Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Элиста
ВУЗ:
Дата:
11 ноября 2018г.

Понятие «цифровая экономика» становится все более актуальным и значимым для большинства стран мира. Это связано с бурным развитием цифровых технологий и глобализацией экономических процессов, для которых информация является ключевым ресурсом.

Потенциал цифровой экономики во многом связывают с результатами создания и развития информационного общества.

С развитием информационных технологий применение цифровых инструментов в различных сферах жизни становится обычной практикой. Цифровизация затрагивает и образовательный процесс. В большей степени, чем прежде, в обучении используются новые, в том числе мобильные технологии. Поколение, обучающееся в вузах и школах гораздо чаще использует цифровые инструменты для решения своих задач[2].

Существует ряд информационных систем, которые прямо или опосредованно используются в образовательном процессе. Чаще всего такие системы применяются для облегчения процесса обучения, для визуализации объясненного материала, для упрощения процессов тестирования или проведения экзаменов. Примерами таких систем являются: платформы для размещения дистанционных MOOC (massive online open course – массовые открытые онлайн-курсы), системы организации учебного процесса, цифровые модульные системы для управления учебным процессом в виде коммерческих продуктов или разработанные в определенных образовательных учреждениях.

Безусловно, система подготовки кадров для цифровой экономики является основным источником ее развития, а именно подготовки специалистов, которые будут создавать, и применять алгоритмы обработки цифровых данных в различных сферах экономики, создавать высокотехнологичные товары и услуги, внедрять инновации. Ввиду существования таких систем и все большей их экспансии возникает необходимость их структуризации и описания с целью дальнейшего проектирования и разработки подобных систем. Кроме того, остается неясной роль преподавателя в таких системах, а также механизмы работы двух сторон в структуре образования – преподавателя и ученика[1].

Система высшего образования в России в основном представлена государственными вузами, участие частных негосударственных университетов в подготовке кадров сокращается, за последние пять лет сократилась в четыре раза. Роль высшей школы состоит в том, чтобы обеспечить цифровую экономику соответствующими образовательными и исследовательскими программами и кадрами. В противном случае образовательные и исследовательские задачи цифровой экономики перейдут в частный сектор, в лучшем случае к российским негосударственным организациям, а в худшем к зарубежным провайдерам и цифровым образовательным платформам.

Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт будущих компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий.

Исходя из вышесказанного, каждый вуз совместно с ведущими отраслевыми компаниями, деятельность которых будет выстраиваться в соответствии с темпами развития экономики, проектами по выпуску инновационных товаров и пр., может формировать новые «пучки компетенций» и воспитывать новых специалистов, обладающих ими. Причем приступать к такой работе необходимо уже сейчас, если целью является подготовка специалистов для цифровой экономики. Самое важное изменение – это повсеместное распространение технологий информатизации и автоматизации. Эти изменения – требование глобальной конкуренции, и, разумеется, их применение оправдано только в случае повышения производительности труда в результате их внедрения. Также существенный эффект состоит в снижении человеческого фактора на производстве, ведь робототехника не устаёт, не испытывает стресс, не нуждается в отпуске, больничных и т.п.

По оценкам оксфордских исследователей из Martin School’s Programme on the Impactsof Future Technology, в течение ближайших двадцати лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены компьютерными программами. Это не означает, что люди останутся совсем без работы – они должны будут заняться такой работой, которую роботы выполнять не смогут. Значительная часть этой работы станет творческой, и, как следствие, способность к художественному творчеству из удела одиночек- творцов будет становиться массовым явлением. Все больше профессий будет связано с совместной деятельностью в группах – люди меньше будут работать с механизмами и больше – с другими людьми. Поэтому одним из важных и повсеместно распространенных умений станет навык (компетенция) организации работы с отдельными людьми и коллективами[3].

Ключевым источником развития цифровой экономики являются специалисты, подготовленные к работе с информационными технологиями. С одной стороны требования к ИТ-подготовке включены в профессиональные стандарты педагогов, а с другой подготовка к использованию ИТ выходит за пределы технических компетенций, и требует расширенного понимания методической подготовки преподавателей к работе в электронной образовательной среде. Система обучения преподавателей работе в современной цифровой образовательной среде в настоящее время только формируется.

Практика применения ИТ в учебном процессе российскими вузами рассматривается с точки зрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а не в смысле использования персональных компьютеров и проекторов при разработке и демонстрации лекционных материалов.

ЭО и ДОТ образуют сегмент онлайн программ высшего образования, доля которого не превышает 2%. Образовательные программы онлайн в основном предоставляют негосударственные образовательные учреждения, их доля в сегменте онлайн-обучения достигает 80%. Созданную цифровую образовательную среду вузам необходимо наполнить своими образовательными продуктами, интерактивным контентом, инструментами взаимодействия и проектной деятельности учащихся, тогда для них станут доступны преимущества цифровой экономики.

Для полноценного участия в формировании цифровой экономики через подготовку кадров, а также как отрасль цифровой экономики необходимы шаги по поддержке вузов в информатизации. Текущий уровень развития ИТ-инфра- структуры свидетельствует о недостаточной информатизации административных и учебных процессов вузов.

 

Список литературы

 

1.    Горобцова Л.П., Цыганков И.С. Проблемы и перспективы образования в условиях цифровой экономики//Вестник факультета управления СПбГЭУ, № 3. 2018 г.- С. 2.

2.       Днепровская  Н.В.  Оценка  готовности  российского  высшего  образования  к  цифровой экономике//Статистика и экономика, Т.15, № 4, 2018 г. – С.16.

3.    Калимуллина О.В.,  Троценко  И.В.  Современные  цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций//Открытое образование, Т.22, № 3, 2018 г. - С. 61.