Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Авторы:
Город:
Кисловодск
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

   Расчеты с государственными внебюджетными фондами по социальному страхованию отличаются большой трудоемкостью и ответственностью для любого юридического лица. Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются. Ежегодно в порядок начисления и использования средств на социальное страхование и обеспечение вносятся многочисленные поправки. Правильность начисления и использования средств на социальное страхование и обеспечение подлежит контролю как со стороны Пенсионного фонда России (ПФР), так и со стороны Фонда социального страхования России (ФСС РФ). За допущенные нарушения организация и ее руководители несут административную ответственность, поэтому к этому участку учета и внутреннего контроля предъявляются особые требования. Кроме того, данные виды обязательных отчислений осуществляются за счет работодателя и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), поэтому их уровень влияет на себестоимость и, в конечном счете, на финансовый результат. Поэтому работодатель заинтересован в снижении таких расходов при соблюдении требований действующего законодательства.

   Разнообразие форм социального страхования и необходимость их дальнейшего развития в современных условиях обусловливает наличие большого числа законодательных и нормативных актов,  в которые постоянно вносятся изменения и дополнения. В связи с этим в учете средств на социальное страхование у большинства организаций имеются в основном неумышленные нарушения в соблюдении требований действующих нормативных документов. Органы, на которые возлагаются обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость в аудиторском контроле за рассматриваемым видом расчетных операций, который включает в себя консультирование по вопросам правильности исчисления и использования взносов на социальное страхование, оптимизацию данного вида обязательных платежей и другие виды услуг.

   Целью аудита расчетов по социальному страхованию является установление соответствия порядка исчисления этих взносов и их расходования требованиям действующего законодательства, подтверждения полноты и своевременности перечисления их во внебюджетные фонды, своевременность представления законодательно установленных расчетов и сведений в ПФР и ФСС РФ.

   В задачи данного вида аудита входит оценка:

-   формирования облагаемой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;

-     определения сумм, не подлежащих включению в базу обложения по каждому из видов взносов и правильность применения страховых тарифов;

-    обоснованность выплат пособий и осуществления прочих расходов за счет средств фонда социального страхования;

-   полноты и своевременности уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;

-    систем синтетического и аналитического учета расчетов по социальному страхованию и отражения обязательств перед внебюджетными фондами в бухгалтерской отчетности;

-     правильности составления отчетности и сведений о застрахованных лицах и своевременности их передачи в ПФР и ФСС РФ.

    В ходе аудита средств на социальное страхование анализируются бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, свидетельства о постановке организации на учет во внебюджетных социальных фондах учетная политика организации, Главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», расчеты по форме РСВ-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3, 4ФСС, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, листки по временной нетрудоспособности, заявления работников о начислении пособий и другие основания для их выплаты за счет средств ФСС РФ, карточки по начислению взносов на отдельных работников согласно выборке, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.

   Выбор метода проверки зависит от цели, которая ставится перед аудиторами. Если эта проверка проводится в рамках подтверждения достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности, то она осуществляется выборочно. Если ставится задача проверки учета средств на социальное страхование, то она проводится сплошным методом или объем выборки значительный.

   Аудиторы, проводящие проверку средств на социальное страхование, проводят экспертизу бухгалтерского учета и отчетности, расчетов и сведений, предоставляемых в ПФР и ФСС РФ за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений  от руководства о показателях и методиках, положенных в основу расчета взносов. В ходе проверки аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством.

   В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация, т.к. практически любая фирма в разных масштабах заключает сделки, в которых экономическое существо отношений не соответствует их юридическому оформлению с целью снижения обязательств по социальному страхованию работников. Наибольшее распространение с этой целью получили различные виды фиктивных гражданско-правовых договоров. Проведение данных операций при недостаточно грамотном юридическом оформлении может привести к весьма серьезным последствиям. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения действующего законодательства) сделки проверяемой организации. Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе аудита средств на социальное страхование вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью аудита средств на социальное страхование является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

  Работы при проведении  аудита средств на социальное страхование осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

   По результатам ознакомительного этапа оцениваются аудиторские риски и уровень существенности, составляются план и программа аудита. Примерный план аудита приведен в таблице 1 [1, с.629].

    На основном этапе проводится углубленная проверка расчетов по социальному страхованию, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. В ходе аудита аудитор проверяет правильность оформления первичных документов, используемых для учета труда, отработанного времени и начисления заработной платы. В первую очередь проверяются значимые выплаты - крупные зарплаты, натуральные выплаты, поощрительные суммы, выплаты по гражданско-правовым договорам.

   Аудит документооборота осуществляется по формальным признакам (наличие всех необходимых подписей, печати, даты, номера документа) и по существу отражаемых операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметический контроль сумм и итогов).

  

Таблица 1 Примерный план аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению

  

Проверяемая организация

ОАО «Альфа»

Период аудита

с 01.01.14г. по 31.12.14 г.

Количество человеко - часов

80

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Аудитор, ассистент аудитора

Планируемый аудиторский риск

2%

Планируемый уровень существенности

1)     качественно - соответствие

действующему законодательству

2)                    количественно -2%

Планируемые виды работ

Период

проведения

Исполнители

1. Аудит оформления первичных документов по учету

выплат, составляющих базу для начисления страховых взносов

15.03.2015

Аудитор,

ассистент аудитора

2. Аудит системы начислений взносов в ПФР, ФОМС и

ФСС

16.03.2015

Аудитор,

ассистент аудитора

3. Аудит обоснованности пособий за счет средств ФСС

17.03.2015

Аудитор,

ассистент аудитора

4. Аудит тождественности показателей

бухгалтерской отчетности, расчетов по начисленным и уплаченным взносам и регистров

бухгалтерского учета

18.03.2015

Аудитор,

ассистент аудитора

5. Оформление результатов проверки

19.03.2015

Аудитор,

ассистент аудитора

 

    Применение бланков форм, не утвержденных учетной политикой, является нарушением требований Федерального закона «О бухгалтерском учете». Если в первичных документах заполнены не все реквизиты, имеются подчистки и исправления, то это является свидетельством грубых нарушений правил учета и сокрытия «зарплатных» налогов (к ним относятся как взносы на обязательное социальное страхование, так и НДФЛ).

    При проверке налоговой базы взносов на обязательное социальное страхование аудиторами проверяются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществлены. Прежде всего, аудитор знакомиться с документами, непосредственно регламентирующими трудовую деятельность: должностными инструкциями, штатным расписанием, приказами директора по кадровым вопросам. Проводится выборочная проверка оформления документов при приеме и увольнении (приказы, заявления о приеме на работу; трудовые контракты). Устанавливается, все ли реквизиты заполнены при составлении документов, соответствуют ли условия  трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают  ли они положение работников по сравнению с положениями Трудового кодекса РФ.

    При проверке правильности начисления заработной платы, работникам общества, находящимся на повременной оплате труда, изучается правильность применения окладов и условий контракта. При этом заработная плата по тарифным ставкам и окладам в основном находится в полном соответствии с отработанным временем, в связи с чем, тщательной проверке подвергаются табеля учета рабочего времени. При проверке табелей учета рабочего времени необходимо сопоставить фамилии, указанные в этих документах с данными учета списочного состава. Выборочно проверяется для каждого работника количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее время для работника не проставлено, устанавливается, какими документами подтвержден либо оформлен невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные и др.). Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями. В ходе проверки выясняется, правильно ли учитываются условия для премирования, соблюдаются ли предельные размеры премий.

   Особое внимание аудиторы уделяют оформлению и начислению заработной платы за неотработанное время: оплата очередных, основных и дополнительных отпусков; оплата учебных отпусков; выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; выплата выходного пособия при увольнении; оплата пособия по временной нетрудоспособности и другие.

   Так, при проверке оплаты отпусков или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, аудиторам необходимо убедиться в правильности определения среднего заработка (согласно действующего в отчетном году порядка его исчисления), принятого к расчету, и в точности подсчета сумм за дни отпуска или компенсации за неиспользованный отпуск. А также удостовериться в обоснованности включения затрат на оплату отпусков работников (включая отчисления от этих сумм на социальное страхование и обеспечение) на расходы предприятия. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтерия вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.

    Для оценки полноты формирования базы для начисления  страховых взносов  аудитор проводит сравнительный анализ сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета и сведений, содержащихся в первичных документах, индивидуальных и сводных карточках учета по взносов на обязательное социальное страхование, данных приведенных в расчетах взносов, предоставляемых в ПФР и отчетности по взносам в ФСС РФ.

   Далее проверяется правильность применения страховых тарифов по обязательным взносам в ПФР, ФОМС, ФСС и на производственный травматизм. Аудитор изучает также своевременность и полноту уплаты страховых взносов в соответствующие внебюджетные страховые фонды и представления отчетности по социальным взносам путем сравнения данных в отчетности с суммами в платежных поручениям.

    Далее следует проверить правильность обобщения и группировки данных по учету расчетов по социальному страхованию. С этой целью контролю подвергаются сводные расчеты по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и корреспондирующих с ним счетов. Сверяются данные оборотно- сальдовых ведомостей с показателями Главной книги по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и показателями бухгалтерского баланса.

   Полученная в результате проверки информация отражается в аналитических таблицах с определением количественного влияния на показатели отчетности. Результаты аудиторской проверки обобщаются в рабочих документах аудитора. Свое мнение о степени достоверности отражения рассматриваемых показателей в учете и отчетности хозяйствующего субъекта аудитор выражает в аудиторском заключении.

    По окончании аудита расчетов по социальному страхованию заказчик может  воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы. Так, аудиторская фирма может предложить своим клиентам разработать и представить:

-   рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта, в том числе оптимизация механизмов начисления «зарплатных» налогов и взносов с учетом особенностей экономического субъекта;

-      рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом законодательно установленных льгот и предварительный расчет страховых взносов при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

-     предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований действующего законодательства.

    Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с государственными внебюджетными социальным органами:

-     для получения разъяснений по актам проверок, проведенных ПФР РФ и ФСС РФ в отношении проверяемого экономического субъекта;

-   при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с проверяющими органами.

Результатом оказания сопутствующих услуг по вопросам учета расчетов по социальному страхованию могут быть:

-    указания на наличие имеющихся правонарушений и их последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм законодательных и нормативных актов по социальному страхованию;

-     практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями действующего законодательства;

-       разработка новых проектов построения как общей системы обложения выплат работникам экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

-     внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета к выбранной концепции управления взносами на обязательное социальное страхование, разработанному комплексу проектов оптимизации взносов, изменениям в законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей во внебюджетные социальные фонды;

-    разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования [2, с. 74].

    Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.

 

Список литературы

1.      Хахонова, Н.Н., Богатая, И.Н. Аудит. - М.: КноРус, 2015.

2.      Шестакова Е., Либерман К. Проверка уплаты страховых взносов // Российский бухгалтер. 2012. № 8. С. 58 - 79.

3.      Шестакова Е.В. Страховые взносы: полное практическое пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012.