01 января 2016г.
В статье рассмотрены особенности Забайкальского края, как субъекта Российской Федерации, в том числе в разрезе его приграничного расположения.
Ключевые слова: Забайкальский край, приграничье, внешнеэкономическая деятельность.
В настоящее время в экономической литературе наблюдается рост интереса к исследованиям проблем приграничья. Полагаю, что данный факт связан с внешнеэкономической ситуацией в мире, изменением территориальных границ Российской Федерации, в связи с вступлением в её состав Республики Крым и изменением ориентированности внешнеэкономической деятельности с европейского уклона на Азию.
В связи с вышеизложенным считаем актуальным исследование Забайкальского края как субъекта Российской Федерации, граничащего с Китаем и Монголией.
Забайкальский край один из 85 субъектов Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа и граничащий с Амурской и Иркутской областями, республикой Бурятия и Якутия и, как уже было отмечено ранее, имеет государственную границу с Китаем и Монголией.
Данный регион занимает территорию равную 431 892 км² и имеет численность населения 1090,3 тысяч человек[2].
Особенности Забайкальского края связаны, прежде всего, с его приграничным положением.
В стратегии социально экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года говориться что: «Географическое положение Забайкальского края, характеризующееся значительной удаленностью от федерального центра, наличием общих границ с Китайской Народной Республикой (далее – КНР) и Монголией, а также выгодной транспортной с хемой, интегрированной в мировую систему коммуникаций, обусловливает ориентацию региона на развитие международной и внешнеэкономической деятельности со странами АТР, прежде всего, с КНР и Монголией» [1]. В момент утверждения указанной стратегии (26 декабря 2013 года) под сотрудничеством с Китаем и Монголией, прежде всего, подразумевалось привлечение иностранных инвестиций, но события, произошедшие на внешнеэкономическом плацдарме в начале 2014 года изменили отношение к важности и значимости развития международной и внешнеэкономической деятельности со странами АТР. С каждым днем усиливается внимание к Азиатскому-Тихоокеанскому региону, а, следовательно, и к граничащему с важнейшим партнером Российской Федерации Китаем Забайкальскому краю.
Но несмотря на кажущуюся перспективность Края у данного региона есть масса проблем в социально- экономическом развитии. Уровень жизни и культуры населения низкий (около 40% населения имеют среднедушевой денежный до хо д в размере от 10 до 20 т.р., в то время как средняя заработная плата по стране 33,28 т.р.), а по данным исследований « Индекс счастья российских городов» мониторинговго агентства News Effector совместно с Фондом региональных исследований «Регионы России» Чита (административный центр Забайкальского края) заняла последнее, сотое, место в списке[4].
Кроме того, роль региона в российско-китайской торговле последние годы неуклонно снижалась и регион все чаще ограничивался выполнением транзитных функций, что, несомненно, связано с ограничениями вывоза круглого леса, который и являлся основным видом экспорта (Табл.1).
Таблица 1
Объем экспорта древесины и целлюлозно-бумажные изделия по Забайкальскому краю в периоды с 2011 по 2014 годы [3].
Вид экспортируемо го товара
|
2011
|
2012
|
2013
|
Стоимость, тыс. долл.
|
Удельный вес в товарной структуре экспорта,%
|
Стоимость, тыс. долл
|
Удельный
вес в
товарной структуре экспорта, %
|
Стоимос ть
тыс. долл
|
Удельный вес в
товарной структуре экспорта,
%
|
Древесина и целлюлозно- бумажные изделия
|
67 547,3
|
31,7
|
45 402,7
|
20,9
|
35 984,8
|
19,3
|
Исходя изданный таблицы, делаем вывод о реальном снижении объема экспорта древесины по Забайкальскому краю за последние годы. Следовательно, региону необхо димо искать другие пути и направленности развития внешнеторговых отношений, как с Китаем так и с другими странами АТР.
Для улучшения социально-экономической деятельности региона предлагаем следующие меры:
1. усилить развитие сельского хозяйства (в разрезе санкционного противостояния России и Запада это более чем актуально);
2. начать формирование туристической индустрии (ввиду большого количества природных памятников, заповедников и иных востребованных в туризме объектов в регионе), а, следовательно, и активный брендинг края;
3. развивать отношения со странами АТР (ввиду приграничного расположения региона), не только экспортного характера, но и усиливать культурные связи, а также инвестиционные отношения (привлечение иностранного капитала в регион поможет ускорить темпы его экономического развития)
В конце стоит отметить, что исследования региона необходимо продолжать для выявления его внутренних резервов и путей реализации возможностей Забайкальского края как во благо себе, так и всей стране в целом.
Список литературы
1. Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года. Чита, Министерство экономического развития Забайкальского края, 2013. 85 с.
2. http://chita.gks.ru/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю
3. http://stu.customs.ru/ Федеральная таможенная служба Сибирское таможенное управление
4. http://newseffector.com/news/78876 Мониторинговое агентство NewsEffector