Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   Термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова potentia, что означает скрытые возможности, мощность, силу. Однако эти не проявившие еще себя возможности или способности в соответствующих сферах деятельности возможно еще пока в полной мере не выявлены, либо не сформированы, либо не овеществлены [1].

    Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию (рассматривается как «ресурс»);

во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей (рассматривается как «резерв». Это позволяет провести различие между реализованной и нереализованной возможностями;

в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе деятельности реализуются имеющиеся способности, но и приобретаются новые [2].

Уровень потенциала, характеризуя имеющееся состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких на первый взгляд близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».

   Под потенциалом муниципального образования (МО) следует понимать систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих факторов, обеспечивающих эффективное и прогрессивное его развитие, как в современных условиях, так и на перспективу [4].

    Совокупность факторов, характеризующих потенциал муниципального образования, может быть разделена по ряду признаков:

по пространственному признаку выделяют внутренний потенциал (т.е. факторы, присущие данному городу) и внешний (т.е. факторы, действующие извне на данный город);

по временному признаку – существующий потенциал (факторы, имеющиеся в наличие, т.е. ресурсы) и возможный (факторы, которые могут быть использованы в будущем или резервы);

по генезису потенциал города делится на природный (связанный с состоянием географической среды), экономический, социальный [6].

   В современных публикациях как отечественных, так и зарубежных авторов, можно встретить такие понятия, как экономический, рыночный, производственный, трудовой, научно-технический, инновационный, инвестиционный и другие потенциалы, которыми могут располагать социально-экономические системы. Однако практически не употребляется термин «стратегический потенциал», который непосредственно связан с возможностью муниципального образования реализовывать в процессе своей деятельности ту или иную стратегию [1].

   Такие экономисты как Б. Плышевский, А. Тодосийчук, Ю. Лычкин и А. Цыгичко, используют понятие экономического потенциала, под которым понимают совокупность имеющихся в наличии ресурсов и рассматривают «потенциал» как «ресурсы», «инвестиции», «инвестиционные ресурсы», «численность занятых».

   По мнению А. Анчишкина  экономический  потенциал характеризуют «производственные ресурсы, их объем, структура, технический уровень и качество» [1]. Известный экономист, академик Л. Абалкин считал, что потенциал - это обобщенная, собирательная характеристика ресурсов.

   Академик И. Лукинов в своих работах определяет производственный потенциал как «количество и качество ресурсов, которыми располагает та или иная хозяйственная система»[10]. В. Свободин полагает, что производственный потенциал является «совокупностью совместно функционирующих ресурсов, обладающих способностью производить определенный объем продукции» [8].

   По мнению Тарасовой М.Н. производственный потенциал какой-либо хозяйственной системы есть не что иное, как совокупная способность производить материальные блага, удовлетворять общественные потребности, обусловленная имеющимися ресурсами и условиями их использования [10].

   Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев и Р.М. Качалов определили понятие социально-экономического потенциала, как совокупность стратегических ресурсов, определяющих возможности и границы функционирования в различных сочетаниях рыночных условий [3].

   В.Л. Ханжина и Е.В. Попов предложили категорию «рыночного потенциала», как совокупность средств и возможностей в реализации рыночной деятельности. Однако, в разработанной ими методике оценки данной категории, связи рыночного потенциала со стратегическим не предусматривается [7, 11].

   Т.Г. Краснова и Е.А. Балабанова социально-экономический потенциал муниципального образования представляют как совокупность потенциалов муниципального, государственного, смешанного и предпринимательского секторов экономики [4].

   Проведенное нами [1] исследование сущности стратегического потенциала позволило выявить существенные различия в определениях, что объясняется тем, что каждый из исследователей выделял какую-то одну из черт потенциала, не раскрывая ее полностью. В одних определениях делается акцент на условия и факторы, определяющие его уровень, в других - на характер общественно-экономических отношений, в-третьих, - на результаты его использования.

  Очевидно, что для оценки потенциала МО необходимы какие-либо ориентиры, позволяющие сделать вывод о качестве ресурсов, компетенций и способностей. Традиционные варианты таких ориентиров представляют собой исторический анализ, сравнение, сопоставление с отраслевыми нормами и анализ наилучшей практики (бенчмаркинг) [5]. Однако ни один из них не может в полной мере указать на выбор наилучшей стратегии.

    По мнению некоторых авторов, построение системы взаимосвязей потенциалов и нахождение некоторой структуры затруднено в силу  абстрактности исследуемого предмета. В первую очередь, полагают они, это связано с тем, что потенциалы не только пересекаются друг с другом, но и взаимопоглощаются [5]. Так, например, социально-экономический потенциал включает трудовой, материально-технический, социально- инфраструктурный, инвестиционный и другие более конкретные потенциалы, различающиеся также целями своего использования.

    Систему потенциалов социально-экономического развития территории можно представить в виде трех блоков. Во-первых, это блок базовых ресурсных потенциалов территории, объединяющий: природно-ресурсный, географический и демографический потенциалы. Второй блок обеспечивающих потенциалов социально- экономического развития территории объединяет локальные потенциалы, которые  призваны  способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов. В их состав входят: трудовой, материально-технический, научно- инновационный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный и экспортно-импортный потенциалы. Третий блок – это блок потенциалов готовности МО к социально-экономическим преобразованиям, который может включать: потенциал социально-психологической готовности, нормативно-правовой готовности и потенциал научно-методической готовности [9].

    В некоторых исследованиях нередко смешиваются понятия потенциалов территории и ресурсов территории, что приводит к их отождествлению, а следовательно, и неправильному определению характеристик конкретного потенциала. Ресурсы представляют собой имеющиеся, уже использующиеся возможности. Введение понятия ресурсов необходимо также и для того, чтобы сопоставить их с другой категорией – конечным результатом использования ресурсов. Таким образом, возникает логическая цепочка исследования: «потенциал – ресурсы – результат» [4].

    Е.Н. Захарова [2]  отмечает необходимость исследования действия совокупности различных факторов (природных, экономических, социальных и т.д.) на развитие МО в качестве одного из методов осознанного регулирования территориальных пропорций воспроизводства в соответствии с экономическими законами и закономерностями. Набор показателей для проведения анализа может варьироваться от небольшого количества до очень большого. Также он не может быть стабильным, единожды заданным, поскольку по мере развития производительных сил и экономической ситуации многие из них могут меняться.

   Следует отметить, что в силу ряда причин и, прежде всего, отсутствия единой статистической базы на региональном уровне, при оценке потенциала конкретного МО можно использовать не весь набор показателей, а только выборку наиболее чувствительных к поставленной цели и сложившейся динамике изучаемых тенденций. Осуществить такой выбор следует с помощью методов экспертной оценки, регрессионного и корреляционного анализа. При этом очевидно, что непосредственное применение методов и приемов оценки потенциала для города недопустимо без учета закономерностей функционирования и развития исследуемой системы [6].

   Кроме того, при проведении оценки потенциала, прежде всего, необходимо акцентировать внимание на качественных характеристиках потенциала МО, дающих ему конкурентные преимущества. Именно поэтому центральное место должно отводиться оценке тех факторов развития МО, которые могут обеспечить инвестору наиболее высокую норму прибыли в сравнении с другими территориями.

   Таким образом, при оценке и исследовании потенциала МО следует подходить индивидуально и учитывать большое количество различных факторов, отражающих особенности конкретного муниципального образования.

 

Список литературы

1       Бегун, Т.В. Стратегический потенциал муниципального образования: понятие и сущность // Проектирование и конструирование современной реальности в контексте инновационных преобразований общества. Сборник статей по материалам международной научной конференции. – Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2014. – С. 155-159.

2       Захарова, Е.Н. Основные методологические подходы к оценке экономического потенциала региона / Е.Н. Захарова, Е.П. Авраменко. - URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/3350.htm

3       Кожин, В.А. Управление социально-экономическим развитием моногорода / В.А Кожин, A.A. Преснецов, B.C. Провалов - Киров: ВятГГУ, 2008. - 312 с.

4       Краснова, Т.Г. Исследование социально-экономического потенциала муниципальных образований / Т.Г. Краснова, Е.А. Балабанова. // Известия ИГЭА. - 2010. - №1.- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sotsialno-ekonomicheskogo-potentsiala-munitsipalnyh-obrazovaniy

5       Лагунова, Е.В. Стратегический потенциал компании и его оценка / Е.В. Лагунова. // Проблемы управления. - 2007. - №6. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/strategicheskiy-potentsial-kompanii-i-ego-otsenka

6       Мошкевич, М.Л. Разработка методического подхода к оценке инвестиционного потенциала города / М.Л. Мошкевич. - URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/600-2012-01-17-09-31-08

7       Попов, Е.В. Рыночный потенциал предприятия / Е.В. Попов.- М., 2002.- 41с. 

8       Свободин,     В.Н.     Производственный     потенциал     сельскохозяйственного     предприятия     и     оценка эффективности его использования / В.Н. Свободин // Вестник статистики. - 1984. - 10.- С. 5-11.

9       Сыров,      А.Н.      Оценка      экономического      потенциала     территории     /      А.Н.      Сыров.      -      URL:http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskogo-potentsiala-territorii#ixzz2qBwDnXNI

10     Тарасова, М.Н. Анализ подходов к определению категории «производственный потенциал региона» / М.Н. Тарасова. - URL: http://e-lib.gasu.ru/vmu/arhive/2004/01/76.shtml

11     Ханжина, В.Л. Структура рыночного потенциала предприятия/  В.Л.Ханжина, Е.В. Попов. //Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 6. – С. 46-52.