Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

     Проблемы  эффективного разделения рас ходов для бухгалтерских и налоговых целей и связанные  с  ними вопросы учета приобретают все большую актуальность в современных условиях. Д ля ведения грамотной учетной политики, направленной на получение экономической выгоды, организации необходимо найти оптимальный баланс между налоговым и бухгалтерским учетом своих рас ходов. Неправильное отнесение расходов по статьям может приводить к искажению показателей бухгалтерской отчетности, за что предусмотрена ответственность по статье 120 НК РФ. Так, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов карается штрафом. Конечно, больший интерес представляет собой порядок признания расходов в налоговом учете. Ведь ни для кого не секрет, что ошибки в учете затрат организации порой дорого обходятся организации. Ситуация еще более осложняется постоянно вносимыми изменениями и дополнениями в гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Поэтому необходимо знать все тонкости учета расходов, как для целей бухгалтерского учета, так и для налогового учета .

    Целью данной статьи является исследовать варианты учета по порядку признания расходов, которые предлагает законодательство, и определить из них самый оптимальный.

    Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать классификацию учета расходов для бухгалтерских и налоговых целей;

- предложить рекомендации по совершенствованию учета рас ходов.

    В бухгалтерском учете определение рас ходов организации содержится в пункте 2 ПБУ 10/ 99. В соответствии с данным определением рас ходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников  (собственников имущества) [1].

    Для признания расходов в бухгалтерском учете требуется выполнение условий, установленных пунктом 16 ПБУ 10/ 99:

- рас ход должен быть произведен в соответствии с конкретным договором, требованием  законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

-      имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации [1].

     Для признания рас хо да необходимо выполнение всех перечисленных выше условий. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в бухгалтерском учете организации признается не расход, а дебиторская задолженность.

    Для того, чтобы определить, что является рас ходом в целях налогообложения, следует обратиться к статье 252 НК РФ. В абзаце 2 данной статьи сказано, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [2]. Для признания расходов в целях налогообложения, они должны соответствовать следующим условиям:

- расходы должны быть обоснованы;

- расходы документально подтверждены;

- расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [2].

     Можно заметить основное отличие в признании расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Если в бухгалтерском учете расходы признаются независимо от намерения получить доход, то в целях налогообложения прибыли расходами признаются любые затраты, но при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной именно на получение дохода.

      Исследуем классификацию учета  расходов для бухгалтерских и налоговых целей, для наглядности объединим в Табл.1.

    Рассмотрев классификацию расходов в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения прибыли в Табл.1, заметим, что в бухгалтерском учете отчисления на социальные нужды в составе расходов по обычным видам деятельности выделены в отдельную группу. В налоговом учете отчисления на социальные нужды в отдельную группу не выделены и, поскольку они не включены в состав рас ходов на оплату труда, они включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

  Расходы , не учитываемые в целях налогообложения прибыли (за исключением некоторых), будут признаваться расходами в бухгалтерском учете. Это приводит к возникновению следующей ситуации: прибыль, сформированная в бухгалтерском учете, будет меньше прибыли налогооблагаемой, то есть возникает постоянная разница между прибылью бухгалтерской и налогооблагаемой.

Далее объединим в Табл.2 признание и распределение расходов.

    На основании данных, проиллюстрированных в Табл.2, можно заметить основное отличие  в признании расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Если в бухгалтерском учете расходы признаются независимо от намерения получить до хо д, то в целях налогообложения прибыли рас ходами признаются любые затраты, но при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной именно на получение до хо да.

     Полученные результаты позволяют сделать вывод, о том, что учет расходов для налогообложения и для бухгалтерского учета имеет существенные различия, которые формируются на разные суммы прибыли в одной и той же организации и как  следствие, обязательные платежи в бюджет, в конечном счете, остается в распоряжении организации разный объем чистой прибыли, который формирует  собственные средства и финансовое его состояние.

      Теперь приведем рекомендации по выбору метода признания и вариантов учета некоторых рас ходов, которые позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а, следовательно, упростить работу бухгалтеров и снизить налоговое время с помощью учетной политики:

- главному бухгалтеру каждой организации необходимо грамотно формировать учетную политику;

- неизменно следовать выбранным методам учета;

-    установить единый метод признания расходов – либо метод начисления, либо кассовый. Первый упростит учет разниц согласно требованиям ПБУ 18/02, второй – позволит сэкономить на налогах;

-    при выборе способа учета общехозяйственных рас ходов  лучше выбрать  их списание на 90 счет  «Продажи». Это  позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет. При этом базу  распределения общехозяйственных расходов организация должна определить самостоятельно, например, пропорционально основной заработной плате работников. Хотя у налоговых  органов существует мнение, что их нужно распределять пропорционально размеру выручки.

- коммерческие расходы лучше списывать не частично, а в полной сумме на затраты отчетного периода;

-   расходы на капитальное строительство в бухучете признают после полного завершения строительства, если конечно, в договоре не предусмотрено поэтапного списания расходов. В налоговом учете до ходы и рас ходы учитывают по мере сдачи этапов работ, а если это предусмотрено договором, то предприятие само распределяет до хо ды и рас хо ды исходя из принципа равномерности (п.2 ст. 271 и п.1 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, предложенные рекомендации позволят организации увеличить размер прибыли, остающиеся в распоряжении, что приведет к улучшению финансового состояния.

Более подробная детализация формирования расходов на примере конкретной организации будет проведена в дальнейших исследованиях.

  

Таблица 1 Классификация расходов



 

Виды затрат

 

 

Для налогового учета (НК РФ)

 

 

Для бухгалтерского учета (ПБУ 10/99)

 

Классификация расходов

 

 

 

1.Расходы, связанные с производством и реализацией

- материальные расходы;

- рас ходы на оплату

труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие рас ходы.

 

 

1. Расходы по обычным

видам деятельности

 

- материальные расходы;

- рас ходы на оплатутруда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизационные отчисления;

- прочие рас ходы.

 

 

2. Внереализационные расходы

- рас ходы на содержание переданного по договору аренды имущества;

2. Прочие расходы

 

операционные

Выбытие активов, связанное с:

• предоставлением за плату во временное пользование (владение) активов организации*;

• предоставлением за плату прав,

  

 

 

- проценты по

долговым обязательствам любого вида;

- расходы , связанные с обслуживанием приобретенных организацией ценных бумаг.

возникающих из патентов и других

видов интеллектуальной собственности *;

• участием в уставных капиталах

других организаций *;

• с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;

• оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

• проценты, уплачиваемые

организацией за предоставление кредитов, займов;

• отчисления в оценочные резервы и резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов         хозяйственной деятельности;

• прочие.

* В случае, если данный вид деятельности не является основным (иначе относят к рас хо дам по обычным видам деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внереализационные

• штрафы, пени, неустойки за

нарушение условий договоров;

• возмещение причиненных организацией убытков;

• убытки прошлых лет;

• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

• курсовые разницы;

• сумма уценки активов;

• перечисление  средств, связанных с благотворительной деятельностью;

• на осуществление спортивных мероприятий, отдыха , развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

• прочие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чрезвычайные

Расходы , возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.):

• Потери от вынужденной остановки производства

• Расходы, связанные с


Таблица 2 Распределение и признание расходов


Виды затрат

 

Для налогового учета (НК РФ)

 

Для бухгалтерского учета (ПБУ 10/99)

 

 

Распределение расходов

 

 

 

 

прямые

 

 

Прямые расходы включают в рас ходы в части, приходящейся на реализованную продукцию, товары, работы, услуги

 

 

 

 

 

 

Элементом учетной политики является признание рас ходов на управление, а также транспортных расходов в торговых организациях полностью расходами по обычным видам деятельности

 

 

 

 

косвенные

 

 

Косвенные рас хо ды в полном объеме относятся на уменьшение до хо дов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода

 

 

Признание расходов

 

1. Метод начисления, если доходы учитываются методом  начисления

 

 

1. Метод начисления

 

2. Кассовый метод, если доходы учитываются кассовым методом (отдельные виды расходов

признаются по методу начисления)

 

 

2. Кассовый метод (для малых предприятий)

 

Список  литературы

1.           Анищенко А.В. «Учетная политика для целей бухгалтерского учета и  налогообложения на 2008 год», Москва: Налог Инфо, - 2008

2.           Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117 -ФЗ (ред. От 30.12.2012)

3.           Положение  по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы  организации» утв. приказом Минфина РФ от 06.05. 1999г. № 33н ред. от 08.11.2010 № 144н.

4.           Феоктистов И.А. Расходы  фирмы. Бухгалтерский и налоговый учет. Полное  практическое  руководство // учебник/ И.А. Феоктистов / М.: «Аналитика-Пресс», 2000. – 197с.