Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     Научный интерес к проблемам взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти обусловлен целым рядом факторов, связанных с основными тенденциями в экономической и политической системах. Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы. Однако формирование тех или иных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти зависит от предыдущего опыта развития страны, существующей политической культуры и сформировавшихся социальных, экономических и политических институтов.

     Интерес к проблеме взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти также связан с задачами управления. Построение эффективной модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти требует утверждения соответствующих институциональных основ такого взаимодействия, а также разработки механизмов их реализации на практике.

       Сформированная на основе демократических принципов модель партнерских отношений между властью и частным предпринимательством — один из основополагающих элементов функционирования смешанной экономики. На практике модель проявляется в форме определенной институциональной среды и структуры отношений и включает широкий охват видов деятельности. Формирование эффективной модели партнерства должно строится при наличии в стране гражданского общества, которое предполагает существование атрибутов демократических, рыночных отношений, таких, например, как доминирование закона, политический плюрализм, частная собственность, предпринимательство, прибыль, конкуренция, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы и т. п. Все они обладают известной автономностью, относительно независимыми внутренними связями и закономерностями. Интересно допущение, что все указанные элементы, совокупность горизонтальных социальных связей между ними, созданных свободными и социально ответственными гражданами общества для защиты своих интересов, независимы от государства и его институтов. Это демократическое правовое общество, в котором есть место любым организациям и инициативам, соблюдающим его законы, включая и сектор бизнеса, которые занимают влиятельное положение во всех демократических странах.

     В России сотрудничество бизнес-структур с органами государственной власти сталкивается с серьезными проблемами, которые проявляются в недостатках правовой базы; несовершенстве форм и методов реализации партнерских отношений; отсутствии конкурентных условий для эффективного сотрудничества; неразвитости инвестиционной и инновационной среды и т.д.

     Для того чтобы начать говорить о моделях взаимодействиях власти и бизнеса, необходимо рассмотреть само понятие модель. Модель - это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе [3]. Построение и исследование моделей, то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном устройстве свойств и закономерностей.

     Модели взаимодействия государства и бизнеса могут принципиально различаться по характеру, составу и, следовательно, по всей совокупности включаемых в них компонентов. Все многообразие моделей может содержать в себе как партнерские, так и более жесткие формы взаимодействия, вплоть до авторитарных и тоталитарных, и более нейтральные, когда государство выполняет роль ночного сторожа, а бизнес самостоятельно реализует свои функции на всем остальном экономическом пространстве.

     Ряд исследователей выделяют идеальную теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, которая возможна в условиях «идеального рыночного хозяйства». Она определяет роли субъектов взаимодействия: субъекты, представляющие интересы бизнеса договариваются о «правилах игры» и поручают контроль над их соблюдением государству как агенту-гаранту. Положительной стороной данной модели является установление обязательств между сторонами. Государство гарантирует бизнесу создание благоприятной среды и производство необходимых для его функционирования и развития общественных благ, таких как производственная, социальная и институциональная инфраструктура, также и бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству   используемых экономических ресурсов.

     Наряду с идеальной моделью можно выделить нормативную картину (модель) взаимодействия бизнеса и власти, складывающуюся из установленных в данной стране формальных норм, правил и практик их применения. Положительная черта данной модели заключается в выборе уже существующих практик применения, то есть существует ориентир для моделирования эффективного взаимодействия.

     Среди универсальных моделей взаимодействия государства и бизнеса принято выделять модель плюрализма и модель корпоративизма (неокорпоративизма)[2].

       Таким образом, в качестве заключения хотелось бы сказать, что закрепление в российской практике корпоративистской модели взаимодействия   государственной власти и   бизнеса , с одной стороны, связано с отказом от построения персоналистских режимов 34 и партон-клиентских отношений 35, предотвращением сращивания высшей государственной власти и крупного бизнеса[1]. С другой стороны, новая модель отношений государственной власти и бизнеса потребовала преодоления плюралистического хаоса представительства интересов и привела к созданию ассоциаций специального интереса, иерархически организованных и имеющих привилегии участия в разработке и реализации государственной политики. Они не про сто соединили многочисленные отраслевые и секторные объединения бизнеса, способствовали локализации конфликтов между экономическими субъектами, но и стали контрагентом диалога бизнеса с государственной властью и участниками корпоративистской системы согласования, а не открытой конфронтации.

Cписок литературы

1.           Гермаш      Т.А.      Государственная    власть     и      бизнес      в      современной      России:      новая     модель взаимодействия//Философия права. 2011. № 1. С. 108 -112

2.           Зельднер А. Государство в системе обеспечения устойчивого развития экономики// Вестник Института экономики РАН. 2012. № 6. С. 66-77.

3.           Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. Монография. М.: Кнорус, 2014. С.87