Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

    В статье малый и средний бизнес рассматриваются как основа развития рыночной экономики. Малый бизнес сегодня является «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике, и основой для устойчивого развития экономики любой страны, как отрасль и сфера социальной экономической и политической жизни.

    Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство.

    Малый бизнес играет в экономике любой страны большую роль. Он является неотъемлемой частью развития социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, вовлекая большую часть граждан страны путем открытия ими собственного дела, для обеспечения высокой эффективности производства на основе специализации и кооперации производства. Это благоприятно сказывается на росте национальной экономики[2].

    Развитие малого бизнеса в России отвечает общемировым тенденциям и ведет  к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Именно поэтому такое большое значение уделяется «малому и среднему» предпринимательству России. Малое предпринимательство существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие организаций различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия удовлетворяют локальный  спрос или специфические потребности  в специализированной  продукции и услугах.

    Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческим и ресурсами. В России малое предпринимательство пока не получило  еще должного развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики.

В целом в государствах с  развитой рыночной экономикой особое  значение придается поддержке малого бизнеса. Как показывает анализ опыта  США, Великобритании, Германии, Японии, а  также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), - везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ем у войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения.

    Таким образом, в силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче контролировать процессы производства, что означает их стабильность и легче реагировать как на резкие глобальные экономические изменения на рынке так и на мелкие изменения спроса и предложения. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, способность к быстрому внедрению новой техники и техно логий, более эффективное использование производственных мощностей.

    Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет  к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Он является надежным источником бюджетных поступлений.

    В экономике место и роль малого предпринимательства определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Малый  бизнес сегодня является «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике, и основой для устойчивого развития экономики любой страны, как отрасль и сфера социальной экономической и политической жизни. В развитых странах нет единого подхода к определению малого бизнеса. Малый бизнес - это сфера приложения индивидуальных способностей человека, способ самореализации личности человека. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию   «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. Малый бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, созданию среднего класса, преодолению рецессии, созданию новых рынков, последовательному проведению реформ.

    По мнению А. Ослунда, можно обозначить два типа равновесия в экономике: оптимальное, при котором доля малых предприятий в производстве валового национального продукта достигает 50-60% (развитые страны), и стремящееся к оптимальному - порядка 20% (Россия, Казахстан). При возрастающей доле в экономике малое предпринимательство приобретает все большую экономическую власть. Особую актуальность приобретают вопросы формирования экономической власти малого предпринимательства и ее взаимосвязи с финансовой устойчивостью и риск-менеджментом. Малый бизнес должен играть важную роль в подъеме и реструктуризации экономики страны, в становлении новой социальной структуры общества[1, c.71].

    Малый и средний бизнес, как сказано выше, рассматривается государством как «локомотив» экономики. Особенно это касается среднего бизнеса, который потенциально способен на  прорывы в развитии рынков. Но большинство аналитиков полагает, что в сложившихся экономических условиях от этого сектора ждать выдающихся успе хо в пока не стоит.

    Если малое предпринимательство сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг, то средние компании работают в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость — обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Кроме того, средний бизнес создал с нуля или серьёзно модернизировал такие отрасли, как сетевой ритейл и билборды, потребительское кредитование, сотовая телефония, частная медицина, информационные технологии, птицеводство, мясопереработка. Это, как правило, инновационные высокопроизводительные компании, поэтому им и отводится особая роль в экономике.

    В то же время органами государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства сформированы целевые ориентиры до 2016 г. За этот период количество индивидуальных предпринимателей должно увеличиться на 2 миллиона, на малых предприятиях ожидается создание 1200 тысяч рабочих мест, а в средних компаниях — прирост инвестиций на 50%. Прогнозируя такие цифры, в частности, по малому бизнесу, органы государственной власти рассчитывают на массовый выход предпринимателей из тени. По данным Федеральной службы государственной статистики, год назад уровень неформальной занятости в стране достигал 19% от численности экономически активного населения. Массовый отток предпринимателей в неформальный сектор произошёл в первой половине 2013 г. — тогда их число сократилось до уровня 2007г. Эта негативная тенденция расценивается в качестве одной из причин, повлиявших на замедление темпов роста экономики.

    Правительство РФ предпринимает некоторые действия для вовлечения «теневиков» в официальную экономику.

    В 2014  году тарифы страховых  взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для индивидуальных предпринимателей снижены и, что особенно важно, привязаны к сумме до хода . Эта инициатива, по предварительным оценкам, может вернуть в ряды налогоплательщиков сотни тысяч предпринимателей. Предполагается, что она позволит смягчить финансовую нагрузку для 20% зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

    Для оптимизации процедур регистрации нового бизнеса, а также для того, чтобы ограничить количество проверок малых предприятий проведены некоторые мероприятия. Заработал институт бизнес -омбудсменов, защищающих права и интересы предпринимателей, в том числе, и в случаях коррупционных проявлений.

     Для малых и средних предприятий открыт доступ к госзакупкам: государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать не менее 15% заказов у малого бизнеса. К 2015 году планируется довести этот показатель до 18%, а в 2018 году — до 25%. Сняты ограничения по перечню закупаемых товаров, работ и услуг, начальная цена контракта увеличена до 20 миллионов рублей.

    На мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году в федеральном бюджете предусмотрено более 21,5 млрд рублей, что больше на 1,5 млрд.рублей по сравнению с прошлым годом. Речь идёт о субсидиях, которые распределяются по регионам пропорционально удельному весу субъектов малого и среднего бизнеса. Министерство экономического развития предлагает повышать ответственность субъектов федерации за реализацию мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса и предоставлять субсидии с учётом результативности развития малого и среднего бизнеса в регионах за предыдущий период (увеличение числа новых предприятий, прирост работников, инвестиции в основной капитал и т. д.).

    Многие эксперты полагают, что новый импульс к росту малых и средних предприятий в сложившихся условиях может дать доступ к выгодным кредитам. Но негативные тенденции на рынке кредитования этому не способствуют.

    Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» подчёркивают, что коммерческие банки РФ переориентировались на краткосрочные кредиты, причём среди их клиентов преобладают в основном компании торгового сектора, берущие займы на небольшие суммы. Из-за ограничения доступа к долгосрочному кредитованию страдают производственные предприятия, не имея возможности инвестировать в модернизацию. Тенденция опасна тем, что препятствует развитию предприятий неторгового сектора и, соответственно, сдерживает рост инноваций.

    Министерство экономического развития разрабатывает механизмы кредитования малых и средних предприятий по целевой ставке не выше 10% годовых, ориентированные преимущественно на средний бизнес. Для этого Внешэкономбанк РФ планирует привлечь средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).

    Основные причины не развития у бизнеса в России возникают не только из -за высоких ставок, но и из-за залогового обеспечения кредита. В связи с этим государство предложило следующее решение. В России начал развиваться ме ханизм предоставления государственных гарантий при осуществлении предприятиями малого и среднего бизнеса инвестиционных проектов: в регионах работает сеть гарантийных организаций, а в мае 2014г. создано Агентство кредитных гарантий, которое предположительно обеспечит гарантии кредитов на 880 млрд. рублей в 2015-2020 гг. Подобные схемы поддержки малого и среднего предпринимательства работают в США, Японии, странах Европы.

    В то же время рейтинговое агентство «Эксперт РА», опираясь на мнения топ-менеджеров банков, прогнозирует снижение спроса на кредиты, особенно в строительном секторе и в секторе обрабатывающих производств, а также рост ставок по кредитам вопреки ожиданиям бизнеса. В условиях нестабильной экономической ситуации предприятия не хотят заниматься модернизацией, начинать новые, рисковые проекты. Как следствие, снижается спрос на кредитные ресурсы [3].

    Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики России определил индекс экономического настроения в 2014 г., значение индекса составляет 97,1. Это значение ниже среднего долгосрочного уровня (100) свидетельствует о преобладании неблагоприятного делового климата в экономике России [4].Снижение индекса экономического настроения было обусловлено, главным образом, ухудшением экономического настроения предпринимателей.

    Итак, наши исследования показали, что малый и средний бизнес важны и необходимы в развитии российской экономики.

 

Список  литературы

1.           Ослунд А. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. 2005. №12. С. 71-76.

2.           Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 1992. № 1.

3.           http://www.epochtimes.ru/universitet-sinergiya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-... rossii-98915842/

4.           http://pb-fintop.ru/finansovyj-top-menedzher/    indeks-ekonomicheskogo-nastroeniya-vshe-pereshel-v- otriczatelnuyu-zonu/