31 декабря 2015г.
Эффективность управления предприятия. Анализ рентабельности. Пути изменения нежелательных тенденций. Построение и оптимизация финансового плана. Центры финансовой ответственности.
Управление заключается в такой взаимной увязке различных факторов, влияющих на эффективность предприятия, которая обеспечивает необходимый уровень рентабельности капитала. Это можно сделать, например, на основе формулы Дюпона и финансового рычага.
Аналитическая запись влияния на рентабельность активов различных факторов имеет вид: экономическая рентабельность активов равна произведению рентабельности оборота или коммерческой маржи и коэффициента деловой активности. Подобные специфические черты значительно сужают область поиска пригодных к рассмотрению вариантов.
Предположим, что необходимо определиться не с рентабельность всех активов, а с рентабельностью собственных средств. Это важнее и требует поиска рациональных пропорций между собственными и заемными средствами.
Для проведения такого анализа рассматривается логическая схема финансового рычага. Подобный анализ цепочек взаимосвязанных факторов можно вывести на любом уровне экономических показателей. Анализ от конечного результата к частным показателям многозначен. Для точного ответа необходимы дополнительные условия в конкретной ситуации. Подобный подход отсекает от рассмотрения бесчисленные варианты, не приводящие к конечному результату.
На практике анализ влияния различных факторов на конечный результат часто выполняется по прямой схеме: от факторов к результату. Это удобно для выявления тенденций в изменении рентабельности и выяснении причин появления этих тенденций. Затем ведется поиск путей изменения нежелательных тенденций по изложенным схемам.
Перечислим коротко некоторые возможные пути: сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов; улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запаса х; ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов; повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю.
Оценка влияния структуры источников финансирования (структуры пассивов) на рентабельность собственного капитала - задача, которая решается при помощи анализа финансового рычага. Суть управления структурой источников финансирования можно сформулировать следующим образом: обеспечив приемлемый уровень финансовой устойчивости, желательно выбирать такую структуру пассивов, которая будет способствовать повышению рентабельности собственного капитала организации [1, с. 76].
Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия, - это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и до хо ды от прочих видов деятельности.
Проводя финансовый анализ, необходимо помнить, что базой устойчивого финансового положения организации в течение длительного времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности.
Работа с оборотным капиталом является эффективной, но временной мерой сокращения дефицита денежных средств. Сокращение потребности в чистом оборотном капитале дает единовременное высвобождение денежных средств, которое в условиях убыточности деятельности предприятия со временем будет «исчерпано».
Таким образом, при построении и оптимизации финансового плана необходимо иметь в виду, что мероприятия, связанные с оптимизацией прибыльности различаются временем и степенью воздействия на финансовое состояния предприятия.
Основные этапы планирования:
расчет базовых показателей за предшествующий год;
постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый год;
прогнозирование индексов инфляции; расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам; выбор оптимального варианта [4, с. 94].
В качестве базовых показателей используют выручку от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прочую прибыль и валовую прибыль, структуру себестоимости (процентное соотношение материальных расходов, заработной платы с начислениями, амортизационных отчислений, прочих расходов), стоимость активов предприятия на конец года, финансовый рычаг (отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу), рентабельность всего капитала и рентабельность собственного капитала.
Методика управления прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности. Управление прибылью на основе организации центров финансовой ответственности непосредственно затрагивает работу внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений.
Цель применения методики управления прибылью по центрам финансовой ответственности - оценка, прогнозирование и достижение оптимальной прибыли, рентабельности и эффективности деятельности центров финансовой ответственности и предприятия в целом.
Можно выделить следующие этапы управления прибылью на основе организации центров финансовой ответственности:
исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиций их влияния на отдельные аспекты формирования и использования прибыли;
определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделе ний предприятия;
формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как центры ответственности;
разработка и доведение центрам ответственности плановых (нормативных) заданий в форме текущих или
капитальных бюджетов;
обеспечение контроля за выполнением установленных заданий центрами ответственности путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установления причин отклонений [3, с. 87].
Содержание методики управления прибылью в рамках центров финансовой ответственности может быть представлено в виде цепочки последовательных действий в Табл.3.1.
Таблица 3.1.
Сводка влияния факторов на изменение рентабельности оборота Характеристика методики управления прибылью на основе организации центров финансовой ответственности [2, с. 52]
Наименование
|
Содержание
|
Цель управления прибылью
|
Обеспечение максимизации прибыли предприятия в текущем
периоде и в перспективе
|
Методический инструментарий управления прибылью:
|
Маржинальный анализ на основе развитого «директ-костинга»
|
Маржинальный доход Относительный доход
Передаточное отношение (производственный рычаг) Точка безубыточности
Зона финансовой безопасности
|
Разработка гибкого бюджета
|
Обеспечение прогнозных данных для разных уровней
выпуска в пределах уровней деятельности Контроль и анализ отклонений
|
Анализ и контроль отклонений
|
По материалам
По труду
По накладным расходам По валовой прибыли
|
Данная последовательность наглядно показывает, что расчету прибыли и точки безубыточности предшествует анализ маржинального до хо да по системе «директ-костинг», который проводится по каждому центру ответственности. Условия хозяйствования в экономике России требуют нового подхода ко всей системе управления предприятием вообще, а процессом формирования и использованием прибылью в частности.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного регулирования прибыли и рентабельности.
Список литературы
1. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности / Л.М. Полковской / под ред. Л.М. Полковского. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 383с.
2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2012. - 308с.
3. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. - М.: Де КА, 2011. - 156с.
4. Семенихин В. Рентабельность торговой организации // Финансовая газета. – 2012. – № 31. – С. 16.