Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

      Роль финансового контроля в создании адекватной современной экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает не об ходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.). Хочется обозначить основную классификацию проблем внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, занимает нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств. Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний;  по отслеживанию работы контрольных органов по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных беспроцентных кредитов и ссуд и т.п. Так же одной из проблем государственного финансового контроля является обеспечение мобильности кадров. В  связи с этим рассмотрим, каким образом этот вопрос решается в Китае. В КНР впервые зачисляемые на должности государственные служащие проходят годичный испытательный срок, в течение которого они также про ходят курс обучения практической работе. Для государственных служащих, зачисляемых в учреждения провинциального уровня и выше, требуется обязательный двухлетний стаж низовой работы. В районах национальной автономии и ведомствах по делам национальностей при зачислении на государственную службу предоставляется приоритет претендентам из национальных меньшинств.    Помимо этого,  система государственной службы в Китае предусматривает регулярные аттестации государственных служащих. Предусмотрены текущие и итоговые  аттестации по результатам года. Текущие аттестации служат основанием для годичной аттестации, а результаты годичной аттестации - для поощрений или взысканий, направления работника для прохождения переподготовки, для вынесения решения об увольнении, переводе на другую работу, присвоении ранга  и назначения зарплаты. Система  аттестаций, как считают в КНР, способствует преодолению существовавшей в прошлом практики, когда не делалось различий в отношении работников в зависимости от качества их работы. Таким образом, целесообразным видится использование  данной системы в отношении России. В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Из пяти проблем государственного финансового контроля, наиболее значимых на наш взгляд, вытекают объяснимые следствия данных вопросов, рассмотренных на некоторых примерах и исследованиях.  В стратегическом прогнозе до 2020 года, проблема качества российского государственного управления выделяется в качестве главной проблемы для России. Прекратив свое существование в качестве члена СССР, Россия во многом сохранила всю систему государственного управления, характерную для него. Следовательно, проблема повышения качества государственного управления существует на протяжении длительного периода времени, влияя на положение России на международном уровне.

     Проанализируем положение России в рейтингах,  характеризующих качество государственного управления и успешность страны на международном уровне. Для этих целей закономерным представляется рассмотреть рейтинги ВЭФ и IMD (конкурентноспособности стран мира) и оценить на их основе конкурентоспособность РФ в мировой экономике (см. Рисунок 1).


Рис.1. Конкурентоспособность России в 2013 -2014 г. в соответствии с рейтингом глобальной конкурентоспособности

 

     В соответствии с рейтингом ВЭФ за 2013-2014 годы, Россия находится на 64 месте из 142 стран. По сравнению с предыдущим годом Россия поднялась на 3 позиции. К сильным сторонам относятся большой объем рынка, хорошее развитие макроэкономической среды, развитость инфраструктуры, достаточно высокий уровень высшего образования и профессиональной подготовки . К слабым сторонам можно отнести недостаточное развитие институтов, невысокий инновационный потенциал, низкий уровень развития финансовых рынков, низкая эффективность товарного рынка и низкий уровень модернизации оборудования. По рейтингу IMD 2013 Россия занимает 42 место из 60 стран. По сравнению с 2010 годом она поднялась на 9 позиций (51 место в 2010), тогда как в 2007 году находилась на 43 месте. Сравнивая результаты России по индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ и индексу конкурентоспособности стран IMD, можно выявить как сходства, так и различия в оценках. Так, обе организации отмечают в качестве сдерживающих факторов повышения конкурентоспособности РФ недостаточное развитие институтов, финансовой системы и неэффективность законодательства.



Рис.2. Показатели конкурентоспособности РФ в 2013-2014 г. по IMD .

 

   Также мнения экспертов двух организаций совпадают  в отношении оценки таких положительных факторов конкурентоспособности РФ, как благоприятная макроэкономическая среда и достаточно развитая инфраструктура. Различие состоит  прежде всего в том, что IMD в целом оценивает  конкурентоспособность России  более  высоко,  чем   ВЭФ.  Причина  этого  может  заключаться  в   том,  что  индекс   глобальной конкурентоспособности формируется в значительной мере на основе опроса руководителей компаний – участников ВЭФ, что вносит большую субъективную составляющую. Так, в целом не очень благоприятный имидж России в мире не способствует объективности ее оценки при опросе. Кроме того, состав участников ВЭФ каждый год меняется, что также может оказывать влияние на определение индекса. Для повышения мобильности госслужащих, рассмотрим возможные варианты обновления кадрового состава. В демократическом обществе государственная кадровая политика должна выступать прежде всего как важнейший управленческий ресурс государства, как инструмент динамичного общественного развития. Только ориентация на общенациональные интересы  делает государственную кадровую политику адекватной задачам общественного развития.



Рис.3. Варианты повышения мобильности кадров

 

     Однако, недостаточно только отслеживать количественные и качественные характеристики кадрового потенциала страны. Надо научиться создавать условия для его реализации. Именно в этом и заключается основной смысл деятельности государства в данной сфере. С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время экономика страны далеко не полностью находится в поле зрения «государева ока», что государственный финансовый  контроль проводится эпизодично, нередко бессистемно, а в итоге неэффективно. Между органами осуществляющими государственный финансовый контроль, нет должной координации; они не увязаны в единую стройную систему, все составные части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели- обеспечение  полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности, эффективности и целевого расходования всех без исключения государственных средств, законности и высокой результативности. Именно поэтому сегодня не только  назрела,  но  и  «перезрела» необходимость радикальных изменений в содержании государственного финансового контроля, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии  контролирующих органов. Если исходить  из функциональной специфики контрольных мероприятий, построения системы финансового контроля, должна использоваться его группировка в зависимости от субъектов проводимых контрольных мероприятий, функциональной нацеленности субъектов контроля и решаемых конкретных задач.  Хочется привести не только субъективные, но и объективные пути улучшения вопросов, рассмотренных нами, в рамках темы данной статьи – пути повышения эффективности государственного финансового контроля РФ. Всю систему финансового контроля можно разделить на крупные сферы, в границах которых действуют реальные виды финансового контроля: внутренний и внешний, причем последний подразделяется на государственный и аудиторский. Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких  ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить  разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ. В  целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных рас ходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование. Далее к внешнему разделу совершенствования системы финансового государственного контроля так же относятся вопросы налогового и таможенного контроля. Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать:  решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность;   дальнейшее    развитие    налогового   администрирования,  и  в  первую    очередь  для  субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона   направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

     Важный шаг отмечается в использование новых информационных технологий. Он должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать рас ходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово -хозяйственной деятельности всех  участников   бюджетного   процесса   будет   способствовать   предупреждению   нарушений   финансово - хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п. К менее масштабным, но не менее значимым стоит отнести пути повышения эффективности внутреннего финансового государственного контроля, который рассмотрен нами внутри организации, рынка а так же внутри государственных органов. Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.  В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению  трудоемкости  контрольной работы (например, внедрение бюджетирования,   ориентированного на результат).           Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты  таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно -материальных ценностей и денежных средств).

 

Список  литературы

1.           Ва хрушева  О.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Омега-Л- 2010

2.           Родионова.В.М   Финансы и кредит //О системном подходе к организации финансового контроля в России. -2003-№3 Стр2-9

3.           Трунов.И.И. Право и политика - 2004г-№6- с 53-65

4.           http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/ main.htm

5.           http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136154