Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

     Общемировая тенденция развития экономических отношений, выражающаяся в усложнении связей между хозяйствующими субъектами, всевозрастающей роли государства как регулятора в области правовой регламентации хозяйственной жизни, несомненно, приводит к росту объема информации, анализ которой имеет ключевое значение  в принятии управленческих решений руководством компаний.

     Качественное информационное обеспечение достигается путем формирования адекватной управленческой системы, наиболее полно отражающей структуру взаимосвязей хозяйствующего субъекта.

     Внутренний контроль, выступая неотъемлемой частью управленческой системы, служит целям получения объективной и достоверной информации в отношении подконтрольных объектов. Базируясь на учетно - аналитической информации, внутренний контроль развивает ее до уровня учетно-контрольной, выявляя степень соответствия содержания процессов и результатов функционирования систем ы (финансовых результатов) требованиям нормативных правовых актов, внутренних стандартов, планам и др. Внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.

     Анализ эволюции корпоративных отношений показывает, что в российской практике управления и контроля с некоторым опозданием (порядка 15 -20 лет) повторяются процессы, тенденции и явления, которые имели  место  в  экономически  развитых  странах.  Данная  ситуация  позволяет  превратить  отставание  в преимущество, не повторять ошибки, а так же предвидеть и оценивать риски, разрабатывать и реализовывать адекватные и эффективные системы внутреннего контроля. 29

     

29Муллахметов Х. Ш. Корпоративный контроль на промышленном предприятии: на примере группы организаций ОАО «КАМАЗ»: автореферат дис. ... кандидата экономических наук –Казань, 2007. – С.3

В Российской Федерации регламентация внутреннего контроля коммерческих организаций (за исключением кредитных учреждений) осуществляется в соответствии:

a)         ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

 b)         Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 « Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

    Надо отметить, что до вы хо да в свет положения статьи 19 Федерального закона N 4 02-ФЗ « О бухгалтерском учете» нормы о необходимости контроля за деятельностью организаций содержались в других законодательных актах.

     Например,  вопросы  контроля  за  финансово -хозяйственной  деятельностью  акционерных  обществ раскрыты в главе XII Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ  « Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ). Закон предусматривает создание в обществе в качестве органа внутреннего контроля ревизионной комиссии (ревизора), избираемой общим собранием акционеров. Анализ положений Закона дает основания утверждать, что ревизионная комиссия не является органом управления  обществом. В ее задачи входит лишь одна специфическая функция управления – контроль за финансово -хозяйственной деятельностью общества.

     Требования по организации внутреннего контроля содержатся и в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ). Данный Закон (п. 6 ст. 32)       также предусматривает образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. При этом следует обратить внимание, что в отдельном случае – если ООО имеет более пятнадцати участников – образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) обязательно.

     Анализ законодательных актов свидетельствует о том, что ревизионная служба решает более узкий круг задач, чем поставленная система внутреннего контроля в организации.

     Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 по существу представляет собой иначе структурированное Приложение N 2 правила (стандарта) N 8 « Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой (финансовой) бухгалтерской отчетности».

     В Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 разъяснено: положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта. 30Положение о внутреннем контроле должно обеспечивать его организацию и с методической, т.е. включать инструменты, сроки, документацию,  особенности    выборки,  график  мероприятий    по   устранению   выявленных  недостатков  и нарушений, ответственные лица.

     Анализ Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 показывает, что на сегодняшний день нельзя говорить об отсутствии единой государственной концепции по формированию систем внутреннего контроля. Система оформилась еще в прошлом десятилетии на базе зарубежных стандартов COSO, к сожалению, без учета отечественных научно-практических разработок в области организации и функционирования внутреннего контроля. Основное «новшество» ПЗ-11/2013 в том, что понятие внутреннего контроля доводится до внутренних пользователей информации и представляется риск-ориентированным системным явлением, таким, каким на протяжении уже двух десятков лет оно используется в мировой практике.

     Один из важнейших элементов внутреннего контроля – оценка рисков. Оценка рисков представляется собой процесс выявления и анализа рисков. Ориентированность внутреннего контроля на риски предполагает: определение перечня рисков, методологическую основу расчета, достоверную информационную базу для их оценки, разработку мероприятий по минимизации рисков.

    Поскольку предприятие, самостоятельно разрабатывает основы работы с рисками, то одним из шагов государственной информационно-правовой поддержки видится формирование перечня рисков коммерческого предприятия, который может быть оформлен в виде информационного письма Минфина России. В последующем, каждое предприятие может использовать за основу предложенный классификатор, подстраивая его под свою специфику.

    Необходимо отметить, что в Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» одним из требований к предприятиям по представлению в их финансовой отчетности информации, является информация о характере и размере рисков, которым предприятие подвержено в течение периода и на конец отчетного периода в связи с финансовыми инструментами, и каким образом предприятие управляет этими рисками. 31 

30 п. 13 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 

31 пп. (b) п. 1 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»


При это, в стандарте перечисляются следующие риски:

1)                   кредитный риск; 

2)                   риск ликвидности;

3)                   рыночный риск;

     Обязательным компонентом оценки рисков в системе внутреннего контроля является их документирование, при этом документированию рисков, как правило, предшествует описание бизнес -процессов и процедур работы экономического субъекта. 32

     Описание бизнес-процессов зависит от ряда факторов: размеров и вида деятельности компании, взаимодействия структурных подразделений, степени автоматизации информационной системы и др. Однако согласно данным консалтинговой компании BPTrendsAssociates за 2013 год главными стимулами фокусирования на бизнес-процессах в большей степени, чем подготовка к менеджменту рисков, служат: повышение производительности труда; повышение конкурентоспособности, путем удовлетворения потребностей клиентов; повышения общего уровня управления 33.

32 п. 11 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013

33 Harmon P., Wolf C., The state of business process management 2014 p.13

Список литературы

1.           Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ  (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс]:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156037
2.           Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" [Электронный ресурс]:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156407;dst=0;ts=E760B6A 73A 6C51C96F874
64EC994A 3C2;rnd=0.29019710040907243
3.           Кириллов Р.А., Кириллова О.Ю. Концептуальные основы внутрикорпоративного контроля в РФ // Вестник самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. – 2013.
– №1 (24) – С. 95 – 104
4.           Harmon P., Wolf C., The state of business process management – 2014 – 54 p. [Электронный ресурс]: http://www.bptrends.com/bpt/wp-content/uploads/BPTrends-State-of-BPM-Survey-Report.pdf