Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

     Как и любая другая коммерческая организация, торговая организация ставит перед собой приоритетную цель – финансовое процветание. Увеличение показателей прибыли и стремление их максимизации, соблюдение достаточного для развития уровня рентабельности имеющихся активов, поддержание оптимальных показателей текущей платежеспособности и ликвидности – ключевые задачи системы финансового анализа конечных результатов финансовой деятельности торговых организаций.

     Базовыми показателями финансового состояния торговых организаций являются уровень текущей рентабельности, показатель рыночной устойчивости, достаточность ликвидности торговой организации, ее адекватная платежеспособность. Наряду с ними при анализе торговых организаций очень часто прибегают к применению ряда косвенных показателей рентабельности.

К ним относятся следующие показатели:

–балансовая прибыль на единицу оборота торговой организации,

– чистая прибыль на единицу оборота торговой организации,

– уровень капиталоотдачи торговой организации,

– скорость оборачиваемости товарных запасов торговой организации,

–скорость оборачиваемости дебиторской задолженности торговой организации 20.

    Суть и плюсы применения данных показателей заключается в том, что они помогают раскрыть скрытые потенциальные резервы дальнейшего развития и финансирования основной деятельности торговой организации Экономический смысл и основное преимущество косвенных показателей рентабельности в том, что они позволяют управлять теми или иными активами компании для обеспечения уровня рентабельности.

    Рассмотрим методические основы расчета данных показателей.

    Балансовая прибыль на одну единицу оборота торговой организации равна частному от деления балансовой прибыли на выручку от реализации товаров без сумм НДС и акциза:

R = Пб/N, где Пб – балансовая прибыль торговых организаций за отчетный период; N – товарооборот торговых организаций 21.

    Чистая прибыль на единицу оборота равна частному от деления чистой прибыли торговых организаций за отчетный период на выручку, заработанную в данный период.

    Показатель капиталоотдачи показывает уровень эффективности применения имущества торговых организаций. Данный показатель рассчитывается как отношение полученной выручки от реализации к средней величине имущества предприятия.

    При расчете коэффициентов финансовой устойчивости делают акцент на величину уровня обеспеченности торговой организации собственными средствами. К коэффициентам финансовой устойчивости торговой организации  относят:

– коэффициент иммобилизированных активов торговой организации;

–   коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности запасов торговой организации собственными оборотными средствами;

– коэффициент покрытия процентов торговой организации 22.

    Коэффициент иммобилизированных активов торговой организации – определяется делением величины внеоборотных средств на величину  собственного капитала. При анализе данного показателя учитывается, что о, в торговых организациях доля внеоборотных активов ниже по сравнению с производственными организациями. Ясное представление о размере внеоборотных активов дает возможность делать прогнозы относительно размеров налоговых платежей.

    Коэффициент автономии показывает долю собственного капитала торговой организации в структуре всего имущества. Хорошим считается величина показателя равная 0,5. Как правило, для достижения данного уровня торговые организаций  привлекают дополнительные внешние источники финансирования деятельности.

Коэффициент   обеспеченности   запасов   собственными оборотными средствами применяется при проведении более детального анализа оборотных средств торговой организации. Данный показатель показывает уровень имеющихся собственных средств торговой организации, необходимый для покрытия имеющихся в наличии товарных запасов. Рассчитываемый коэффициент обеспеченности запасов торговой организации собственными оборотными средствами выступает индикатором степени обеспечения данных затрат. Он исчисляется по формуле:

N = Ec/ Eз, где     Ес– собственный оборотный капитал;

Ез– величина товарных запасов торговой организации 23.

    При величине данного показателя менее 0,5  говорит о вероятности   риска неоплаты дебиторами своих долгов, а при таком состоянии уже сама торговая организация оказывается в состоянии близком к состоянию невозможности оплаты текущих обязательств поставщикам.

    Коэффициент покрытия процентов служит индикатором, который показывает превышение полученной прибыли суммы процентных платежей по привлеченным финансовым средствам.

 

20Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – С. 228.

21Титаева А.В. Анализ финансового состояния.– М.: КноРус, 2011. – С. 314.

22Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2012. – С. 236.


    Расчет и анализ показателей ликвидности и платежеспособности торговой фирмы позволяют дать оценку способности торговой организации отвечать  по имеющимся текущим обязательствам.

    Коэффициенты текущей ликвидности и коэффициент общего покрытия не всегда показывают показывает уровень способности анализируемой торговой организации соблюдать свои обязательства. Именно  с этой целью и рассчитывают коэффициент абсолютной ликвидности, который показывает соотношение имеющихся в распоряжении денежных средств к величине краткосрочных обязательств торговой организации. При проведении анализа ликвидности торговых организаций применяется коэффициент промежуточного покрытия. Алгоритм его похож на алгоритм расчета коэффициента общего покрытия и отличается тем, что числитель уменьшается на величину имеющихся товарных запасов, так как в торговой организации данные запасы являются наименее ликвидной частью активов предприятия.

   Показатель платежеспособности в торговых организациях говорит об их способностях к исполнению в оговоренных объемах и в оговоренные сроки погашать свои долгосрочные обязательства. К ключевым показателям платежеспособности при анализе относят следующие:

– коэффициент ликвидности торговой организации;

– уровень соотношения заемного и собственного капитала торговой организации;

– коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств торговой организации;

– коэффициент обеспеченности процентов по кредитам торговой организации;

– коэффициент платежной готовности торговой организации 24.

     Ключевую проблему, которая является главным препятствием при проведении анализа финансового состояния торговых организаций, составляет необходимость анализа вышеперечисленных показателей не по отдельности, а комплексно. Поскольку практически во всех случаях базой для расчета выступают одни и те же величины, то, следовательно, между собой показатели финансовой устойчивости торговой организации взаимодействуют неоднозначно. При этом необходимо соблюдать принцип финансового равновесия, под которым понимается оптимальный уровень ликвидности и платежеспособности наряду с  обеспечением необходимого уровня рентабельности собственных средств. Другими словами, деятельность торговой организации должна быть построена так, чтобы существующая структура и схема движения активов вовремя обеспечивали необходимые поступления средств для покрытия краткосрочных и долгосрочных обязательств с сохранением достаточного уровня эффективности функционирования компании. Сложность определения финансового равновесия заключается еще и в том, что равновесие должно быть обеспечено во времени, то есть в динамике.

    В анализе капитала торговой организации с выделением в нем собственной и заемной составляющей очень важна характеристика именно собственной составляющей имущества компании, поскольку собственный капитал характеризует и накопленный потенциал для дальнейшего развития организации после выплат  по всем обязательствам. Для этих целей наиболее удобно использовать многофакторный анализ, который на ходит широкое применение в экономическом анализе. Суть его в том, что весь капитал торговой организации разбивается на несколько составляющих: это могут быть и абсолютные, и относительные показатели, характеризующие степень и  эффективность использования  капитала.

     Таким образом, анализируя современный методический инструментарий оценки финансового состояния торговых организаций, можно сказать, что в настоящее время используемые методы финансового анализа позволяют не только проанализировать структуру и динамику статей отчетности, но и определить, за счет каких факторов произошло то или иное изменение имущества и обязательств торговой организации. Количество и экономический смысл таких показателей определяются целями анализа. Следует отметить, что практически во всех торговых организациях нет оптимальной структуры финансов, которая бы обеспечивала поддержание финансового равновесия во времени. Во многом это связано со сложностью учета и отслеживания данных.

 

Список  литературы

1.           Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов./Под ред. проф. Н.П.  Любушина.–М.:ЮНИТИ–ДАНА,2012.–471с.

 2.           БердниковаТ.Б.Анализидиагностикафинансово-хозяйс   твеннойдеятельностипредприятия.– М.:КноРус,2011.–217с.

3.           Гиляровская Л.Т.,  Ве хорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – СПб: Изд-во «Питер», 2010. – 263 с.

4.           КовалевВ.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры.–М.:Финансыистатистика,2012.–560с.

5.           КовалевВ.В.  Финансовый  анализ.  Управление  капиталом.  Выбор  инвестиций.  Анализ  отчѐтности.– М.:Финансыистатистика,2011.–432с.

6.           Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.–М.: Изд-во «Дело и сервис»,2010.– 304с.

7.           Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент.–М.:Эксмо,2010.–768с.

8.           Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.: Бизнес и банки, 2011. – 366 с.

9.           Пелих А.С. Шепеленко Г.И. Малые предприятия: учебное пособие. – М.: Альпина Бизнес Букз. - 2013. – 256 с.

10.     Попов В.М. Мяпунов С.И. Практика малого бизнеса: учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2012. – 184 с.

11.     Титаева А.В. Анализ финансового состояния.– М.: КноРус, 2011. – 613с.