Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
11 ноября 2018г.
Аннотация

В данной статье были рассмотрены основные тенденции инвестиционного развития радиоэлектронной промышленности. Проанализировав результаты деятельности ведущих предприятий России, занимающихся производством средств связи и, выявив основные проблемы, влияющие на слабое инвестиционное обеспечение отрасли, дали предложения по дальнейшему развитию инвестиционной деятельности предприятий и организаций радиоэлектронной промышленности.

Ключевые слова

Радиоэлектронная промышленность, инвестиции, инвестиционное обеспечение.



Радиоэлектроника является одной из наиболее важных отраслей мировой обрабатывающей промышленности, она определяет научно-технический прогресс и развитие практически всех областей современной экономики. Продукция радиоэлектронной промышленности имеет широкое применение в военно-промышленном комплексе (ВПК), медицине, машиностроении, космической индустрии, а также в области связи и передачи информации и других сферах экономики. Ускорение социально-экономического развития общества, его информационное обеспечение и повышение интеллектуального уровня, дальнейший рост эффективности труда и комфортности быта, экономия природных и энергетических ресурсов, коренное улучшение технико-экономических и экологических показателей практически во всех отраслях промышленности и топливно-энергетического комплекса основаны на широком применении современной аппаратуры и систем радиоэлектроники, информационно-коммуникационных технологий.

Создание условий для устойчивого развития радиоэлектронной промышленности в Российской Федерации невозможно без активизации инвестиционных процессов, которые должны быть направлены на повышение эффективности деятельности наукоемких промышленных предприятий. Развитие предприятий радиоэлектронной отрасли, осуществляющих выпуск средств связи, оборудования, аппаратуры для радио и телевидения, в дальнейшем будет придавать необходимый импульс для развития других наукоемких отраслей.

Мировой рынок радиоэлектроники в 2017 году оценивался в 2,1 трл. долларов США [4]. По оценкам специалистов к 2025 году рынок радиоэлектроники увеличится до 4-4,5 трн. долларов США.

Анализ тенденций развития российских предприятий радиоэлектронной промышленности в 2014- 2016 году показал, что на протяжении многих лет в данной отрасли наблюдаются определенные положительные результаты. Общий объем производства продукции промышленных и научных организаций радиоэлектронной промышленности составил в 2014 году 409,9 млрд руб., в 2015 г. – 572,5 млрд руб., в 2016 г. – 820,2 млрд руб. По итогам 2016 года общий объем производства промышленной продукции, выпущенной радиоэлектронной отраслью, увеличился на 20,8% (в сопоставимых ценах) по отношению к 2015 году, в т.ч. объем продукции гражданского назначения – на 8,1%. Объем экспорта радиоэлектронной продукции в 2016 году составил $3,48 млрд (+81,5%), а объем импорта уменьшился до $314 млн (-31,2%). Объем экспорта продукции гражданского назначения составил $79 млн (-11,6%), а объем импорта продукции гражданского назначения составил $121,2 млн (-37,7%). Производительность труда за 2016 год возросла на 18,1%. Численность работников РЭП увеличилась на 0,5% и достигла 288 тыс. человек, в т.ч. в промышленности – 207 тыс. человек, в науке – 81 тыс. человек [4].

Однако доля Российской Федерации на мировом рынке радиоэлектроники несущественна, что свидетельствует о недостаточном уровне развития данной отрасли и об отсутствии должного внимания со стороны государства. Однако российская радиоэлектронная промышленность по-прежнему остается одним из наиболее наукоемких и стратегически значимых секторов отечественной экономики, у нее существует значительный потенциал, возможность реализации которого зависит от наличия продуманной долгосрочной и среднесрочной стратегии развития.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятий радиоэлектронной промышленности по регионам показал, что наиболее развитые предприятия находятся в Москве и Московской области. В Москве насчитывается более 260 промышленных предприятий, специализирующихся на разработке и производстве радиоэлектроники [5]. Причем, к крупнейшими производителями по выручке от продаж относятся как диверсифицированные холдинги, так и узкоспециализированные организации. Крупнейшими московскими компаниями, выпускающими продукцию радиоэлектронной отрасли, по итогам за 2016 год являются: ОАО «ЭЛТЕЗА» – 11 млрд руб.; ООО «ПК АКВАРИУС» – 9 млрд руб.; АО «Концерн «Вега» – 8 млрд руб.; ПАО «МИКРОН» – 7 млрд руб.; ОАО «НПК «НИИДАР» – 5 млрд руб.

Компания

Локация

Год запуска

Инвестиции

(млн.руб.)

1

АО «Ангстрем-Т»

Москва

2016

66 700

2

АО «Концерн «Созвездие»

Воронежская

область

2016

13 600

3

ООО «Крокус Наноэлектроника»

Москва

2013

10 000

4

ЗАО «Связь инжиниринг»

Москва

2015

3 140

5

ОАО «Саранский телевизионный

завод»

Республика

Мордовия

2017

3 000

6

АО «Концерн «Океанприбор»

Ленинградская

область

2015

1 000

7

Mapper Lithography

Москва

2014

1 000

8

NeoPhotonics

Москва

2015

919

9

АО «Байкал Электроникс»

Московская область

2017

778

10

EAE Elektrik

Владимирская

область

2014

600

11

ФЕПЦ ОАО «НПО «Марс»

Ульяновская область

2016

519

12

ОАО «ОКБ-Планета»

Новгородская

область

2016

281

Источник: открытые источники, анализ ГБУ «АПР»

 

Динамичное развитие данной отрасли в 2016 году было обусловлено значительными инвестициями, 50 % из которых обеспечивались из государства. На период с 2013 по 2017 гг. на территории РФ был реализован 21 инвестиционный проект [5]. Все проекты были связаны с открытием новых производств, расширением и модернизацией действующих.

Однако для развития отрасли недостаточно притока инвестиций только из государственного бюджета. К сожалению, доступ к финансовым ресурсам ограничен. Высокие ставки по лизингу и кредитам, завышенная ключевая ставка ЦБ препятствуют дополнительному притоку денежных средств для развития предприятий радиоэлектронной промышленности. Нестабильность политической ситуации в стране, отсутствие иностранных инвесторов, неразвитость финансовых инструментов делают крайне неэффективными различные способы привлечения финансирования.

Приведем конкретный пример. Предприятие АО «Эпиэл», на сегодняшний день, является единственным специализированным поставщиком заказной эпитаксиальной продукции в России. Для успешной реализации инвестиционных проектов данной компании не хватает «длинных» денег под низкие проценты. Производство является капиталоемким, а оборудование, которое необходимо для дальнейшего развития – импортное и очень дорогое в рублях. Стартовая цена установки порядка 1.8 млн. долл., то есть более 100 млн.руб., причем таких установок необходимо несколько. Привлечь такие деньги крайне сложно. Кроме того, проценты по кредитам слишком высокие, а сроки – относительно короткие для такой области деятельности, которой характерно длительное время окупаемости новых технологий. Помимо этого, чтобы получить кредит, необходим залог или 100% гарантия возврата заемных средств. А когда компания средних размеров внедряет новую технологию, приобретает новейшее оборудование, для этого требуются большие инвестиции, и у нее вообще может и не быть требуемого залога.

Привлечение инвестиций в экономику с их точной адресацией и учетом взаимодействия секторов экономики, связанных с развитием высоких технологий, рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего фактора создания российской конкурентоспособной технологической базы нового производства, формирующей перспективу общего роста экономики Российской Федерации [1]. Приоритетами государственной инвестиционной политики в радиоэлектронную промышленность являются ускоренное инвестиционное развитие секторов «новой экономики», прежде всего становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического уровня промышленности и решение на его базе задач социально-экономического развития государства.

Для успешного развития отечественной радиоэлектроники, прежде всего, необходимого сформировать среднесрочную и долгосрочную стратегию развития отрасли, с учетом объективных факторов и ряда проблем, перечисленных ранее. Сегодня многие потенциальные инвесторы не готовы брать на себя риски в условиях политической и экономической нестабильности, когда планировать возврат инвестиций не представляется возможным даже на небольшом горизонте прогнозирования. Наличие публичной стратегии развития отрасли, одобренной и поддерживаемой органами власти, будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и позитивного информационного фона в отрасли, что в свою очередь будет привлекать потенциальных инвесторов. К числу экономических механизмов создания благоприятного инвестиционного климата также относятся меры налогового регулирования и различные виды материальной и нематериальной государственной поддержки.

Такая отрасль как радиоэлектронная промышленность особенно нуждается в механизмах государственной поддержки. Во-первых, она значительно интегрирована в сферы государственных интересов   (оборонный   комплекс, космонавтика, информационная безопасность), во-вторых   требует значительных вложений в поддержание высоких темпов роста (НИОКР, обновление устаревающего оборудования и др.). В условиях недостатка частных инвестиций и нехватки собственных свободных средств предприятий, поддержка государства является наиболее значительным драйвером инновационного развития. Также государство может способствовать регулированию рынка.

Также важным направлением является упрощение бюрократических процедур и формирование прозрачного правого поля. Не менее важным является и правильное освещение этого вопроса в информационном пространстве. Реализация существующих программ поддержки отрасли радиоэлектронной промышленности Сегодня профильные органы федеральной и исполнительной власти, а также подведомственные им организации осуществляют комплекс программ, направленных на поддержку отрасли радиоэлектронной промышленности. Основными направлениям этих программ являются финансирование проектов по льготным условиям, субсидирование сертификации изделий и экспортных мероприятий, а также различные регуляторные меры, такие как специальные инвестиционные (СПИК) и офсетные контракты, призванные обеспечить предприятия гарантированным спросом на их производственную продукцию.

 

Список литературы

 

1.        Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р// Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489

2.        Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013- 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/programs/249/events.

3.        О перспективах развития радиоэлектронной промышленности в России в современных условиях. Меры государственной поддержки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kemdep.ru

4.        Хохлов С.В. Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2016 году. Основные задачи и направления развития на 2017 год // Электроника: НТБ. 2017. № 4.

5.        ОБЗОР СОСТОЯНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И ГОРОДА МОСКВЫ. Агентство промышленного  развития.  [Электронный ресурс].   Режим доступа:http://apr.mos.ru/files/analytics.pdf

6.        Указ от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/11861

7.        Научно-практический журнал "Вектор высоких технологий", учредитель Группа компаний Остек. Редакционная группа: Большаков Антон, Волкова Ирина, Кузнецова Наталья

8.        Федоров Д.Е.. Анализ тенденций развития радиоэлектронной промышленности России, Международный научно-технический журнал «ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. ИННОВАЦИИ», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», июнь 2017 г., стр. 4

9.        Пустякова Н. Основные механизмы реализации государственной промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе / Н. Пустякова // Вопросы защиты информации 2007. - №4 - С. 21 - 26.