Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

    Новые правила « трансфертного  ценообразования», закрепленные в разделе  V.1  Налогового  Кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) действуют уже почти три года, но до сих пор широко обсуждаются как в бизнес-кругах, так и в налоговых органах, так как и практические и методологические вопросы реализации норм законодательства еще находятся на стадии становления.

    Среди новых  норм особо стоит отметить положения о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. Этот абсолютно новый инструмент налогового администрирования для Российской Федерации уже не одно десятилетие применяется в международной практике.

    Популярность  соглашений  о  ценообразовании  в   зарубежной  практике  объясняется  преимуществами, которые получают налогоплательщики при их заключении. Так согласно Руководству по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов,  разработанному Организацией экономического сотрудничества и  развития (ОЭСР) соглашение о ценообразовании  может стать  эффективным инструментом снижения уровня неуверенности налогоплательщиков по поводу своих налоговых обязательств при условии, что прогнозы, основанные на критических допущениях относительно событий будущих периодов, будут учтены в должной степени. Кроме того, заключение соглашений о ценообразовании «страхует» налогоплательщиков от налоговых проверок и судебных разбирательств по основным вопросам «трансфертного ценообразования».

    Кроме того, возрастающая популярность заключения соглашений о ценообразовании связана с возможностью решения сложных методологических вопросов, возникающих между налоговыми органами и налогоплательщиками, в рамках конструктивного диалога. Устранение рисков двойного налогообложения при заключении двух- и многосторонним соглашений также свидетельствует о популярности заключения соглашений  о ценообразовании.

     Рассмотрим более подробно нормы действующего российского налогового законодательства в части заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

   Соглашение о ценообразовании могут заключить  только налогоплательщики российские организации, отнесенные в соответствии с НК РФ к категории крупнейших  налогоплательщиков. Для это им необходимо обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее - соглашение о ценообразовании). Следует отметить, что это право налогоплательщика, а не обязанность.

     Соглашение о ценообразовании - это соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положений налогового законодательства.

     Предметом соглашения о ценообразовании являются:

1)          виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;

2)      порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;

3)      перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

4)    срок действия соглашения;

5)            перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

    Кроме вышеуказанного по соглашению сторон могут устанавливаться иные условия соглашения о ценообразовании.

    Сторонами   соглашения о ценообразовании являются налогоплательщик и федеральный   орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в лице его руководителя (заместителя руководителя). Однако в случае заключения соглашения о ценообразовании по внешнеторговым сделкам, когда хо тя бы одна из сторон сделки является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, стороной соглашения может выступа ть уполномоченный органа исполнительной власти такого иностранного государства. При этом порядок заключения такого соглашения по внешнеторговым сделкам устанавливается  Министерством финансов Российской Федерации.

    При рассмотрении вопросов, связанных с заключением соглашений, ФНС России руководствуется положениями НК РФ, договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения, заключенными РФ с иностранными государствами, иными федеральными законами и актами законодательства о налогах и сбора х, разъяснениями Минфина России.

    Принимая во внимание, что вопросы налогового контроля за ценообразованием в большинстве случаев затрагивают внешнеторговые сделки, ФНС России при заключении соглашений придерживается общепринятых в международной практике принципов заключения таких соглашений, в частности  содержащихся  в Руководстве ОЭСР. 

     С целью обеспечения единообразного понимания терминов, связанных с различными видами соглашений, ФНС России в письме от 12.01.2012 № ОА-4-13/ 85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» разъясняет основные вопросы заключения соглашения и использует терминологию согласно Руководству ОЭСР, а именно:

–   термин «одностороннее соглашение» используется для любых соглашений, которые заключаются без участия компетентных органов исполнительной власти иностранного государства;

–    термин «двустороннее соглашение» используется для соглашений, заключаемых с участием  органа исполнительной власти иностранного государства соответственно.

    Законом предусмотрена возможность заключения соглашений о ценообразовании по «внутрироссийским» сделкам в случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков). При этом условия указанного соглашения распространяются на всю группу налогоплательщиков, его заключивших. При заключении соглашения о ценообразовании, изменении условий и проведении проверки исполнения условий соглашения о ценообразовании общие интересы группы налогоплательщиков может представлять одна организация из группы налогоплательщиков, полномочия которой подтверждаются доверенностями, выданными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Налогоплательщик, заключивший соглашение о ценообразовании, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются контролируемые сделки, о факте заключения такого соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.

    Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (груп пе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий трех лет. При соблюдении налогоплательщиком всех условий  соглашения о ценообразовании он вправе обратиться  в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о продлении срока действия соглашения о ценообразовании. Соглашение о ценообразовании может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года.

     Как показывает практика первые соглашения о ценообразовании были заключены ФНС России и рядом крупнейших налогоплательщиков на срок 1 год, это объективно связано с  необ ходимостью наработки практики по данному вопросу и наличием возможности внести коррективы при последующем заключении соглашений.

    Соглашение о ценообразовании вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано. При этом действие соглашения о ценообразовании может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения до дня вступления в силу указанного соглашения.

     Порядок заключения соглашения о ценообразовании предусматривает направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании и следующих документов:

1)     проект соглашения о  ценообразовании;

2)        документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;

3)     копии учредительных документов налогоплательщика;

4)     копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5)     копия свидетельства о   постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по   месту   его на хождения на территории Российской Федерации;

6)    бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7)     документ, подтверждающий  уплату заявителем государственной  пошлины за  рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании (законодательно установленный размер государственной  пошлины составляет 1500000 рублей);

    Также налогоплательщик может представить иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.

    Налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика  другие документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.

     В течение шести месяцев (а в случае продления девяти месяцев) со дня получения заявления и документов от налогоплательщика налоговый орган рассматривает их и по результатам рассмотрения выносит решение. Это может быть решение о заключении соглашения о ценообразовании, мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения либо решение о необходимости доработки проекта соглашения, в котором федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзор у в области налогов и сборов, предлагает налогоплательщику доработать в соответствии с требованиями НК РФ и повторно представить проект соглашения о ценообразовании и документы.

     Основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании могут являться - непредставление или представление не в полном объеме необходимы х для заключения соглашения документов, неуплата или неполная уплата государственной пошлины, в представленном налогоплательщиком проекте соглашения о ценообразовании содержится порядок определения цен и (или) методов  ценообразования, не обеспечивающий соблюдения положений НК РФ.

    Решение направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

     В случае повторного представления проекта соглашения о ценообразовании и документов на основании решения государственная пошлина взиматься не будет, а срок рассмотрения документов и вынесения решения по итогам рассмотрения сокращается до  трех месяцев.

    Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано налогоплательщиком в суде.

     Заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленное налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть отозвано указанным налогоплательщиком. При этом уплаченная сумма государственной пошлины не  возвращается.

    Проверка исполнения налогоплательщиком соглашения о ценообразовании осуществляется ФНС России в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 14.5 НК РФ.

     Факт соблюдения условий соглашения устанавливается по итогам проведенной ФНС России проверки в соответствии с порядком, установленным главой 14.5 НК РФ.

    В случае, если налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения  о ценообразовании, ФНС России не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были согласованы в соглашении о ценообразовании.

    Соглашение о ценообразовании прекращается по истечении срока его действия либо может быть прекращено до истечения такого срока по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при нарушении налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проведения проверки в порядке, предусмотренном гл.  14.5НК РФ.

     Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.

     Решение ФНС России о прекращении соглашения о ценообразовании вручается налогоплательщику (его представителю) под  расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

     Решение  о  прекращении   соглашения   о  ценообразовании, направленное  налогоплательщику  по  почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма.

     Копия указанного решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

     Решение ФНС России о прекращении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано налогоплательщиком в арбитражный  суд в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством  РФ.

     Уплата суммы налога, пеней и штрафа осуществляется только в случае, если прекращение соглашения о ценообразовании вследствие неисполнения (нарушения) его условий повлекло занижение суммы налога.

     Условия соглашения о ценообразовании остаются неизменными в случае изменения законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении соглашения о ценообразовании, внесении в него изменений и прекращении его действия.

     В случае иных изменений законодательства РФ о налогах и сборах и законодательства РФ о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения.

     Как показывает практика при заключении соглашения о ценообразовании выработка согласованной позиции по положениям соглашения происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия. ФНС России за период 2012 -сентябрь 2014 года заключено ___ соглашений.

    Заключение соглашения  позволяет российским налогоплательщикам и налоговым органам:

–      согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;

-    минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения. Следует также отметить, что при условии соблюдения положений заключенного соглашения налогоплательщик может с более высокой долей  уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных ст. 129.3 НК РФ.

     Таким образом, заключение соглашения о ценообразовании может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.


Список  литературы

1.           Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.           Письмо ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ « О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения»

3.           О.А.Кирова, И.М.  Колпашников. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения. Pro et contra, Налоговая политика и практика. 2011 № 12