Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПОСРЕДСТВОМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

В современных условиях развития национальной экономики, а также заявленной политики импортозамещения, вызванной финансово-экономическими и технологическими ограничениями со стороны западноевропейских стран, требуются совершенствования имеющихся, а также поиска и разработки новых методов, способов и механизмовповышения эффективности предприятий регионального промышленного комплекса.


В данном случае следует обратить внимание на возможности такого инструмента, как          реструктуризация    системы    управления.       Именно    реструктуризация    системы управления промышленным предприятием, имеющая сложную организацию, связаннуюс увеличением ресурсного обеспечения, условий производства, усложнением механизма взаимодействия функциональных подразделений и связанных с ним юридических и физических лиц, изменением структуры процессов производства, методов и алгоритмов принятия управленческих решений, может повысить эффективностьработы все производственного цикла.

Исходя и представленной автором схемы системы управления промышленным предприятием (рис.1) как экономического объекта, в первую очередь обращает на себя внимание взаимосвязь элементов системы, изменяющихся под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внутренним факторам могут относиться изменение экономической среды, социальной среды, а также научно технической базы и др. К внешним факторам и угрозам относятся в первую очередь экономические, финансовые и технологические ограничения. Именно внешние факторы на сегодняшний момент ставят перед предприятием задачи повышения эффективности использования имеющихся ресурсов для реализации политики импортозамещения. Методы, способы и механизмы реструктуризация системы управления позволяет предприятиям провестирационализациюструктуры и функций управления, модернизацию методов и механизмов принятия управленческих решений, а также адаптировать управленческие процессы к быстро изменяющимся внешним и внутренним факторам. Особую актуальность здесь приобретают требования кпроведениюреструктуризации системы управления промышленным предприятием, а также показатели, направленные на повышение эффективности его деятельности. К таким показателям в первую очередь необходимо отнести следующие: рентабельность, объемы выпуска продукции, стоимость предприятия за счёт увеличения основных фондов, капитализация предприятия по результатам его реструктуризации, эффективность использования его материально- ресурсной базы, издержки производства и управления. Обращают внимание и условия внешней среды, позволяющие оказывать влияние на стимулирование производственной деятельности объединений и корпораций отраслевой и территориальной принадлежности.

Таблица 1. Индекс промышленного производства предприятий Центрального федерального округа[1]

 

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

105,0

103,4

100,4

101,7

96,6

Центральный

федеральный округ

106,9

105,7

101,4

101,4

97,2

Белгородская

108,7

105,6

102,1

102,5

105,5

область

Брянская

область

110,6

115,7

96,8

102,1

113,5

Владимирская

область

107,4

103,4

108,0

109,2

99,8

Воронежская

область

110,1

129,7

106,1

108,0

103,7

Ивановская

область

105,7

104,6

106,2

97,3

92,1

Калужская

область

125,3

110,2

105,9

103,9

94,6

Костромская

область

108,2

103,7

104,6

100,0

91,5

Курская

область

104,6

103,3

100,8

105,8

104,3

Липецкая

область

111,1

107,4

100,3

102,9

100,8

Московская

область

109,7

107,9

105,2

104,1

105,4

Орловская

область

107,8

106,4

100,4

104,9

100,2

Рязанская

область

109,7

100,8

105,7

102,0

97,2

Смоленская

область

102,7

105,9

104,7

101,7

101,4

Тамбовская

область

116,4

112,9

106,2

108,5

104,5

Тверская

область

105,9

111,0

102,1

96,7

97,7

Тульская

область

120,0

108,4

110,5

104,5

111,9

Ярославская

область

111,3

104,1

98,5

104,6

105,6

г. Москва

100,7

100,4

95,3

98,9

97,2

 

 

Рассмотрев ряд показателей индекса промышленного производства Центрального федерального округа (Таблица1) можно заметить, что практически во всех регионах наблюдается снижение данного показателя, кроме Брянской области, здесь на протяжении всего рассматриваемого периода они снижались, но к 2015 году возросли. Самым отсталым регионом, сильно снизившим показатели, является Костромская область.

Рассмотрев ещё ряд показателей (Таблица 2) и сравнив Костромскую область как отсталый регион, и преуспевающий регион Брянскую область, автор сделал следующие вывод: предприятия промышленного комплекса всех субъектов ЦФО нуждаются в проведении реструктуризации.

Таблица 2. Сводная таблица социально-экономических показателей регионов[2]




 

 

Инвестиции в

Инвестиции на

Численность

Естественный прирост

основной

душу

населения,

населения(убыль) на

капитал,

населения,

чел.

1000 человек

тыс.руб.

тыс.руб

2014

2013

Тульская область

 

95,4

 

63,0

 

1513166

-7,1

-7,5

Брянская область

66,8

54,2

1232885

-5,0

-4,8

Костромскаяобласть

27,5

42,0

654230

-3,3

-3,5

Ивановская область

 

29,8

 

28,7

 

1037079

-5,2

-5,2

 

Одним из показателей, свидетельствующих о необходимости проведения реструктуризации в управлении промышленными предприятиями, является количество инвестиций в основной капитал. Как видно из таблицы, Костромская и Ивановская области сильно отстают по показателям от регионов лидеров по индексу промышленного производства Брянской и Тульской областей. Это свидетельствует о снижении капитализации основных фондов.Зачастую такая проблема связана с низким уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия. К ее решению применим подход, направленный на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, производство более современных продуктов. В рамках этого подхода используются следующие методы: укрепление стратегически важных направлений деятельности путём приобретения новых видов бизнеса, удаление из бизнес - портфеля тех направлений, которые не являются основными для будущего развития предприятия, инструментарий стратегической реструктуризации т.д.[3]. Следующим показателем являются инвестиции на душу населения, здесь ситуация похожая, Костромская и Ивановская области сильно отстают по показателям от Брянской. Такие низкие показатели свидетельствуют о плохом развитии социальной сферы промышленного комплекса этих областей.Также такие низкие показатели могут указывать на несогласованность в управлении деятельностью предприятия. В данном случае применим подход, направленный на изменение распределения собственности и повышение уровня контроля над деятельностью предприятия; улучшение управления предприятием; повышение эффективности производства. В рамках этого метода используются такие методы: списание активов, реализация активов, сдача имущества в аренду. И наконец демографические показатели регионов. Если рассматривать рамках реализации политики импортозамещения посредством проведения реструктуризации системы управления регионального промышленного комплекса имеется тесная связь с ресурсным обеспечением объекта, а ресурсное обеспечение это не только имеющиеся ресурсы (природные), а также и человеческие ресурсы [4]. А демографическая ситуация, например, в Костромской области вызывает тревогу, так как происходит демографический спад и также инвестиции на душу населения уменьшаются в свете сокращения индекса производства. Также низкий уровень заработных плат на предприятии может сказываться на демографической ситуации. Зачастую это связано со снижением уровня финансового состояния как самого предприятия, так и его сотрудников. В поиске решения обозначенной проблемы необходимо применение подхода, направленного на повышение финансовой устойчивости, недопущения ухудшения финансового состояния предприятия и выход из кризиса. В рамках данного метода применимы следующие методы: признание задолженности недействительной, отсрочка или рассрочка долга с последующим погашением, методы реструктуризации дебиторской задолженности, а также сокращение численности сотрудников и д.р.

Помимо этого, низкие показатели эффективности предприятия могут указывать на несогласованность в управлении деятельностью предприятия. В данном случае применим подход, направленный на изменение распределения собственности и повышение уровня контроля над деятельностью предприятия; улучшение управления предприятием; повышение эффективности производства. В рамках этого метода используются такие методы: списание активов, реализация активов, сдача имущества в аренду.

Таким образом, нужно отметить, что все показатели свидетельствуют о необходимости проведения реструктуризации в управлении промышленными комплексами в данных регионах, причем как в отстающих регионах, так и в регионах лидерах. В Костромской и Ивановской областях необходимо провести реорганизационные мероприятия и оптимизировать систему управления, например, объединением элементов этой системы по функциональному признаку, т.е. оптимизация состава и конкретизация полномочий. В преуспевающих регионах по индексу промышленного производства, таких как Брянская и Тульская областях, нужно адаптировать принятие управленческих решений к изменившимся внешним факторам. Для этого на предприятиях можно создать мониторинговую структуру, которая будет отслеживать установленные индикаторы и при изменении воздействияфакторов внешней и внутренней среды сигнализировать об их пересмотре.

Таким образом, исследование требований для проведения реструктуризации системы управления, а также использования разнообразного инструментария реструктуризации, даёт возможность не только повысить эффективность производственного  процесса,  но  и  своевременно  отслеживая  меняющуюся  среду, создавать конкурентоспособную продукцию, что позволит выходить на новые рынки, включая и внешние.

Статья подготовлена в рамках выполнения внутриуниверситетского гранта Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова «Развитие системы управления предприятий регионального промышленного комплекса в условиях политики импортозамещения».

 

 

http://www.gks.ru/Федеральная служба государственной статистики

2http://www.gks.ru/Федеральная служба государственной статистики

3Безпалов В.В., Лочан С.А., Петросян Д.С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем. Монография. М.:Кнорусс,2016.

4  Петросян Д.С. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях: учеб. пособие / Д.С. Петросян, В.В. Без палов, С.А. Лочан. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 214 с

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.    Безпалов В.В. Реструктуризация системы управления :Учебное пособие под ред. С.А. Лочан. — М. : КНОРУС, 2015. — 280 с.

2.    Безпалов В.В., Лочан С.А., Петросян Д.С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем. Монография. М.:Кнорусс,2016.

3.    Петросян Д.С., Безпалов В.В., Лочан С.А. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях: учебное пособие— М.: ИНФРА-М, 2016. — 214 с

4.    Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru