Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ WAL-MART STORES И ЕЁ КОНКУРЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 декабря 2016г.

В настоящее время компания Wal-Mart Stores, Inc. является ключевым игроком на мировом рынке розничной торговли. Будучи достаточно молодой (дата основания – 1962 г.), эта компания подчинила себе огромные территории, обошла по всем показателям финансовой деятельности другие крупные компании сферы розничной торговли и даже способна конкурировать по основным показателям её финансово-хозяйственной деятельности с крупнейшими предприятиями нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. Согласно данным за 2014 год, общий объем продаж компании составил свыше 465 млрд. долл., а по показателям 2015 года – 483 млрд. долл. [7].

Длительная и успешная деятельность компании Wal-Mart как в Соединённых Штатах Америки, так и в других странах, сделала её одной из влиятельнейших коммерческих организаций в мире. Соответственно, для понимания происходящих на мировом рынке процессов необходим регулярный комплексный анализ деятельности этой мощной мировой коммерческо-финансовой структуры; её экономические показатели представляют большой интерес для мирового сообщества и находят отражение в большом числе различных мировых рейтингов. По этим рейтингам, основанным, главным образом, на материалах финансовой отчетности компаний, можно сравнить Wal-Mart с конкурентами и сделать выводы о сильных и слабых сторонах компании. Кроме того, рейтинги позволяют сопоставить показатели крупнейших компаний в различных областях их деятельности, чтобы определить общую степень влияния компании на мировой рынок.

Наиболее известными и авторитетными являются рейтинги «Reuters», «Forbs», «Fortune 500» и «Global 500». Так, согласно данным Reuters, основными конкурентами Wal-Mart (WMT.N) среди публичных компаний являются Costco Wholesale Corporation (COST.OQ), BJ's Wholesale Club, Inc. (BJ.N), Target Corporation (TGT.N), Amazon.com, Inc. (AMZN.OQ), Best Buy Co Inc (BBY.N), Sears Holdings Corp (SHLD.OQ), Macy's, Inc. (M.N) и Dollar Tree, Inc. (DLTR.OQ) [8].

Широкой известностью пользуется рейтинг Forbes “The World’s Biggest Public Companies”[9]. В соответствии с этим рейтингом, Wal-Mart занимает 16-е место в мире. Данная оценка является синтетической и основана на доходах и прибыли компаний, а также стоимости их активов. Согласно данным этого рейтинга, компания занимает первое место в мире по объёму продаж. При этом, по суммарной стоимости активов компания занимает лишь 135-ое место. Величина рыночной капитализации компании превышает отметку в 261 млрд. долларов. Отмечается, что “Walmart” входит в список самых дорогих брендов мира (20-ое место).

Упомянутая Costco Wholesale занимает в данном рейтинге 200-ое место и также отличается повышенным объёмом продаж: 46-ое место (115 млрд. долларов, более чем в 4 раза меньше, чем у Wal-Mart); пропорционально ниже у неё показатель рыночной капитализации — около 67 млрд. долларов. Компания BJ's Wholesale Club не входит в данный рейтинг. А компания Target занимает в нем 534ое место — она обладает той же характерной особенностью, а именно: большим объёмом продаж (104-ое место) при низкой                                                 стоимости                                                 активов (592-ое место); рыночная капитализация Target — порядка 53 млрд. долларов.

565-ое место занимает компания Best Buy, с капитализацией на уровне всего лишь 13 млрд. долларов и тем же соотношением продаж и активов; На 1012-ом месте находится Dollar Tree, а компании Sears Holdings и Macy's Inc занимают 1355-ое и 411-ое место соответственно. Здесь важно отметить также отсутствие в рейтинге известного конкурента Wal-Mart в сегменте Интернет-ритейла — Amazon.com.

 В целом, можно сделать вывод, что очерченный Reuters круг конкурентов Wal-Mart не способен к эффективной конкуренции с ней в глобальном масштабе. Суммарная рыночная капитализация всех этих компаний, взятая вместе, составляет лишь около 50% от капитализации Wal-Mart. Занимая 16-ое место в рейтинге крупнейших компаний мира по всем отраслям, она прочно закрепилась на первом месте в своём сегменте (“Discount Stores”), опережая ближайшего конкурента Costco по показателям более, чем в 4 раза.

Сводные данные по конкурентам на основе рейтинга Forbes приводятся в Таблице 1.

 Таблица 1    

Положение Wal-Mart и его основных конкурентов в соответствии с рейтингом Forbes


Компания

Место в

рейтинге

Forbes

 

Объём продаж

(место)

 

Активы (место)

 

Капитализация (млрд. долларов)

Wal-Mart Stores, Inc.

16

1

135

261

Costco Wholesale

Corp..

200

46

718

67

Target Corp.

534

104

592

53

Best Buy Co Inc

565

219

1355

13

Sears Holdings Corp.

1355

305

1497

4

Macy's, Inc.

411

331

1029

23

Dollar Tree, Inc.

1012

1111

-

16

Источник: составлено автором на основе The World’s Biggest Public Companies //

 

Forbes [электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.com/

 

Анализ рейтинга Fortune 500, который строится на основе общей выручки, получаемой компаниями Соединённых Штатов Америки в течение финансового года, показывает, что Wal-Mart занимает в данном рейтинге первое место с показателем общей выручки свыше 485 млрд. долларов [10]. На втором месте находится крупнейшая в мире нефтяная компания Exxon Mobil — 382 млрд. долларов (с негативной динамикой). На третьем месте — нефтяная компания Chevron (203 млрд. долларов, также с негативной динамикой).

В рамках категории “General Merchandisers” ближайшими конкурентами Wal-Mart являются Target (36-ое место, общая выручка 74 млрд. долларов), Sears Holdings (99-ое место, 31 млрд. долларов; резко негативная динамика) и Macy’s (105-ое место; 28 млрд. долларов). В категории “Internet Services and Retailing” конкуренцию Wal-Mart составляет Amazon.com  с  суммарной  выручкой  свыше  88  млрд.  долларов  (29-ое  место  и положительная динамика). В секторе “Food and Drug Stores” ощутимую конкуренцию Wal-Mart также составляет компания Kroger — крупнейший оператор американских супермаркетов, занимающий 20-ое место в рейтинге с результатом выручки в 108 млрд. долларов и положительной динамикой этого показателя.

Рейтинг “Fortune 500” включает только компании, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Соединённых Штатов Америки. Для изучения целостной картины рынка и конкурентов Wal-Mart необходимо рассмотреть дополнительный рейтинг — Global 500, включающий крупнейшие компании со всего мира [11].

В рамках данного рейтинга, Wal-Mart удерживает за собой первое место. Второе и третье занимают нефтяные компании: китайская Sinopec Group (446 млрд. долларов) и Royal Dutch Shell (431 млрд. долларов) со штаб-квартирой в Нидерландах. Эти компании уступают Wal-Mart лишь на 1~2% суммарной выручки, но не являются его прямыми конкурентами.

В категории “General Merchandisers” сильнейшими конкурентами Wal-Mart выступают China Resources National (115-ое место и 74 млрд. долларов суммарной выручки с положительной динамикой) и AEON (147-ое место и 65 млрд. долларов). На 54- ом месте располагается упомянутая ранее Kroger. Из приведенных данных видно, что показатели этих компаний уступают показателям Wal-Mart, по меньшей мере, в пять раз. В смежной области “Food and Drug Stores” можно выделить британскую Tesco (62-ое место; 101 млрд.), французскую Carrefour (64-ое место; 101 млрд.) и немецкую Metro (97- ое место; 85 млрд.). Соответственно, и здесь можно сделать вывод, что разница в показателях в 4-5 раз не позволяет этим компаниям составить конкуренцию Wal-Mart в глобальном масштабе. Крупный конкурент Wal-Mart в области Интернет-торговли Amazon.com занимает в этой категории 88-ое место.

Одним из наиболее актуальных направлений в развитии розничной торговли в современных условиях является широкое использование телекоммуникационных технологий, что в значительной степени сводится к созданию и поддержанию той или иной формы Интернет-магазина. Доля выручки компаний, приходящаяся на эту сферу деятельности, стремительно возрастает.

Большой интерес представляет и анализ сферы электронной торговли (e-retail). В отчёте, опубликованном компанией Deloitte, приводится рейтинг 50 крупнейших компаний в области e-retail (по данным за 2014 финансовый год) [12]. В этом рейтинге Wal-Mart Stores, Inc. занимает 4-ое место с суммарной выручкой около 12 млрд. долларов. Лидируют Amazon.com (70 млрд.) и Apple Inc. (20 млрд.), на третьем месте китайский сервис прямых продаж JD.com с выручкой 17 млрд. долларов. Из упомянутых ранее конкурентов Wal-Mart на высоких позициях рейтинга находятся Tesco и Macy's Inc. (6-ое и 7-ое места) с суммарной выручкой 6 и 5 млрд. долларов соответственно. По указанным данным можно сделать вывод, что в рамках электронной торговли Wal-Mart пока неспособен занять лидирующие позиции, и отстаёт от лидера по основным показателям в несколько раз. С учётом высокого темпа роста данной отрасли, этот разрыв будет только увеличиваться, если Wal-Mart не примет срочные меры к расширению своей деятельности в пространстве телекоммуникационных услуг. Более слабые конкуренты — Tesco Plc и Macy's Inc. в настоящее время отстают по суммарной выручке всего вдвое, что нельзя считать непреодолимым разрывом. Таким образом, в области e-retail у компании Wal-Mart есть несколько сильных конкурентов и для получения преимущества над ними требуются расширение зоны присутствия и масштабные инвестиции в инновационные технологии.

Сводные показатели компании Wal-Mart и ее основных конкурентов по всем упомянутым рейтингам обобщим в Таблице 2. Помимо места, занимаемого каждой из компаний в рейтинге, приведем и рассчитанный нами процент выручки данной компании относительно лидера по данному показателю.

Таблица 2 Место Wal-Mart и его конкурентов в рейтинговых списках крупнейших мировых компаний  (2013-2014 гг.)

 

Компания

Forbes

“Global 2000”

Fortune

“Fortune 5000”

Fortune

“Global 5000”

Выручка

(в процентах от лидера рынка)

Deloitte

“Top 50 E-

Retailers”

Выручка

(в процентах от лидера рынка)

Wal-Mart Stores,

Inc.

 

16

 

1

 

1

 

100

 

4

 

17

Costco Wholesale

Corp..

 

200

 

18

 

52

 

23

 

16

 

4

Macy's, Inc.

411

105

421

6

7

8

Target Corp.

534

36

117

15

33

3

Best Buy Co Inc.

565

72

262

9

13

5

Dollar Tree, Inc.

1012

330

2

Sears Holdings Corp.

1355

99

383

6

19

4

Amazon.com, Inc.

 

 

 

 

 

29

88

18

1

100

Metro AG

 

 

 

97

18

31

3

Carrefour

64

21

36

2

Tesco PLC

62

21

6

9

Kroger

54

22

 

 

China Resources

National

 

115

 

15

AEON

147

13



Источник: составлено автором на основе рейтинговых списков Fortune, Forbes, Deloitte

 На основе приведенных в таблице 2 данных, можно сделать вывод, что в рамках традиционной розничной торговли у компании Wal-Mart отсутствуют сильные конкуренты как в пределах Соединённых Штатов Америки, так и в мире. Существует ряд компаний, способных к локальной конкуренции с Wal-Mart, среди них Costco Wholesale, Metro, Carrefour, Kroger, Tesco PLC. Однако, лишь суммарная выручка всех названных компаний может сравниться с показателями Wal-Mart, что делает полноценную конкуренцию невозможной.

Принципиально отличается ситуация на рынке электронной торговли. В этом секторе Wal-Mart неспособен в настоящее время и в ближайшем будущем претендовать на позицию лидера, на которой прочно закрепилась компания Amazon.com. Выручка Интернет-магазина Walmart.com на данный момент приблизительно на 83% ниже. Ожидаемый в ближайшие годы быстрый рост именно данной отрасли ставит под сомнение лидерство Wal-Mart в области розничной торговли в долгосрочной перспективе.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: пер. с англ. / науч. ред. перевода И.И.Елисеева; гл. редактор проф. Я.В.Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 624с.

2.      Григорук Н.Е., Галкин С.А. «Актуальные вопросы внедрения международных стандартов в статистику внешней торговли России» - «Вестник МГИМО- Университета», 2015, №1 (40), с. 121-127.

3.      Григорук Н.Е. «Роль международных организаций в совершенствовании системы статистической информации о внешнеэкономической деятельности» - в сборнике «Россия в европейском и мировом информационном пространстве» //под редакцией Симоновой М.Д.// Материалы международной научно-практической конференции. М.,«МГИМО-Университет», 2014, с. 68-81.

 4.      Григорук Н.Е. «Международная практика статистического учета услуг во внешнеэкономичнской деятельности» - «Вопросы статистики», научно- информационный журнал, 2015, №2, с. 79-88.

5.      Григорьева С.В., Лихачев О.Б. «Списки крупнейших мировых компаний – возможности макро- и микроэкономического анализа» - в сборнике «Россия в европейском   и   мировом   информационном   пространстве»   //под   редакцией Симоновой М.Д.// Материалы международной научно-практической конференции. М.,«МГИМО-Университет», 2014, с. 127-145.

 6.      Лихачев О.Б. – «Экономический анализ в условиях мирового рынка: проблемы, возможности, противоречия» - в сборнике научных статей «Роль и значение учетно- статистической информации в экономическом анализе»//под редакцией Н.Е. Григорук и О.Б. Лихачева – М.: «МГИМО-Университет»

7.      Wal-Mart: Annual Reроrt 2015, 2014 

8.      Wal-Mart Stores, Inc. // Reuters [электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/finance/stocks/overview?symbol=WMT.N

9.      The    World’s    Biggest    Public    Companies    //    Forbes    [электронный   ресурс].    URL: http://www.forbes.com/global2000/list

10. Fortune        500        (61st        pass)        //        Fortune.com        [электронный        ресурс].URL:http://fortune.com/fortune500/

 11. Global 500 (61st pass) // Fortune.com [электронный ресурс]. URL:  http://fortune.com/ global500/

12. Global     Powers     of    Retailing     2016    //     Deloitte    [электронный    ресурс].     URL: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Consumer-Business/gx- cb-global-powers-of-retailing-2016.pdf