Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

Одним из наиболее общих критериев для привлечения и размещения инвестиций является наличие благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Целесообразным представляется определение инвестиционного климата региона как комплексной системы, состоящей из двух иерархически взаимосвязанных компонент: в основе – (1) инвестиционная привлекательность региона, которая определяет его (2) инвестиционную активность.

Совокупность сложившихся политических, социально-культурных, финансово- экономических и правовых условий, обуславливают (1) инвестиционную привлекательность региона, зависящую от его инвестиционного потенциала и степени возможных рисков при вложении капитала, которая определяет уровень (2) инвестиционной активности региона, представляющей собой результирующий показатель инвестиционной деятельности, лежащий в основе оценки инвестиционного климата региона: инвестиционная привлекательность региона (инвестиционный потенциал + инвестиционные риски) => инвестиционная активность региона => инвестиционный климат региона.

Формирование    благоприятного    инвестиционного   климата    региона    является важным, но не исключительным условием увеличения притока инвестиций. Однако  «оценка инвестиционного климата служит инструментом его оптимизации» и ее невозможно осуществлять без учета отдельных положений региональной «политики, предусматривающей формирование специальных программ и побудительных механизмов» [5].

Правительством Оренбургской области разработаны основополагающие документы развития региона на долгосрочную и среднесрочную перспективу, предусматривающие государственное регулирование и поддержку инвестиционной деятельности:

1   «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» (Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 г. № 551-пп).

2    «О стратегии инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года» (Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2014 г. № 95-п).

3       «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области на 2014-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (Постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 г. № 767-пп).

4    «Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации концепции улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области» (Постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 г. № 281-п).

Реализация положений данных документов предполагает «проведение мероприятий по комплексному улучшению инвестиционного климата в Оренбургской области, стимулированию спроса, активизации государственных, предпринимательских и общественных усилий по развитию экономики, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест, развитию источников финансирования инвестиций, организации высокоэффективного инвестиционного процесса» [1].

При этом в задачи Правительства Оренбургской области входит: создание механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций; снижение                               административных                                барьеров; формирование: механизмов стимулирования спроса, благоприятных налоговых условий реализации инвестиций, кластеров в соответствии с конкурентными преимуществами Оренбургской области, механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств, благоприятных условий для трансферта и внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством, благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности является одним из существенных факторов, воздействующих на инвестиционный климат региона. На территории Оренбургской области действуют:

1       «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Закон Оренбургской области от 05.10.2009 г. № 3119/712-IV-ОЗ).

2      «О стимулировании деятельности иностранных инвесторов на территории Оренбургской области» (Закон Оренбургской области от 21.06.1996 г., в ред. от 09.07.2007 г. № 1340/266-IV-ОЗ).

3    «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области»          (Закон          Оренбургской          области          от          16.11.2009          г.№ 3222/739-IV-ОЗ).

 Региональное законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и на возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли.

В перечень приоритетных инвестиционных проектов Приволжского федерального округа включены три проекта в области промышленного производства и один в инновационной сфере из Оренбургской области. Их реализация может качественно преобразить социально-экономическое положение области и уровень жизни ее населения, обеспечить динамизм развития в долгосрочной перспективе и способствовать развитию экономики.

Сегодня Оренбургская область становится стартовой площадкой для реализации значимых для страны масштабных инвестиционных проектов.

Эффективность региональной инвестиционной политики подтверждается рейтингами Оренбургской области. Так, международное рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз по рейтингам Оренбургской области на «позитивный» и подтвердило рейтинги на уровне «BB». «Позитивный» прогноз отражает улучшение исполнения бюджета Оренбургской области, умеренный прямой риск и сильную способность самостоятельно финансировать капитальные расходы. При этом основными макроэкономическими тенденциями, влияющими на экономику Оренбургской области в долгосрочной перспективе в рамках реализации стратегии инвестиционного развития являются [2]:

- адаптация к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

 -         исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

-    усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

-        необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

-     сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

-   усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках, сокращение внешнего спроса.

Благодаря принимаемым Правительством области мерам по улучшению инвестиционного климата и точечной работе с крупными инвесторами, в Оренбуржье сложился определенный задел с реализацией инвестиционных проектов на ближайшую перспективу. На Инвестиционном портале Оренбургской области размещена информация о 35-и реализуемых приоритетных инвестиционных проектах.

За период 2000-2015 годов динамика инвестиций в основной капитал области была положительной [4].

Объем инвестиций в основной капитал в Оренбургской области увеличился с 2000 года почти в три раза. Большая часть инвестиционных проектов сосредоточена в нефтяном и газовом комплексе, металлургическом, сельскохозяйственном производстве и переработке, что в настоящее время определяет направления и структуру инвестиций (Рисунок 1).


По объему прямых иностранных инвестиций Оренбургская область занимает второе место в Приволжском федеральном округе. С 2000 года объем иностранных инвестиций увеличился более чем в 6,8 раза, в том числе прямых иностранных инвестиций – в 11 раз.

В области успешно работают крупные иностранные компании «Бозал Интернэшнл Менеджмент» (Бельгия), «КазРосГаз» (Республика Казахстан), «Дойтче Виломикс» (Германия), «Глобал Петро Кемикал» (Канада), «Джон Дир» (США) и другие. На территории области действуют почти 500 предприятий с участием иностранных инвестиций. В уставных фондах этих предприятий участвует капитал зарубежных компаний 51 страны мира.

 Оренбургская область включена в систему мирохозяйственных связей. Установлены внешнеторговые контакты с 96 странами мира. Во внешней торговле Оренбургской области важнейшее место занимают страны Таможенного союза, на долю которых приходится почти 40 % регионального внешнеторгового оборота и более 72 % объема торговли со странами СНГ.

В области действуют уполномоченные организации (институты) по поддержке и развитию инвестиционной деятельности (Рисунок 2).



Рисунок 2 – Уполномоченные организации по поддержке и развитию инвестиционной деятельности в Оренбургской области


В 2012 г. Указом Губернатора Оренбургской области образован Общественный совет по улучшению инвестиционного климата. В его состав входят министры областного правительства, депутаты, главы муниципальных образований, специалисты финансовых органов, руководители федеральных финансовых органов по области, представители бизнеса, банкиры, ученые, руководители общественных объединений предпринимателей, журналисты.

Деятельность совета направлена на развитие приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории области. В списке целей и задач  –«повышение эффективности работы по привлечению инвестиционных ресурсов в экономику области, создание благоприятного инвестиционного климата, региональных индустриальных, технологических и туристско-рекреационных парков, а также развития инвестиционной и инновационной деятельности, устранение административных, экономических и организационных препятствий и формирование целостной системы инфраструктуры, поддержки и развития инвестиционной и инновационной деятельности» [3].

Общим принципом формирования и реализации инвестиционной политики Правительства Оренбургской области и органов местного самоуправления является равенство приоритета инвесторов вне зависимости от вида бизнеса (микропредприятия, малый, средний, крупный бизнес) и источника средств (российский или иностранный инвестор). Для каждой группы сформированы адекватные механизмы стимулирования работы в Оренбургской области.

В заключении отметим, что инвестиционный климат в любом регионе РФ имеет свои особенности. Оренбургская область является одним из динамично развивающихся регионов, благоприятным для инвестирования. Для улучшения инвестиционного климата в области разработаны мероприятия, которые, будут способствовать общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, а, следовательно, предотвращению потери экономического потенциала региона.

Список литературы

 

1. Постановление Правительства Оренбургской области № 281-п «Об утверждении плана    мероприятий              Правительства    Оренбургской    области    по    реализации концепции улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области» от 27.03.2012г.–Режимдоступа:http://docs.cntd.ru/document/952014948.

2.     Постановление Правительства Оренбургской области № 95-п «О стратегии инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года» от 14.02.2014 г. – Режим доступа: http://orbinvest.ru/ support_for_investors/legislation.php.

3.               Совет по улучшению инвестиционного климата. – Режим доступа: http://orbinvest.ru/support_for_investors/council_to_improve_the_investment_climate.ph p.

4.              Никотина, О.А. Инвестиционный климат Оренбургской области // Молодой ученый, 2016. - №13. – С. 478-481.

5.            Подшиваленко,   Г.П.   Иностранные   инвестиции:  курс    лекций   / Г.П. Подшиваленко. – М.: КНОРУС, 2015. – 118 с.