Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСОВ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

     Микрофинансирование – это  вид деятельности, направленный на предоставление микрофинансовых услуг клиентам. Предоставление услуг может осуществляться как микрофинансовыми организациями, так и прочими финансовыми институтами. Микрофинансирование как вид деятельности, подразделяется на:

1)   микрофинансирование  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства,  осуществляемое  на принципах платности, срочности, возвратности[1], доверия и целевого назначения инвестиций на развитие и поддержание хозяйственной деятельности;

2)   микрофинансирования физических лиц, осуществляемое на принципах платности, краткосрочности, возвратности и доверия.

    Первая микрофинансовая организация была открыта в мире в 1983 году в Бангладеше профессором экономики, лауреатом Нобелевской премии мира 2006 года Мухамм адом Юнусом. Основной целью создания данной организации было предоставление ссуд малого размера бедному самозанятому населению, аналогу современных субъектов малого и среднего предпринимательства. Основная проблема  этих субъектов заключается в том, что доступ к ресурсам в виде банковских кредитов для них практически закрыт. Это связано с малым размером сумм кредитов и высоким уровнем риска данных финансовых вложений. Микрофинансовая организация решает эту проблему, оттягивая риски с банка на себя за счёт им еющейся у неё финансовой подушки безопасности, а также эффекта масштаба предприятия, на общем фоне которого уровень риска на определённые группы заёмщиков размывается и становится не столько высоким. Таким образом, микрофинансовая организация получает день ги из двух источников финансирования:

1)   средства акционера или учредителя организации, еѐ капитал;

2)                   заѐмные средства из банков, фондов и прочих финансовых институтов, а также от частных и корпоративных инвесторов.

    Эти средства микрофинансовая организация направляет в оборот, для обеспечения основной деятельности –    предоставление микрофинансовых услуг их потребителям. Прибыль достигается за счёт спреда между стоимостью средств, получаемых микрофинансовой организацией, а также нормализацией общего уровня риска на определённые группы заёмщиков за счёт эффекта масштаба.

    Эффективность данной финансовой модели была подтверждена в 2005 году на Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций[2], в связи с чем данную модель микрофинансовой организации можно считать классической.

    Нет точных данных, когда появилась первая микрофинансовая организация в России. Регистрация данных институтов началась в середине 2011 года. Согласно Государственному реестру микрофинансовых организаций[3] по состоянию на 15 августа 2013 года существует 3796 микрофинансовых  организаций. На момент создания реестра (8 июля 2011 года) 192 из них уже существовало.

    Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», по состоянию на I полугодие 2014 года 61% рынка микрофинансовых услуг занимает деятельность, направленная на работу с физическими лицами (см. Рисунок 1). Шестью месяцами ранее, данный показатель на хо дился на уровне 58%, т.е. наблюдается рост рынка нетрадиционного микрофинансирования, направленного на потребительские нужды физичес ких лиц, а не на развитие  сектора малого и среднего предпринимательства[4].


Рис.1. Структура рынка микрофинансовых услуг в России по состоянию на I полугодие 2014 года.

 

   Следует отметить, что согласно  данным «Эксперт РА», уровень риска по неклассическому микрофинансированию почти в три раза выше, чем по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства (см.  Рисунок 2).



Рис.2. Доля просроченной задолженности по видам микрофинансовых услуг.

   Однако классический вид микрофинансовой деятельности оказывается   непопулярен в российской экономике. На основании этих данных можно сделать следующие предположения:

1)                   субъекты малого и среднего предпринимательства в российской экономике получают стабильный доступ к так называемым «традиционным» источникам финансирования, таким как банки, средства учредителей;

2)                   в условиях российской экономики существует очень узкая категория потребителей  классических микрофинансовых услуг,  способных удовлетворять  принципам  их предоставления  (платности,  срочности, возвратности,   доверия  и  целевого   назначения  инвестиций  на  развитие  и  поддержание   хозяйственной деятельности);

3)                   в связи с постепенным развитием российской экономики, в долгосрочном периоде существует вероятность постепенного увеличения категории потребителей классических микро финансовых услуг, для которых создана вся необходимая инфраструктура для доступа к заёмным средствам.

Наблюдая динамику объёма рынка классических микрофинансовых услуг в России, можно судить о дальнейшей необходимости поддержания работоспособности классических микрофинансовых организаций, деятельность которых направлена на повышение благосостояния субъектов малого и среднего предпринимательства. Если такая необходимость будет доказана, то существует целесообразность рассмотрения механизма партнёрства «традиционных» источников финансирования и классических микрофинансовых организаций в целях эффективного разделения рынка потребителей фондирования, в том числе и микрофинансовых услуг.

 

Список  литературы

1.           Костерина Т.М. Банковское дело / Московская финансово-промышленная академия, М., 2005, - 191 с.

2.           Хикматов, У.С. Теоретические основы становления и развития микрофинансирования: Вестник КРСУ. 2011. Том 11. № 5, с. 108

3.           Данные Банка России о зарегистрированных микрофинансовых организациях.

4.           Эксперт РА, Рынок микрофинансирования в 1 полугодии 2014 года:  период адаптации, Приложение 1. Рэнкинги и графики. http://www.raexpe rt.ru/researches/mfo/1h2014/