Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     Транспортная система Северо-Запада является важнейшим элементом транспортного комплекса России, в том числе в силу особого экономико-географического положения данного региона. Целью данного исследования является анализ развития транспортной деятельности Северо-Западного федерального округа, а также выявление основных проблем транспортного комплекса Северо-Запада и предложения по их решению. Исследование транспортной деятельности округа производилось за период с 2000 по 2010 год.

     Для комплексного анализа транспортной деятельности округа проведем оценку основных показателей транспортной деятельности для таких видов транспорта, как железнодорожный, автомобильный и морской.

     К первой группе показателей, характеризующих развитие транспортной деятельности региона, относятся плотность и густота путей сообщения. За исследуемый период в СЗФО плотность ж/ д путей общего пользования в округе увеличилась незначительно – на 1,3%, автодорог – на 12,5%, при том, что количество автомобилей на 1000 человек населения возросло более чем в 2 раза. Таким образом, существует нехватка путей сообщения, а именно дорог с твердым покрытием. В настоящее время более одной третьей сельских населенных пунктов Северо-Западного федерального округа не обеспечены постоянной связью дорог с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

     Далее были проанализированы показатели грузоперевозок. Объем отправленных грузов железнодорожным транспортом резко снизился в 2009 году (на 16%) в связи с кризисом. За исследуемый период произошло существенное снижение объема перевезенных грузов автотранспортом (на 43%), что обусловлено повышением цен на бензин, снижением спроса на перевозки потребительских товаров в период кризиса и обновлением автопарка. При этом грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 41%, что связано с увеличением дальности, а также частоты перевозок (в связи с ростом числа транспортных компаний). Таким образом, наиболее подвержена финансовому кризису сфера автомобильных грузоперевозок, нежели железнодорожного транспорта. Это связано, прежде всего с тем, что в автомобильных грузоперевозках преобладает частный сектор, не защищенный государством.

     Анализ показателей пассажироперевозок за данный период выявил следующие тенденции: перевозки пассажиров ж/д транспортом сократились на 42%, автобусами общего пользования – на 66%, что объясняется увеличением автомобилизации населения. Данная тенденция демонстрирует проблему снижения спроса среди граждан на городской пассажирский транспорт и на железнодорожный транспорт общего пользования, что ведет к чрезмерной загруженности автомобильных дорог.

       Также был произведен анализ перевозок грузов морскими судами, так как Северо-Западный Федеральный округ специализируется на данном виде деятельности (Табл.1).

     Анализ показал, что идет тенденция на увеличение перевозок грузов под иностранными флагами. Данная тенденция наносит существенный урон российской экономике. Северо-Западный федеральный округ в недостаточной степени использует преимущества своего выгодного географического положения. Международные грузы следуют по территории в основном транзитом, создавая дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру и окружающую среду. При этом добавленную стоимость от переработки международных грузов, следующих по территории округа, получают в основном соседние государства (Финляндия и страны Балтии), а также другие регионы России.


Таблица 1 Динамика объема отправленных грузов судами под иностранными и российскими флагами за 2009 – 2011 годы


Годы

Отправлено грузов

судами под иностранным флагом, тыс. тонн

Отправлено грузов

судами под российским флагом, тыс. тонн

Темп прироста, %

Иностранные суда

Российские суда

2009

176 305,3

17 296,7

-

-

2010

180 014,1

15 676,3

2,10

-9,37

2011

182 632,3

12 744,6

1,45

-18,7

Примечание. Таблица составлена на основании данных [2]

       Кроме того, количество российских морских судов существенно сокращается, данная тен денция наблюдается еще со времен распада СССР, когда во владении России осталось лишь 44% флота. Затем сокращение количества российских судов продолжилось, это связано с тем, что зарегистрировать судно под иностранным флагом намного проще, быстрее и менее затратно. То есть все чаще российские суда регистрируют под иностранными флагами из-за российской бюрократии, тем самым принося доходы другим государствам.

     Затем были проанализированы финансовые показатели транспортной деятельности регионе, в частности было выявлено, что доля транспорта в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности превышает соответствующий показатель по России ( Рисунок 1).

     То есть доля доходов от транспортной деятельности Северо-Западного региона выше среднероссийской, это значит, что в данном регионе транспорт является одной из отраслей специализации.


Рис.1. Доля транспорта в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности на в СЗФО и РФ

     Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно выделить ряд проблем развития транспортного комплекса и их предложить пути их решения.

   Во-первых, наблюдается существенная дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню обеспеченности автомобильными дорогами. Низкая доля автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог наблюдается в Архангельской области, Ненецком АО. Из-за плохого состояния дорожной сети наблюдается падение объемов сельскохозяйственного производства и отток населения из этих районов. Для решения данной проблемы необходимо увеличить плотность автодорог с твердым покрытием в областях региона, в которых имеется их недостаток. А также, обеспечить доступность транспортных услуг населению в труднодоступных района х, путем увеличения числа и модернизации подвижного состава пассажирского транспорта.

   Во-вторых, наблюдается снижение спроса среди граждан на городской пассажирский транспорт и на железнодорожный транспорт общего пользования. Данная проблема решается за счет повышения качества перевозок городским пассажирским транспортом, которое снизит различие между использованием городского пассажирского транспорта и личного автомобиля и, как следствие, обеспечит повышение привлекательности городского пассажирского транспорта и рост объема транспортных услуг. Снижение загруженности автомагистралей можно обеспечить путем увеличения налогов на автомобильный транспорт личного пользования и введением платных автодорог.

     В-третьих, через Северо-Запад больше грузов перевозится иностранными судами транзитом, чем российскими, что создает дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру и окружающую среду. Данная проблема может решаться путем снижения нагрузки на транспортную структуру и окружающую среду введением определенных ограничений на транзитные перевозки соседними государствами (увеличение таможенных пошлин). Кроме того, России следует увеличить экспорт товаров собственного производства.

   В-четвертых, в России наблюдается существенная нехватка морских судов, а также высокая степень износа основных фондов. Большая часть российского флота представлена устаревшими 25 —30-летними судами, уже неконкурентоспособными на мировом рынке. Кроме того, важной проблемой является процесс регистрации морских судов под российскими флагами, в связи с чем увеличивается число российских судов под иностранными флагами, что наносит существенный урон российской экономике. Необходима глобальная модернизация российского флота, обновление его подвижного состава. Помимо этого, необходимо взять под государственный контроль процедуру регистрации российских судов, а так же упростить ее – то есть сделать более доступной, дабы увеличить количество судов под российскими флагами.

Список литературы

1.           Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 990 с.

2.           Сведения о междупортовых перевозках грузов морским транспортом [Электронный ресурс] // Единая межведомственная информационно-статистическая система. – М.: - Режим доступа к сайту - http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=39233&   referrerType=0&referrerId=947080