Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Бузулук
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

     Для развития экономики любого государства важны все отрасли экономики, но основой, фундаментом ее является все же промышленность. От состояния промышленности зависят не только централизованные фонды, но и уровень до хода и жизни населения страны, темпы научно -технического  прогресса, уровень деловой активности, степень зависимости от зарубежных стран. После распада СССР большая часть экономических благ перешла в частную собственность, унаследовав при этом немало проблем прежней системы, что привело к разрыву хозяйственных связей, падению спроса, общему спаду отдельных отраслей промышленности. Актуальность увеличивается в связи с неоднородностью регионов страны; развитие промышленности в некоторых из них вообще не наблюдается, что негативно влияет на экономический потенциал регионов.

     Тема новой индустриализации становится популярней и очевидно, что государство видит в промышленности ту самую базу для развития экономики страны, повышения уровня жизни граждан и, конечно же, источник пополнения бюджета. Без участия государства процесс быстрого становления промышленности затруднен. Поэтому даже в условиях рыночной эконом ики роль государственного стимулирования огромна. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства   и стимулирования развития промышленности.

     Рассмотрим состояние промышленного производства в разрезе по федеральным округам. В таблице 1представлены индексы промышленного производства по федеральным округам. По темпам роста очевидно снижение показателя в 2013 году по сравнению с 2010 годом. Среди лидеров по темпу роста стоит отметить Сибирский федеральный округ, Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Северо-Западный федеральный округ в 2013 году показал снижение объемов производства. [1]



Таблица 1 Индексы промышленного производства по федеральным округам в процентах

 

Годы

2010

2011

2012

2013

Российская Федерация

107,3

105,0

103,4

100,4

Центральный федеральный округ

105,5

106,9

105,7

101,4

Северо-Западный федеральный округ

107,9

107,7

102,6

99,2

Южный федеральный округ

108,6

109,5

107,8

104,0

Северо-Кавказский федеральный округ

103,4

109,8

106,3

104,5

Приволжский федеральный округ

109,6

109,4

104,5

100,5

Уральский федеральный округ

104,3

101,9

101,6

100,8

Сибирский федеральный округ

118,2

106,4

107,2

104,4

Дальневосточный федеральный округ

106,9

109,1

103,0

 

102,0

 

      Лидером по объему промышленного производства является Центральный федеральный округ (Табл.2). На его долю приходится порядка 25% произведенной продукции. В структуре производства наибольший вес занимает обрабатывающая промышленность (более 75%). Ведущую  роль играют наукоемкие  отрасли машиностроения, автомобилестроение, станкостроение  с  высокой  долей  добавочного  капитала. Далее  идет Приволжский федеральный округ (20% от общего объема). В структуре промышленного производства также высокую долю занимает  обрабатывающее производство (73%). Тройку лидеров замыкает Уральский федеральный округ (около 19%). Наибольшую долю по объему продукции здесь занимает добыча полезных ископаемых, и она имеет тенденцию к увеличению (с 47% в 2011 до 51% в 2013 году). В свою очередь в Уральском федеральном округе обрабатывающая промышленность в целом за период 2011-2013 года показала рост на 4%, тогда как прирост добычи полезных ископаемых был на 25% по объему производства, что говорит о нарастании роли сырьевой экономики.


Таблица 2 Объем промышленного производства в разрезе по федеральным округам[1] в миллиардах рублей

 

 

2011

2012

2013

Российская Федерация

35052,6

38220,8

40193,2

Центральный федеральный округ

8991,1

9645,7

10786,5

Северо-Западный федеральный округ

4430,7

4945,5

5179,7

Южный федеральный округ

1704,2

1941

2042,4

Северо-Кавказский федеральный округ

375,4

400,2

417,7

Приволжский федеральный округ

7198,1

7809,2

7907,2

Уральский  федеральный округ

6662,9

7438,3

7639,1

Сибирский федеральный округ

4143,8

4349,8

4514,8

Дальневосточный федеральный округ

1546,1

1690,8

1705,4

 

     За 2010-2012 года индекс промышленного производства Оренбургской области показал снижение темпов роста (106,7% в 2010 году, 102,5%и 100,6% в 2011 и 2012 году соответственно), а в 2013 уже наблюдаем отрицательное значение -3,4% (96,6%).  Результат из всех субъектов Приволжского федерального округа самый худший. По  остальным субъектам среднее значение прироста 0,4%. Снижение индекса промышленного производства — результат падения на 12% в обрабатывающем секторе на фоне постоянного снижения производства и распределения электроэнергии, газа и воды ( -15% в 2012 году  и 30% в 2013 году). В структуре промышленности все больше возрастает доля добычи полезных ископаемых (с 50% в 2011 до 58,2% в 2013 году). За счет интенсификации на ведущих предприятиях добыча полезных  ископаемых за последние 3 года продолжает увеличиваться. [1]

    В целом доля обрабатывающих производств по Российской Федерации в объеме произведенной продукции имеет тенденцию к снижению (65% в 2011 году против 64,6% в 2013 году). В то же время наблюдается увеличение доли добычи полезных ископаемы х. Так в 2011 году 22,9% от общего объема производства, а в 2013 24,67%. Это явно негативная тенденция, которая только усиливается. Это, несомненно, усиливает зависимость экономики страны, в том числе доходов бюджета, от внешнеэкономической конъюнктуры на основные сырьевые товары российского экспорта. Доля добавленной стоимости при такой сырьевой направленности значительно меньше, чем в развитых странах.

     Доля убыточных предприятий в добывающих отраслях в общем количестве предприятий в 2012 году составила 37,4%, сумма убытков –  87,68 млрд. руб. Данное значение в 2011  году составляло  38,3% от общего числа. Аналогичный показатель в обрабатывающей промышленности составляет 28,9%, однако, число убыточных предприятий почти 5 тысяч, а суммарный убыток 335,9 млрд. рублей. Самыми убыточными оказались предприятия по производству металлоизделий, машин и оборудования, транспортных средств. Среди организаций, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и во ды доля убыточных составляет порядка 45% с общей суммой убытков 264,7 млрд. рублей. Большинство из них работают в сфере производства и передачи электроэнергии. [3]

     В 2013 году доля убыточных компаний в промышленности увеличилась практически по всем секторам, исключение составили трубопроводный транспорт и связь. Худшие результаты показал сектор добычи полезных ископаемых. Здесь рост убыточных предприятий составил 6,2 процента. Также убыточно производство и распределение электроэнергии, газа и воды - плюс 5,4 процента. На 5,1% стало больше убыточных предприятий в сфере научных исследований и разработок. Рост числа убыточных компаний отражает общую ситуацию в России - снижение средней рентабельности по экономике.

     Исходя из проведенного анализа развития промышленности в России, можно выделить ряд проблем. Первая проблема - это неэффективная политика государства в сфере стимулирования обновления основных фондов на предприятиях.  Необходимость обновления основных фондов очевидна. Российские федеральные ведомства оценивают износ основных фондов по России в 45 -65%, а исследовательские центры РФ - минимум в 60-65% .[1]  Важным  источником  финансирования  обновления  основных средств  являются  государственные субсидии. В государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» для обновления основных фондов  ряда отраслей предусмотрена субсидия организациям. Данный вид субсидии позволит заинтересовать  предприятия в модернизации производств, в том числе с использованием рыночного инструмента в виде банковских кредитов. Объем субсидий около 10 млрд. рублей ежегодно. Большая часть приходится на предприятия автомобилестроения и их  дочерние организации (не менее 6 -7 млрд.  рублей ежегодно). То есть оставшиеся 3-4  млрд. рублей приходятся на остальные отрасли, входящие в программу. Очевидно, что  данных средств недостаточно. Только  по  данным  ведущих предприятий энергетического  и тяжелого машиностроения объем привлекаемых кредитов на техническое перевооружение в 2013 - 2016 годах оценивается в 38,11 млрд. рублей, сумма уплаченных процентов по кредитам может составить порядка 4,95 млрд. рублей. Поэтому необходимо увеличить расходы на субсидирование процентных ставок по кредиту.

    Второй проблемой является непродуманная протекционистская политика государства, что приводит к снижению доли рынка отечественных производителей. Протекционистская политика в России не является системной. В большой степени ее определяют лоббистские возможности компаний, а не стремление государства поддержать и расширить внутренний рынок страны. Существует противоречие между интересами сырьевых экспортеров и работающими на внутренний сбыт предприятиями. В интересах первых государство девальвировало рубль и стремится со хранить низкий уровень оплаты труда. Вторых стараются поддержать протекционистскими мерами, при этом уничтожают их рынок сбыта, сохраняя низкий уровень оплаты труда.

    Третьей проблемой является налоговая нагрузка и налоговое стимулирование промышленности, точнее отдельных отраслей. Вопрос о налоговой нагрузке или перегрузке раз личных отраслей экономики ведутся довольно давно. Наибольшая налоговая нагрузка в РФ - на предприятиях по добыче полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемы х, пошлины на нефть и газ изымают из оборота корпораций существенную долю денежных средств и снижают инвестиционный потенциал отрасли. Отчасти это так, но следует учитывать, что разный уровень налоговой нагрузки во многом обусловлен разной структурой производственных затрат.

      Поддержка промышленности должна формироваться ис ходя из понимания то го факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат предприятий. Финансирование должно предоставляться  на проектной основе, для реализации  конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. Меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.

    Вышеперечисленные факторы должны лечь в основу новой структурной промышленной политики, которая позволит наилучшим  образом  использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественно го скачка в развитии отечественной промышленности.

 

Список литературы

1.           Деловая активность организаций в России в марте 2014 года// Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа:  http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/ 57.htm
2.           Индексы интенсивности промышленного производства за 2000 -2014// Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики - 2014 – Режим доступа: http://www.hse.ru
3.           Структура и основные показатели деятельности хозяйствующих  субъектов за 2009 -2013  г.г. –   Режим доступа: http://www.gks.ru/