свободу и независимость которой отстаивает весь народ.
Логическим продолжением данной деятельности служит обращение на уроке осетинской литературы к рассказу Чермена Беджызати «Батай Албегов и невестка Барсаговых», основная задача изучения которого – показать обычаи и традиции осетинского этноса в старину и соотнести их воспитательный потенциал с условиями современности. Выражая в своих ответах симпатию к главному герою произведения, учащиеся отмечают, что в облике старого Батая воплощены лучшие черты национального характера – забота о своем народе, активное участие в его судьбе, наставничество над молодежью. Учащиеся выражают уверенность в том, что сегодня Осетии, как никогда раньше, нужны такие сильные личности, что именно такие люди могут спасти мир от ненужных распрей и войн, что будущее должно быть за ними…
Итогом подобной организации познавательной деятельности школьников как субъектов образовательного процесса становится личность, характеризующаяся конкретной жизненной позицией, способная в любой момент сделать правильный нравственный выбор, активно самореализующаяся вначале в коллективе сверстников и взрослых, затем – в обществе в целом. Таким образом, учащиеся непрерывно и планомерно двигаются к достижению главной цели – формированию умения учиться, призванного обеспечить им успешность не только в школьном образовательном процессе, но и в дальнейшей жизни.
Список литературы
1. Громыко Ю.В. Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании. Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт, 2001.
2. Джиоева А.Р. O видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы // Синергия. - 2016. - №1. - С. 7-13.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9-35.